Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения "Послушайте!"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

 Eлена Юрьевна Соколова

План-конспект урока литературы, посвященного истолкованию содержания стихотворения В.В.Маяковского "Послушайте!, а также анализу выразительных средств, использованных поэтом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannyaya_lirika_v.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «Послушайте!».

Оборудование урока:

Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват.учредждений. / Под ред. Ю.И.Лыссого. - М.: Мнемозина, 2000. - 544 с.

План анализа лирического произведения и этапы работы над стихотворением (материал дан в распечатанном виде) на каждом столе.

Запись стихотворения в исполнении О.Басилашвили.

Запись музыкального произведения , созданного на стихи В. Маяковского В.Дашкевичем (поёт Е.Камбурова).

Фотографии В.Маяковского.

Цели урока:

повторить изученное по теории стихосложения (подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе);

закрепить понятие футуризм;

Предварительное домашнее задание:

Статья учебника, с. 128-136 ( ознакомиться).

Прочитать стихотворение Маяковского «Послушайте!».

Вспомнить стихотворения русских поэтов классиков, тех, кого футуристы собирались «бросить с парохода современности, о небе и звёздах.

                                                                   Ты посмотри, какая в мире тишь,

                                                                   Ночь обложила небо звёздной данью.

                                                                   В такие вот часы встаёшь и говоришь

                                                                   Векам, истории и мирозданью.

                                                                                               В.Маяковский

Вспомните основные черты футуризма.

общая  идея разрушения мира;

культ техники, индустриальных городов;

отрицание гармонии как принципа искусства;

словесные деформации, напряженный интерес к

«самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;

абсолютизация динамики силы , творческого произвола

художника;

пафос эпатажа.

Анализ стихотворения.

История создания стихотворения. См. С.Коваленко. «Звездная дань»: Женщины в судьбе Маяковского.- М.: ЭЛЛИС ЛАК, 2006.- С.139-169.

     Игорь Северянин описал свои отношения с Софьей Сергеевной Шамардиной в автобиографическом романе «Колокола собора чувств», там же запечатлён её портрет:

          Звонок. Шаги. Стук в дверь. «Войдите!» -

                                                         И входит девушка. Вуаль

        Подняв, очей своих эмаль

        Вливает мне в глаза, и нити

        Зеленобронзовых волос

        Капризно тянутся из кос.

        Передаёт букет гвоздики

        Мне  в руки.  Молча и бледна,

        Её глаза смелы и дики:

        «Я Сонечка Амардина…»

Чтение стихотворения подготовленным учеником или прослушивание записи, где стихотворение читает Олег Басилашвили.

Какова форма этого стихотворения ? Что это? Диалог?  Конечно же обращение, монолог.

     Стихотворение строится как взволнованный монолог лирического героя, ищущего ответа на философский вопрос о смысле существования этого мира:

                                        Послушайте!
                                       Ведь, если звезды зажигают -
                                       значит - это кому-нибудь нужно?
                                       Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
                                       Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Есть ли в стихотворении другие лирические персонажи?

     Есть  -  это Бог  и ещё один персонаж. Формулируя вопрос, лирический герой называет его – «кому-нибудь», «кто-то». Есть ещё и третий персонаж.

Кстати, к какой части речи относятся эти слова? Разряд местоимений? Кто этот «кто-то»? Чем он отличается от всех остальных?

     Ему на звезды не наплевать, он понимает, что значит свет для людей. Он посредник между Богом и людьми. Он тот, кто решится обратиться к Богу с просьбой, чтобы  обязательно была звезда.

Попытайтесь определить основную тему  стихотворения.

Сделать это очень сложно. Но одно ясно: ночь, звёзды, небо, космос — это мы видим на  внешнем уровне. Попробуем разобраться, что на внутреннем, что скрыто в подтексте....

Идея (авторскую позицию) стихотворения, ради чего написано стихотворение? Какой человек чаще всего смотрит на небо? Это мы попытаемся определить позже. А сейчас, подумайте над тем, как строится стихотворение, на какие части его  условно, конечно же, можно разделить.

     Условно стихотворение можно разделить на 4 части: 1 — обращение ко всем (первые 5 строчек), П-я — рассказ о ком-то ,кто врывается к Богу; третья — его состояние после встречи с богом; четвёртая — снова обращение ко всем.

