Мастер-класс
статья по литературе (7 класс) по теме

Мастер-класс по теме "Возможности интеграции в процессе изучения литературы в 5-7 классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.5 КБ
Файл master-klass.pptx340.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Эпиграф. Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности.

Д.И. Менделеев

Я считаю, что эти слова нашего великого ученого как нельзя лучше отражают то, к чему мы должны стремиться, чтобы стоять в авангарде современной школы.

Тема: «Возможности интеграции в процессе изучения литературы в 5-7 классах».

Цели: поделиться со своими коллегами знаниями, опытом, которые были накоплены в результате длительного поиска и упорной работы.

Ход занятия будет состоять из двух этапов:

I этап – теоретическая часть.

II этап – небольшое практическое занятие по теме мастер-класса.

Итак, приступим к работе.

Что такое интеграция?
Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего некоторые школьные предметы имеют интегративный характер. Со времен К.Д. Ушинского уроки обучения чтению и письму проводятся интегрированно или школьный курс литературы всегда является интеграцией науки о литературе, читательской практики и опытов сочинительства.
Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадии реализации межпредметных связей, допускавших рядоположенность явлений из разных предметов, их независимая, как бы параллельное существование, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей, т.е. к подлинной интеграции.

Что же представляет собой интеграция предметов в современной школе?
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов, педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более активного воздействия на учащихся.

В чем же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения «интеграция» может принимать два значения:
- это создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Здесь интеграция рассматривается как цель обучения;
- это нахождение общей платформы сближения предметных знаний. Здесь интеграция – средство обучения.

Когда возможна интеграция предметов?
Она предполагает выполнение трех условий:
- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые либо близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Соблюдение всех трех условий допускает возможность интеграции предметов.
В отличие от обычного урока интегрированный урок представляет собой иное по содержанию, постановки целей и структуре занятие. На интегрированных уроках сведения из разных наук не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета в целом.

По своей организации и содержанию интегрированные уроки имеют четыре уровня:
- когда учителя стремятся сформулировать единые подходы к определенным событиям, явлениям, научить школьников на основе этих подходов правильно строить устные ответы. В этом случае учителями вырабатываются единые цели и задачи, определяются общие понятия. Урок каждым учителем проводится самостоятельно.
- когда работа проводится в понятийно-информационном поле, где понятийный аппарат и информация очень близки. В этом случае учителя строго отбирают понятия, без которых невозможно изучение школьных дисциплин, согласуют предлагаемую информацию. При втором уровне учителя работают каждый на своем уровне или же вместе, согласовав свои функции.
- когда необходимо провести сравнительно-обобщающее изучение материала. В этом случае педагогами ставится задача научить школьников сравнивать и противопоставлять явления, события, характеры, причины. Целесообразно проводить объединенный урок, увеличив время за счет обоих предметов.
- когда основная тяжесть работы ложится на учащихся, которые могут работать группами, парами. Школьники самостоятельно сопоставляют факты об одних и тех же явлениях, событиях, героях. На этом уровне интеграции оба учителя работают в классе одновременно.

Для современной школы необходимы интегрированные уроки. Они экономят время, устраняют ненужное дублирование, расширяют кругозор учащихся, позволяют избежать формализма в знаниях.

Какие же школьные дисциплины обладают наибольшим потенциалом для интеграции?
Это прежде всего предметы гуманитарного цикла: литература, история, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура.
Особенно широкое поле представляет интеграция литературы и истории – дисциплин, постоянно взаимодействовавших между собой.
Программа седьмого класса построена на историко-литературной основе.
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Борис Годунов», отрывок из поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
Приведу пример отрывка интегрированного урока по поэме Пушкина «Полтава». Тема звучит так: Полтавская победа и ее отражение в исторических документах и поэме А.С. Пушкина «Полтава».
Для обсуждения на уроке можно предложить следующие вопросы:
- каковы исторические предпосылки Полтавского сражения, как они отражены в документах и на страницах произведения А.С. Пушкина?
- как описывается Полтавская битва в исторических документах и в поэме А.С. Пушкина?
- в чем сходство и различие в изображении героев битвы с точки зрения истории и литературы?
- каковы последствия Полтавской победы для России в целом и для судеб героев поэмы?
Таким образом, интегрированный урок литературы и истории позволил учащимся рассмотреть вопрос, связанный с периодом Северной войны с точки зрения истории и литературы, определить, как сочетается художественная условность с исторической действительностью. Посредством межпредметной интеграции учащиеся пришли к выводу, что в изображение хода битвы героев поэмы Пушкин опирался на факты истории, но кроме конкретных исторических лиц, ввел в произведение сугубо литературных героев. Воспроизводя реалии времени, поэт изображает и семейную драму Мазепы и Марии, воспринимая ее как историческую трагедию. Автор акцентирует внимание не столько на полководцах, сколько на великом народном подвиге, совершенным под Полтавой.

Музыка и литература.

Интегрированный урок литературы и музыки можно назвать уроком искусства, поскольку основная их цель – это формирование личности, способной размышлять, сопоставлять, анализировать, а главное личности любящей, умеющей сопереживать, понимающей и эмоционально воспринимающей музыку и литературу. К сожалению, использование музыки нередко носит иллюстративный характер или музыка является просто фоном проведения урока, тогда как на интегрированном уроке литература и музыка должны находится в глубинной взаимосвязи. Возможности интеграции литературы и музыки можно рассмотреть в процессе знакомства с произведением А.С. Пушкина «Метель» и музыкальными иллюстрациями Свиридова к этой повести. Сказкой Гофмана «Щелкунчик» и оперой П.И. Чайковского (программа Бунеева), балладой Жуковского «Светлана» и музыкальным произведением П.И. Чайковского «Времена года».

Рассмотрим возможности интеграции на примере баллады Жуковского  «Светлана» и музыкальным произведением П.И. Чайковского «Декабрь. Святки».

Главная трудность состоит в том, чтобы подготовиться к восприятию музыкального произведения, услышав музыку, постараться понять ее и воплотить музыкальное содержание с помощью изобразительно-выразительных средств языка. Читается отрывок из баллады «Светлана» о Святках. Важно, чтобы из рассказа учителя дети уяснили не только суть праздника, связанных с ним обрядов, но и поняли, что и сегодня важно сохранять Святки – праздник семейного единения, добрососедства и милосердного отношения друг к другу, прощать обиды, радоваться друг за друга.

Далее идет работа над словами: хоровод, башмачок, метель, вечерок, вальс, Святки.

И только после этого звучит пьеса Чайковского. После прослушивания задаю вопросы:

- о чем пьеса Чайковского?

- какой танец звучит в пьесе «Декабрь. Святки»?

- сколько музыкальных частей можно выделить, слушая пьесу? Каков их характер?

- какое настроение создается у слушателя? Какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали музыку?

- какой праздник отмечает русский народ в начале января?

- соотнесите строчки баллады и музыку Чайковского. Какие строчки она вам напоминает?

Литература и природоведение.

Тема урока звучала следующим образом: «Происхождение планеты Земля».

В ходе урока воссоздается панорама эпох в развитие знаний о происхождении Земли, происходит постижение связи времен, поколений, содержания различных эпох и культур.

Урок строится на материале стихотворения М.В. Ломоносова «Случились два астронома в пиру…» и гипотез Коперника и Птолемея о происхождении Земли.

После выразительного чтения стихотворения задаю вопросы:

- какую научную информацию поместил в своем стихотворении Ломоносов? Подтвердите словами из текста.

- кто вмешался в этот жаркий спор и как этот спор решил?

- что хотел сказать своим произведением автор?

- в стихотворении проявилось содружество наук (филологии и астрономии) и быта (нашей повседневной жизни).

Практическое занятие.

Урок литературы всегда был и остается одним из главных средств воспитания культурной личности, поскольку именно «культура является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, где он живет, и в предметно-условном мире, каковым является искусство». Сегодня, в век новых технологий, важно не забывать о духовном развитии ученика, и здесь во многом помощь окажет интеграция литературоведения и искусствоведческих дисциплин, в частности живописи.

В рассказе «Бирюк» И.С. Тургенев дал великолепное словесное описание грозы. А великие русские художники Суриков, Левитан, Серов на своих полотнах запечатлели неповторимую стихию природы красками. Все они любили свою Родину и изобразили на своих полотнах эти неяркие, но по-своему красивые русские пейзажи. Их привлекала и невзрачная природа, и разбитые колеи дорог, и ветхие крестьянские избы.

Задание: разработайте фрагмент интегрированного урока литература и изобразительное искусство. Составьте систему вопросов, показывающих взаимосвязь двух учебных дисциплин.

Итог.

Интеграция помогает соединить разные информации, получить возможность посмотреть на одно явление с разных сторон; снять языковой барьер, т.к. определения на разных учебных предметах даются по-разному; обеспечивает развитие сознания обучающихся.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс

Слайд 2

Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. Д.И. Менделеев

Слайд 3

Тема: «Возможности интеграции в процессе изучения литературы в 5-7 классах»

Слайд 4

Цели: поделиться со своими коллегами знаниями, опытом, которые были накоплены в результате длительного поиска и упорной работы.

Слайд 5

Что же представляет собой интеграция предметов в современной школе? Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов, педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более активного воздействия на учащихся.

Слайд 6

В чем же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения «интеграция» может принимать два значения : - это создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Здесь интеграция рассматривается как цель обучения ; - это нахождение общей платформы сближения предметных знаний. Здесь интеграция – средство обучения.

Слайд 7

Когда возможна интеграция предметов? Она предполагает выполнение трех условий : - объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими ; - в интегрированных учебных предметах используются одинаковые либо близкие методы исследования ; - интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Слайд 8

По своей организации и содержанию интегрированные уроки имеют четыре уровня: когда учителя стремятся сформулировать единые подходы к определенным событиям, явлениям, научить школьников на основе этих подходов правильно строить устные ответы. когда работа проводится в понятийно-информационном поле, где понятийный аппарат и информация очень близки. когда необходимо провести сравнительно-обобщающее изучение материала . когда основная тяжесть работы ложится на учащихся, которые могут работать группами, парами.

Слайд 9

Какие же школьные дисциплины обладают наибольшим потенциалом для интеграции ? Литература и история. А.С . Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Борис Годунов», отрывок из поэмы «Медный всадник». М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Слайд 10

Литература и музыка Возможности интеграции литературы и музыки можно рассмотреть в процессе знакомства с произведением А.С. Пушкина «Метель» и музыкальными иллюстрациями Свиридова к этой повести. Сказкой Гофмана «Щелкунчик» и оперой П.И. Чайковского (программа Бунеева ), балладой Жуковского «Светлана» и музыкальным произведением П.И. Чайковского «Времена года».

Слайд 11

Литература и природоведение Тема: «Происхождение планеты Земля». Урок строится на материале стихотворения М.В. Ломоносова «Случились два астронома в пиру…» и гипотез Коперника и Птолемея о происхождении Земли.

Слайд 12

Литература и изобразительное искусство Разработайте фрагмент интегрированного урока литература и изобразительное искусство. Составьте систему вопросов, показывающих взаимосвязь двух учебных дисциплин.

Слайд 13

И.И. Левитан «Перед грозой» И.С. Тургенев «Бирюк». «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозниками , поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины – следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

Слайд 14

Интеграция помогает соединить разные информации, получить возможность посмотреть на одно явление с разных сторон; снять языковой барьер, т.к. определения на разных учебных предметах даются по-разному; обеспечивает развитие сознания обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...