Мастерская творческого письма.
статья (русский язык, 10 класс) по теме

Моисеева Любовь Владимировна

Обзор работы в мастерской творческого письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_tvorcheskogo_pisma.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

     Французские творческие мастерские представляют собой элементы педагогической системы СелестенаФрене, поэтому необходимо, прежде всего, сказать несколько слов об этой системе. Эксперименты самого С.Френе начались с типографии, которая долгое время была обязательной принадлежностью Френе-школы. Причём в данной методике типография самым тесным образом связана с понятием свободного текста (это небольшое «сочинение», в котором ребёнок описывает свою жизнь, делится планами на будущее, рассказывает о впечатлениях.) Школьная типография и свободный текст обеспечивают реальную активизацию учебного процесса. Свободный текст имеет двойное значение: это и социально-психологическая диагностическая методика, позволяющая лучше прочувствовать отношение ребёнка к себе в окружающем мире, и оригинальная концепция обучения родному языку (в первую очередь как средству общения). Именно этот компонент методической системы С.Френе – создание, чтение и всестороннее обсуждение свободных текстов в неоднородных по возрасту группах – и дал жизнь французским творческим мастерским. Впрочем, мастерские – это не просто активная форма учебной работы (которая, в отличие от большинства уроков, увлекает полностью, не позволяя заниматься или даже думать о чем-то постороннем). Это не просто новый способ организации работы учащихся и последовательности заданий. Для меня мастерские – это, прежде всего новый стиль взаимоотношений ученика и учителя. Это – позиция диалога. Это – когда учитель не заявляет ученику «ты не прав», а пытается подвести его к осознанию собственной ошибки через изучение научной литературы. Это – когда ребёнок не получает знания в готовом виде («наша тема сегодня… запишите правило… вы должны выучить слова…»), а добывает их самостоятельным трудом под руководством учителя. Это – когда ученик заходит после уроков поговорить с учителем и именно здесь, в школьном кабинете, а не в уличной компании, ищет ответов на поднимающиеся в душе жизненные вопросы. Впрочем, у сторонников технологии мастерских уходят из лексикона сами слова «учитель» и «ученик», заменяясь «мастером» и «участником». И в самом деле – что дает нам право называться учителями этих людей? Неужели только разница в возрасте?

   Типология разработанных на сегодняшний день мастерских может быть представлена следующим образом.

 тип мастерской

основная деятельность

  основной продукт 

     м. письма

создание текста

свободный текст

м. построения знаний

поиск, открытие и формулировка гипотез

новое знание

м. ценностных ориентаций

диалог взглядов, позиций, точек зрения

сформулированное отношение, позиция

  м. сотрудничества

совместное творчество

1. коллективный продукт     2. опыт со-бытия

проектные м.

поиск путей решения проблемы

проект (план) решения проблемы

       Итак, основная деятельность участников на мастерской письма – это создание текста: пожалуй, самый сложный и интересный вид творчества. Общая атмосфера и помощь участников друг другу дают возможность даже самому заурядному (хотя заурядных людей не бывает…) и совершенно не настроенному на такую работу участнику тоже что-то создать. Теоретики системы говорят об атмосфере общего творчества и сердечной открытости, позволяющей каждому участнику перерасти свои личные возможности. Так, раз за разом, у него постепенно пробуждается вера в свои силы; в то, что и он умеет. Именно эти мастерские, где никто не остается немым, лучше всего помогают и мастеру, и участникам усвоить ключевое положение системы: «все способны». А значит, и я тоже. Даже если об этом никто не знает. И он тоже. Даже если я этого пока не вижу.

   В алгоритм мастерских творческого письма обязательно входят:

   1. Индукция – этап «разогрева», «психологической настройки» (и самонастройки), «введения в тему» с помощью задания, произведения (-й) любого вида искусства и т.д.- призван задать эмоциональный тон, раскрыть участников в первую очередь на уровне чувств.

