МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА ( по лирике Осипа Мандельштама)
презентация к уроку по литературе (9, 11 класс) на тему
В художественных образах заключена душа поэта, «зашифрована» знаками, звуками, созвучиями. И только если найти этот таинственный и всегда индивидуальный ключ- «код», можно попробовать понять поэта или его лирического героя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_tvorcheskogo_pisma.zip | 2.27 МБ |
Подписи к слайдам:
«ПРОСТРАНСТВО, ЗВЁЗДЫ И ПЕВЕЦ!»
А душу можно ль рассказать? М.Ю.Лермонтов Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои... Ф.И.Тютчев
В художественных образах заключена душа поэта, «зашифрована» знаками, звуками, созвучиями. И только если найти этот таинственный и всегда индивидуальный ключ- «код», можно попробовать понять поэта или его лирического героя
Вспомните самое радостное событие в вашей жизни. Запишите, пожалуйста, название события, то есть дайте ему название или код (знак, шифр). Попробуйте рассказать о нем соседу. Запишите, какие чувства сопутствовали радости. ТАЙНИКИ МОЕЙ ПАМЯТИ: ТВОРЧЕСТВО
ПРОГНОЗ ЗАПИСАННОГО ИЗ ЗАПИСЕЙ В ТЕТРАДЯХ: удивление, восхищение, умиление, восторг, сочувствие, желание разделить радость со всеми, любовь к целому миру, ощущение собственного могущества, гордость, облегчение, желание запеть, обнять всех, ощущение собственного величия, самоуважение, желание заплакать, нежность...
ТЕБЕ, НЕИСКУШЁННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
ОТРАВЛЕН ХЛЕБ, И ВОЗДУХ ВЫПИТ. КАК ТРУДНО РАНЫ ВРАЧЕВАТЬ! ИОСИФ, ПРОДАННЫЙ В ЕГИПЕТ, НЕ МОГ СИЛЬНЕЕ ТОСКОВАТЬ! ПОД ЗВЁЗДНЫМ НЕБОМ БЕДУИНЫ, ЗАКРЫВ ГЛАЗА И НА КОНЕ, СЛАГАЮТ ВОЛЬНЫЕ БЫЛИНЫ О СМУТНО ПЕРЕЖИТОМ ДНЕ. НЕМНОГО НУЖНО ДЛЯ НАИТИЙ: КТО ПОТЕРЯЛ В ПЕСКЕ КОЛЧАН, КТО ВЫМЕНЯЛ КОНЯ — СОБЫТИЙ РАССЕИВАЕТСЯ ТУМАН. И ЕСЛИ ПОДЛИННО ПОЕТСЯ И ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ, НАКОНЕЦ, ВСЕ ИСЧЕЗАЕТ — И ОСТАЁТСЯ ПРОСТРАНСТВО, ЗВЁЗДЫ И ПЕВЕЦ! 1913
СТИХОТВОРЕНИЕ НАПИСАНО В 1913 году задайте вопросы о непонятном
ИЗ СЛОВАРЯ: НАИТИЕ — ВОЛЯ МОЗГА,ВСЛЕПУЮ КОЛЧАН — футляр для стрел из кожи, дерева, ткани, металла БЕДУИНЫ -ЖИТЕЛИ ПУСТЫНИ, у арабов — кочевые скотоводы
ИОСИФ Именно зависть заставила братьев Иосифа продать его как раба в Египет. Иаков любил Иосифа больше, чем других своих детей. Это, в свою очередь, вызвало ненависть со стороны остальных братьев. Как будто одного этого не было достаточно, он еще увидел два сна, в которых он царствовал над своей семьей, и это разжигало зависть братьев еще больше.
«И увидели они его издали, и прежде, нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И услышал [сие] Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его. И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. [Сие говорил он], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его. Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем, и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было. И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Выпишите слова и созвучия (звуки), которые соотносятся с первой, а потом с последней фразами стихотворения. Начните со звуков! Выпишите все табличкой (оставьте под ней не менее трех строк пустыми)
Дополните каждый столбик еще 3-5 словами,какими вам захочется Объясните друг другу в парах, что здесь чему противостоит. Предложите всем свое объяснение. Слова, по смыслу и чувству противостоящие друг другу, лучше записывать на одной строке.