                 

Постановка задачи перед группами: работаем по группам: 1 часть — 1У группа;. П часть — вторая   группа; Ш часть — Ш группа; 1У часть — 1 группа. Общая задача: анализируя отрывок  , не забывать о том, что ранний Маяковский — футурист.  Как проявились идеи и черты футуризма в стихотворении?  Помните, содержание отрывком вне контекста всего стихотворения рассматривать нельзя.

Зарядка.

Заслушиваем ответы групп. Возможные ответы и комментарии учителя:

1У группа.

     Стихотворение начинается с о призыва  ко всем «Послушайте!»  Что звучит в этом восклицании? В этом восклицании звучит боль и чувствуется отчаяние лирического героя, пытающегося достучаться до людских сердец. Он ищет ответ на вопрос, который звучит как риторический:

                            Ведь, если звёзды зажигают,

                            значит — это кому-нибудь нужно?

                            Значит кто-то хочет, чтобы они были?

                            Значит кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

     Вообще начало стихотворения звучит как продолжение какого-то диалога, спора. Между кем? Может быть лирический герой (а в данном случае читай: Маяковский) спорит с самим собой? Ведь отрицая поэзию Пушкина, Фета, Тютчева, отрицая красоту в целом ( Поэзия -  встрёпанная девка,// А красота — кощунственная дрянь, -

так антиэстетизм декларировал Д.Бурлюк — друг и учитель В.Маяковского), футуристы должны были отрицать и божественную красоту неба.

     Разговорность интонации подчёркивается просторечным союзом  «ведь», а также  трижды повторенным «значит». Наверное, это слово повторяется ещё и потому, что лирический герой, спрашивая, очень хочет услышать утвердительный ответ: да,  да, да...

Неопределённое местоимение  кто-то, кому-то выражает  одновременно некую неуверенность лирического героя   и  - надежду. В метафоре  «звёзды зажигают»  выражена  мысль лирического героя о том, что только горящая звёзда, живая звёзда  «придаёт смысл жизни, является подтверждением  наличия в мире любви, красоты, добра» (Дядичев В.Н.)

     Противопоставление философии антиэстетизма и категории прекрасного выражено и в контекстных антонимах : звёзды для кого-то плевочки, а для кого-то — жемчужины.

     Аллитерация  звуков «з» и «ж» (звезды, зажигают, значит, нужно, называет жемчужиной)  также передаёт взволнованность лирического гороя.

Почему первый стих разбит на две строки?

     Таким образом  логическое ударение падает на два слова  «послушайте» и «зажигают».

П группа.

     Во второй части возникает новый образ — образ Бога, Создателя . Господь предстаёт в стихотворении  земным  тружеником: об этом говорит эпитет «жилистая» рука. Взволнованность лирического героя выражена в глаголах и глагольных формах (надрываясь -д., врывается, боится, что опоздал, плачет,просит, клянётся)  В этой части вообще очень много глаголов, она очень динамична. Когда читаешь строфу, возникает ощущение, что ты видишь эту картину. Это происходит, благодаря использованию  глаголов несовершенного вида  в форме настоящего времени. Динамика передаётся также переносом  логического ударения на глаголы («ломается» стих  - глаголы вынесены на отдельную строчку: надрываясь, врывается. ).

О чём просит лирический герой? Почему клянётся? Не забывайте, что стихотворение пишет влюблённый поэт!

      Жизнь  и любовь под беззвёздным небом  невозможны. Нет красоты  - и нет любви. Вот почему  лирический герой не перенесёт эту беззвёздную муку .Высокий эпитет  беззвездная как бы  одухотворяет слово  мука.

     Заметьте, у Маяковского нет никаких сомнений в Божественном происхождении мира. Критики часто пишут о несколько  фамильярном обращении к Господу нашему, но это спорный вопрос. И мы это видим в стихотворении. И отношения с Богом у Маяковского и лирического героя в этом произведении ,скорее, доверительные, чем фамильярные.

Ш группа.