   2. Самоконструкция, т.е. создание первичного образа или продукта (в данном случае – первого текста) проходит в несколько этапов:

- создание словаря, как правило, по ассоциативному ряду (иногда их два, позитивный и негативный) и иногда лингвистическому ряду на основе ключевого слова. Это слово может быть дано мастером и являться квинтэссенцией темы мастерской, а может выбираться каждым участником для себя определённым способом (ключевой предмет; слово, формулирующее основную нравственную проблему и т.д.). В процессе подбора слов-ассоциаций идёт погружение в себя, внутреннее самораскрытие, осознание темы.

- обогащение словаря, когда все участники по очереди зачитывают подобранные ассоциации, а остальные слушают и имеют возможность дополнить свои списки любыми понравившимися из прозвучавших слов.

   3. Социализация первичного продукта (предъявление первого текста) в любой форме: чтение автором вслух, размещение на стене класса, создание библиотеки и т.д. Участники имеют возможность прокомментировать, дать отклики, задать вопросы по текстам друг друга в той или иной форме.

   4. Коррекция первичного продукта, когда участник имеет возможность вернуться к первому тексту и исправить его или написать совершенно новый под впечатлением данных отзывов. Часто предваряется каким-либо «импульсом», позволяющим совершить «прорыв» от первого текста до второго. Как правило, проводится и социализация второго текста в любой, но обязательно другой, форме.

   5. Рефлексия. На этом этапе важно, чтобы вопросы были ориентированы на каждый из 4 доминирующих типов способностей (рациональные, эмоциональные, интуитивные, деятельностные) или на все сразу. (Примером вопроса второго типа может служить:«С чем я сегодня ухожу с мастерской?»)

  Мастерские письма являются одним из наиболее эффективных средств развития письменной речи в первую очередь потому, что способствуют снятию страха перед созданием и презентацией письменного высказывания, укрепляют веру в свои силы. В этом плане особое значение имеет поведение мастера, который должен строжайшим образом соблюдать принцип абсолютной безоценочности, ни взглядом, ни жестом, ни улыбкой не давая участникам почувствовать своего преимущественного внимания или особой симпатии к кому-либо из них: иначе то, что призвано вселять веру в свои силы, станет очередным опытом собственного бессилия. Впрочем, с той же строгостью необходимо следить и за реакцией участников – в подростковом возрасте отвержение сверстников иногда ранит больнее, чем пренебрежение старших.

     Именно взаимодействие и взаимопомощь участников в ходе работы позволяют назвать мастерские одним из наиболее эффективных путей обучения продуктивному письму. Естественно, при этом происходит развитие устной речи. Наиболее значимые в этом отношении этапы – устная социализация текста и рефлексия.. Несмотря на то, что тексты создаются индивидуально и в условиях глубокого погружения в себя, взаимодействие участников на мастерской также очень значимо. Без обогащения словаря наработками друг друга; без тех толчков к познанию и творчеству, которыми часто являются комментарии к твоему тексту; без особого, создающегося благодаря всем творческого микромира, наверное, никто не сумел бы создать таких текстов, которые возникают на мастерских. Не говоря уже о том, что в некоторых алгоритмах ответы на волнующий товарища вопрос, реакция на его текст и т.п. являются неотъемлемым элементом работы.  Важно иметь в виду, что в устной речи, в силу её спонтанности, всегда больше оговорок, неточностей и грамматических ошибок, чем в письменной. И если при письме мы нацеливаем ребят на неоднократную самопроверку и устранение подобных недочётов, то при обучении устной речи на первый план выходит умение достигать коммуникативной цели (сообщить, спросить и т.д.), а «качество речи» становится сопутствующим фактором. Поэтому совершенно недопустимо исправлять ошибки по ходу речи учащегося – это разрушает творческое пространство и сковывает свободу мысли. Наиболее конструктивным представляется такой вариант: учитель фиксирует ошибки и по окончании речи предлагает учащемуся произнести вызвавшие затруднение фразы ещё раз и, если ошибка повторяется, помогает проанализировать фразу и найти верный вариант.