НАПРИМЕР: ВОЛЯ — НЕВОЛЕ,РАБСТВУ; П РОСТОР ЗЕМЛИ И НЕБЕС — ТОМУ, ЧТО СМУТНО ВИДНО ПОД НОГАМИ; ПОТЕРЯ — НАХОДКЕ; УТРАТА — ОТКРЫТИЮ; ДУХОТА («ВОЗДУХ ВЫПИТ») — ПОЛНОМУ ДЫХАНИЮ («ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ»), СВЕЖЕСТИ; БОЛЕЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ — ИСЦЕЛЕНИЮ; СМЕРТЬ ИЛИ УМИРАНИЕ — ЖИЗНИ ИЛИ ВОСКРЕШЕНИЮ ДУШИ; ДВИЖЕНИЕ ПО ПЛОСКОСТИ (ПО ПУСТЫНЕ) — ДВИЖЕНИЮ В БЕЗМЕРНОМ МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ; БЫТ — БЫТИЮ;
ОТ ОДНОГО СТОЛБИКА К ДРУГОМУ СНИЗУ ПРОВЕДИТЕ СТРЕЛКУ — В КАКУЮ ВАМ ЗАХОЧЕТСЯ СТОРОНУ А ТЕПЕРЬ ЕЩЁ ОДНУ — КАК РАЗВИВАЕТСЯ ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО (КАК У АВТОРА). СРАВНИТЕ: СОВПАДАЮТ СТРЕЛКИ ИЛИ НЕТ?
ДАЙТЕ НАЗВАНИЕ ПРОЦЕССУ, ОПИСАННОМУ В СТИХОТВОРЕНИИ. ЗАПИШИТЕ ЭТО НАЗВАНИЕ ВДОЛЬ «АВТОРСКОЙ» СТРЕЛКИ ВЫБЕРИТЕ ОДНО ИЗ СЛОВ: ОСВОБОЖДЕНИЕ,ВДОХНОВЕНИЕ, ИСЦЕЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, РАСКРЕПОЩЕНИЕ, ВОСКРЕШЕНИЕ ДУШИ И ДУХА...
ИТОГИ РАБОТЫ ОТРАВЛЕН ХЛЕБ, И ВОЗДУХ ВЫПИТ ЗВУКИ: [тр, р, х, п,ит, фх, тр, вр, чт', ыф, т'...] Трудно Раны Проданный в Египет Сильнее тосковать Смутно пережитом Потерял Все исчезает Мучение Страдание, боль Одиночество смерть... ПРОСТРАНСТВО, ЗВЕЗДЫ И ПЕВЕЦ! ЗВУКИ: [зв, зд, ины, згл,и,ал, ан, н'а,дл, з,ц...] Врачевать Под звездным небом Слагают вольные былины Для наитий Рассеивается туман Подлинно поется Полной грудью Исцеление Простор, освобождение Открытие радость... вдохновение творчество
ВЫВОДЫ ОТ ТЬМЫ К СВЕТУ, ОТ ТЯЖЕСТИ К ЛЕГКОСТИ, ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ К ВЕРЕ, ИЗ АДА В РАЙ,ОТ ПЛЕНА СТРАДАНИЙ К СВОБОДЕ; ВОЗВЫШЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ГАРМОНИЗАЦИЯ, ОДУХОТВОРЕНИЕ..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Мастерская творческого письма"
Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».
Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский язык....
Мастерская творческого письма.
Обзор работы в мастерской творческого письма....
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...
Конспект мастерской творческого письма в 11 классе "Там было белое здание"(По лирике А. Блока)
Творческий анализ стихотворения А. Блока "Девушка пела в церковном хоре..", включение в сотворчество на основе впечатлений и своего жизненного опыта помогает учащимся написать работы н...