    В следующей части снова два персонажа: лирический герой и кто-то, к кому он обращается. Возможно,  та, ради которой он просил Бога . В эпитетах «тревожный» и   «спокойный наружно» отражается внутреннее состояние лирического героя. Что его волнует? Что его мучит? В вопросе    лирического героя мы слышим слово теперь («Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!») Возможно, это продолжение диалога, начатого до слов «Послушайте!... (Обратите внимание  на восклицательную интонацию !) Значит, было страшно, значит, не было звёзд.  Волнение лирического героя передаётся в последнем вопросе : «Да?!»  Вот почему тревожный,: неуверенность и надежда... На что? Возможно, на ответное чувство? Обратите внимание на то, как построен стих, он снова членится:, благодаря этому логическое ударение падает на ключевые слова :после, тревожный, ничего, не страшно, да).  

1  группа.

     Последняя часть, казалось бы полностью повторяет первую. Мы видим своего рода закольцованность композициии, сохраняется вопросительная интонация. Но её утвердительное значение резко усилено. Первый стих разбит дважды, и дополнительное разбиение усиливает паузу:

                             Послушайте!

                             Ведь, если звёзды

                             зажигают -

                            значит — это кому-нибудь нужно?

     Анафора  , синтаксический параллелизм, синонимы(...значит  - это  кому-нибудь нужно? // Значит — это небходимо...) усиливают утвердительное значение риторического вопроса.

     Обратите внимание, небо, звёзды словно становятся ближе : звёзды должны загораться  каждый вечер над крышами  - рядом с людьми и для людей.

      О чём говорит вопросительная интонация последнего предложения и почему Маяковский всё-таки добавил восклицательный знак к знаку вопроса?

     

     Согласны ли вы  с высказыванием А.Михайлова :  «Мир не раскрывает перед поэтом свои тайны, и он недоумённо вопрошает:

                             Послушайте!

                             Ведь, если звёзды

                             зажигают -

                            значит — это кому-нибудь нужно?

                            Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер

                            над крышами

                            загоралась хоть одна звезда?!

Система вопросов для анализа последней части:

Прочитайте начало и конец стихотворения.

Какой композиционный приём использовал  В. Маяковский?

Что хочет сказать поэт в последней части стихотворения? Какие приёмы он использует?

  О чём говорит вопросительная интонация последнего предложения и почему Маяковский всё-таки добавил восклицательный знак к знаку вопроса?

                           10.  Рифма и ритмика. Можно ли определить размер, которым написано стихотворение?  Что такое тонический стих? Маяковский использует тонический стих, зачем?   Доверительность интонации создается тоническим стихом, который приближает поэтическую речь к разговорной. Рифма есть только в первом четверостишии — перекрёстная .

 

                       11. Какова общая тональность стихотворения, как она связана с содержанием? Какое чувство лирического героя звучит в стихотворении?

                       Ритмика стихотворения достаточно резка, бодрая, но содержание, скорее, минорное — в стихотворении звучит неуверенность лирического героя, мы чувствуем,  что он трагически одинок.

                       

                       12. Так какова же основная мысль стихотворения? Что утверждает поэт стихотворением?

        В этом мире необходимы красота и любовь, душевное тепло. Звёзды на небе зажигает Господь. Звёзды в человеческой душе может зажечь другой человек.

                 

                       13. Как стихотворение связано с идеями футуризма?

     Никак. Оно .,скорее ,отрицает идеи футуризма, идеи разрушения гармонии, идеи разрушения синтаксиса и грамматики.

         

Ш.

     1. Вспомните в стихотворениях, каких поэтов звучала уже тема звёздного неба? Чьи традиции продолжает поэт-футурист Маяковский?

     Лермонтов :  

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

А.А.Фет

Вот почему, когда дышать так трудно,

Тебе отрадно так поднять чело

С лица земли, где всё темно и скудно,

К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.

Бунин И.А.

Не устану воспевать вас, звезды!

Вечно вы таинственны и юны.

С детских дней я робко постигаю

Темных бездн сияющие руны.

В детстве я любил вас безотчетно, –

Сказкою вы нежною мерцали.

В молодые годы только с вами

Я делил надежды и печали.

Вспоминая первые признанья.

Я ищу меж вами образ милый...

Дни пройдут - вы будете светиться

Над моей забытою могилой.