   Отдельного обсуждения требует очень мощное влияние мастерских письма на становление самооценки участников. Ведь общеизвестно, что отношение «я и я» практически не поддаётся корректировке со стороны (яркий пример, приведенный по этому поводу Р. Бернсом: учитель назначает ребёнка с заниженной самооценкой капитаном команды в игре, искренне желая поднять его статус в глазах ребят и его собственных. Однако ребёнок, вполне вероятно, воспримет этот шаг лишь как стремление «показать всем его глупость» (неловкость и т.п.)) Практически единственный способ  воздействия на самооценку – организация опыта, который помог бы человеку взглянуть на себя с другой стороны. И одной из эффективных форм такого опыта являются творческие мастерские. «Коллективный разум» мастерской, позволяющий каждому создать нечто превыше его личных возможностей, глубинное знакомство с личностью одноклассников, их реакция на твои суждения, шанс самому сравнить собственные работы с творчеством товарищей, внутренне-позитивная позиция мастера и его доброжелательное внимание к каждому лично – все это даёт прекрасную возможность поверить в себя.

   И в завершение хотелось бы вернуться к разговору об одном из основополагающих принципов мастерской – принципе безоценочности. Оценка в любых условиях остается «обоюдоострым мечем» школьной жизни, инструментом, требующим особой осторожности (ведь многих детей она сопровождает и за пределами школы, определяя их отношения с родителями). А на мастерской, когда человек внутренне раскрыт, не защищен привычной «броней», вред от неосторожной оценки может быть почти непоправимым. Наверное, это одна из причин того, что по идеологии системы мастер не имеет права никаким образом выражать свое эмоциональное отношение или оценочные суждения. Однако при работе с подростками это правило должно хотя бы в некоторой мере относиться и к участникам. Вот почему особенно важно учить ребят уважительному отношению к мнению окружающих, выражению своего несогласия в тактичной форме вопросов и сомнений.

   Таким образом, мастерские творческого письма представляют собой комплексную структуру, способствующую не только развитию речи, но  обогащению          и активизации словаря в процессе решения психологических задач самореализации, самопознания и становления объективной самооценки.

   Однако в заключение хотелось бы упомянуть об одной из проблем, возникших в недрах технологии мастерских. Дело в том, что некоторые учащиеся довольно быстро понимают, что мастерские построения знаний также основаны на принципе безоценочности; а это означает, что на любую чушь, наработанную группой в процессе самостоятельного размышления над темой, мастер (впрочем, так же, как и на правильный вариант) совершенно невозмутимо скажет: «Спасибо. Дальше.» и предложит раздаточный материал с «правильным ответом». Если у такого учащегося слабо развита внутренняя учебная мотивация и отсутствует желание познавать, он очень быстро встанет на позицию потребления и перестанет думать, пассивно ожидая раздаточного материала с информацией. Для многих ребят мастерские письма могут также представлять и психологическую проблему: говорить о своем внутреннем мире, делиться самым сокровенным, работать в группе не всегда с приятными тебе людьми, спокойно принимать критику идеи, являющейся для тебя личным открытием – всё это очень непросто.

Было бы нечестно, говоря о мастерских, не упомянуть о вопросах и проблемах, пока что не имеющих решения. Впрочем, творческие группы мастеров и не пытаются скрыть возникающие трудности. Но здесь важно помнить, что определяющее значение имеет не форма, а содержание. В недрах любой педагогической технологии может процветать как авторитаризм (ох, как умело иные мастера одним взглядом сводят на нет принцип безоценочности!), так и равноправие (ведь может же и традиционная контрольная быть совсем не страшной!). Именно этим концептуальным выбором определяется всё в работе педагога. Совсем не обязательно, а иногда и неполезно, вместо чётких и ясных традиционных уроков проводить порой «растекающиеся по древу» мастерские, требующие гораздо больше времени. А вот внутренне переориентироваться с надсмотрщика, контролёра и карателя на позицию старшего друга, помогающего ребёнку не только познать учебный предмет, но и научиться владеть собой, совершенно необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Мастерская творческого письма"

Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

"Жить - самое простое дело?". Мастерская творческого письма

"Жить - самое простое дело?". Мастерская творческого письма. Урок развития речи - обучение написанию сочинения...

Мастерская творческого письма "Священная война"

Великая Отечественная война… Миллионы загубленных жизней, разрушенные семьи. Каждый, кто погиб во время войны, хотел жить, воспитывать детей, а потом и внуков. Но проклятая война распорядилась п...

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...