Творческая мастерская по лирике Н.М.Рубцова
методическая разработка по литературе по теме

Урок-творческая мастерская по творчеству Н.М.Рубцова может быть использован в качестве урока внеклассного чтения в 10 классе или при изучении его поэзии в среднем звене. Желательно, чтобы предыдущий урок уже познакомил обучающихся с жизнью и творчеством автора в целом, с темами его лирики и средствами выразительности. Для работы с текстами стихотворений на уроке рекомендую использовать следующие произведения: "Подорожники", "Тихая моя родина", "Ночь на Родине".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-творческая мастерская29 КБ

Предварительный просмотр:

В мире Николая Рубцова.

(Урок – творческая мастерская)

Цели и задачи:

Знакомство с лирикой Н.М.Рубцова

Приобщение обучающихся к сложному миру идей, представлений, образов лирики Рубцова.

Обучение анализу поэтического текста.

Формирование умения работать в группах и индивидуально.

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Развитие творческих способностей.

Эпиграф урока:          «Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям».

В.Оботуров

Ход урока.

Звучит песня «В горнице».

Слово учителя:

Эта замечательная песня написана на стихи Николая Михайловича Рубцова. Какое свойство его поэзии она иллюстрирует? (Музыкальность, мелодичность, песенность)

Действительно, эти свойства его поэзии продолжают традиции русской классики, т.е. поэтов Ф.Тютчева, А.Фета. Удивительная по звучанию и настрою, поэзия Рубцова, как камертон, «…настраивает душу человека на волны добра и участия к людям».

Поплывём и мы по этим волнам, попытаемся проникнуть в мир образов и представлений лирики Рубцова.

Индивидуальная работа.

У вас на столах есть стихотворения Н.М.Рубцова. Прочтите их внимательно. Выпишите в тетрадь слова-образы, обозначающие цвет, звуки, очертания, чувства. Подчеркните те из них, которые вы считаете самыми важными для понимания его поэзии.

4.  Групповая работа.

Поделитесь своими находками в группах, объясните друг другу, чем важны выбранные вами слова. Подготовьте выступление группы на тему: «Важные образы лирики Рубцова».

 Выступление групп: выразительное чтение данного стихотворения и отчёт по теме. Промежуточное подведение итогов.

 Индивидуальная работа.

Какие же ассоциации, мысли, чувства вызывает эта удивительная поэзия?

Выберите из записанных слов-образов одно, которое вам более всего симпатично, которое соответствует вашему настроению, ощущениям. Запишите его 2 раза. Например,

Тени                                                                           тени

Подберите к нему не менее трёх ассоциаций по смыслу и не менее трёх по звучанию. Например,

Тени                                                                             тени

бесшумность                          прошлое

тишина                          сумрак

шуршание                          свеча

Теперь выберите из каждого столбика по одному слову и соедините их в словосочетание. Что получилось? Созвучно ли ваше сочетание поэзии Рубцова, какую её сторону оно иллюстрирует?

Это словосочетание станет темой ваше творческой работы – мини-сочинения, навеянного лирикой Н.М.Рубцова.

Чтение получившихся сочинений.

Вот такой предстала перед нами поэзия Рубцова. Справедливы ли слова В.Оботурова. вынесенные мной в эпиграф?

Подведение итогов. (Можно включить ещё песню на слова Рубцова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (урок литературы в 6 классе). Лирика. Стихосложение.

Урок литературы в 6 классе (по учебнику под редакцией А. Г. Кутузова) был дан в форме творческой мастерской после изучения раздела "Лирика. Стихосложение." Цель урока - повторить и обобщить пройденное...

Литературная гостиная «Пусть душа останется чиста» (лирика Н.М.Рубцова).

открытое внеклассное мероприятие с использованием ТРКМЧП...

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным  «от...

Любовь к «малой родине» урок – проект по лирике Н.М.Рубцова.

          Рубцов – поэт  необычного  дарования,  очень  своеобразный, самобытный;  его  поэзия  близка  к  народному  ...

Открытый урок в 8 классе "Тихая лирика поэзии Н. Рубцова"

Урок внеклассного чтения в восьмом классе. Для проведения недели русского языка и литературы. Тема недели: " Тихая лирика Н. Рубцова"....

МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА ( по лирике Осипа Мандельштама)

В художественных образах заключена душа поэта, «зашифрована» знаками, звуками, созвучиями. И только если найти этот таинственный и всегда индивидуальный ключ- «код», можно попр...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Проникновенная лирика Н.М. Рубцова»

Данный урок освещает страницы биографии Н.Рубцова, приобщает учащихся к миру поэтических образов его лирики: свет, звезда, душа; показать неразрывную связь поэзии Рубцова с родной землёй...