И быть может, я пойму вас, звезды,

И мечта, быть может, воплотится,

Что земным надеждам и печалям

Суждено с небесной тайной слиться!

1901

     2. Прослушайте музыкальное произведение, написанное на стихи Маяковского. Автор — композитор, наш современник В.Дашковский, исполнительница —  певица Е.Камбурова. Близко ли к вашему восприятию  стихотворения  это  произведение?

ДЗ:

         учебник-практикум на с. 212. прочитайте  Стихотворение Франсиса Жамма, опубликованное в России в 1913 году в переводе И.Эренбурга. Стихотворение называется  «Молитва, чтобы получить звезду». Что родним его со стихотворением Маяковского, чем они отличаются друг от друга. (Если не успеваю — как часть ДЗ);

          на выбор своё стихотворение или анализ стихотворения  Маяковского. Тырыкина  - сравнительный анализ

 стихотворения Маяковского и Фета  «Среди звёзд».

Список литературы:

 

                  Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник-практикум для      общеобразоват.учредждений. / Под ред. Ю.И.Лыссого. - М.: Мнемозина, 2000. - 544 с.

                  Литература. 11 кл. В 2-х ч. Ч.1 : Учебник для общеобразоват. учреждений. , Т.Ф.Курдюмова и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. -  М.: Дрофа, 2011.- 367 с.

                 Дядичев В.Н. В.В.Маяковский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2002.

                 

                  Коваленко С. «Звездная дань»: Женщины в судьбе Маяковского.- М.: ЭЛЛИС ЛАК, 2006.- С.139-169.

Михайлов А.А. Маяковский. - М.: Молодая гвардия, 1988.- 558 с.

1 группа наблюдает за лексикой (лексический повтор, антонимы, синонимы, омонимы, слова высокого стиля, низкого – просторечие, бранная лексика) и  тропами (метафора, эпитет,  гипербола, синекдоха, олицетворение, метонимия, литота, сравнение, ирония).

П группа – за поэтическим синтаксисом (анафора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос, восклицание, обращение, именительный темы, инверсия, композиционный стык, одинаковые начало и конец текста, параллелизм предложений, сравнение – приложение с оттенком сравнения, сказуемое с оттенком сравнения, сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным, сравнительный оборот парцелляция, эпифора).

Ш группа – за ритмикой, определяет размер, которым написано стихотворение  (двустопные : хорей, ямб; трёхстопные :  дактиль-  ударение на первом, амфибрахий  - ударение на втором, анапест – ударение на последнем слоге; тонический стих, включающий дольник дольник – стих, ритмика которого организуется выравненностью ударений по количеству их в стихотворных строках, и акцентные стихи), а также систему рифмовки (простая рифма – повторяются отдельные звуки, составная – группы слов, панторифма – повторяются целые строки; точные и неточные; мужские, женские, дактилические – ударение на третьем от конца стиха слоге ; парные, или смежные – аабб, перекрестные – абаб,  охватные, опоясанные, или кольцевые – абба, белый стих – нерифмованные стихи).

1У группа – занимается звукописью (ассонанс, аллитерация, тональность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.В.Маяковский. Ранняя лирика поэта и ее своеобразие.

Презентация к уроку литературы 11 класс....

Урок литературы в 9-м классе "«Я» и «ОНИ»" (ранняя лирика В. Маяковского)

Урок литературы в 9-м классе "«Я» и «ОНИ»" (ранняя лирика В. Маяковского)Тип урока: комбинированныйЦель урока: интерпретация художественного текста.Задачи:- расширить знания о жизненном и творческом п...

МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ по творчеству В.В.МАЯКОВСКОГО "СВОЕОБРАЗИЕ ЦВЕТОВОЙ ДЕТАЛИ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ"

Систематизация литературно – критического материала о творчестве Владимира Маяковского; текстуальный анализ его стихотворений с точки зрения заявленной темы....

Герой ранней лирики В.В. Маяковского

Презентация может быть использована на уроке  литературы в 7 классе при изучении стихотворения В.В. Маяковского "Послушайте!"...


 

Комментарии

 Eлена Юрьевна Соколова

План-конспект можно использовать при подготовке к уроку литературы, а также для подготовки учащихся к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку.