"Жить - самое простое дело?". Мастерская творческого письма
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Мазур Ольга Ивановна

"Жить - самое простое дело?". Мастерская творческого письма. Урок развития речи - обучение написанию сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mazur_statya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мазур Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского ИМЦ г. Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, победитель районного конкурса педагогических

достижений в номинации «Учитель-предметник»

«Жить - самое простое дело?» (Мастерская творческого письма)

Урок развития речи - обучение написанию сочинения в жанре рассуждения (9-11 класс)

Цели проведения мастерской

Образовательные:

1.Обучение написанию сочинения-рассуждения;

2.Обучение умению строить письменное и устное монологическое высказывание;

3.Обучение умению формулировать тезисы, подтверждать их аргументами;

4.Формировать умение аргументировать свою точку зрения, позицию;

5.Обучение интерпретации художественного текста.

Развивающие:

1.Развитие монологической речи учащихся;

2.Развитие творческих способностей учащихся;

3.Развитие разнообразных речевых умений учащихся;

4.Развитие творческого мышления учащихся;

5. Развитие коммуникативной культуры;

6.Развитие рефлексивных способностей.

Воспитательные:

1.Воспитание любви к русской поэзии;

2.Формирование самостоятельности мышления;

3.Создание благоприятных условий для эстетического восприятия поэзии;

4. Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, развитию.

Форма взаимодействия

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

Оборудование

Компьютерная презентация,  smart - доска, раздаточный материал :стихи русских поэтов, отрывок из повести И.С. Тургенева «Фауст»

Алгоритм проведения мастерской

        Индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – разрыв – творческое конструирование знания – афиширование - рефлексия

Технологическая карта мастерской (методическое обоснование)

№ п/п

Этапы мастерской

Цель занятия

Содержание этапа

Формы работы

Комплексное обеспечение

Научные идеи

1.

Индукция

Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие

Индуктор 1

Ответы на вопросы, связанные с названием стихотворения Б. Пастернака «Чувство жизни». Словарная работа

Фронтальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход

Индуктор 2

 Запись слов-ассоциаций  к слову «жизнь»

Индивидуальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход

Индуктор 3

Запись новых слов, начинающихся с букв, составляющих слово «жизнь»

Фронтальные

Работа со smart-доской

Деятельностный подход

Индуктор 4

Выбор из палитры цветов, которыми можно изобразить такое понятие, как «жизнь»

Фронтальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход,

2.

Самоконструкция

Индивидуальное создание решения

Создание рейтинга значимости жизненных понятий, создание индивидуальной формулы «моя жизнь=……

Индивидуальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход

3-4.

Социоконструкция-социализация

1.Выбор пути, поиска решения

2.предоставление возможности самореализации каждому участнику мастерской

Ответы на вопросы:1. Почему в стихотворении «Чувство жизни» поэт Б. Пастернак пишет: «Жизнь-самое простое дело…»? 2.«Простое ли дело» жизнь?

Фронтальные

Компьютерная презентация

исследовательский подход

5.

Разрыв

«Озарение», «понимание» себя, других, приема, методов. Внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа.

Знакомство со  стихами русских поэтов, выбор 3-4 стихотворений, наиболее полно отражающих, по мнению участников, суть понятия «жизнь»

Индивидуальные

Раздаточный материал. Тексты стихотворений русских поэтов 19-20 веков

Деятельностный подход, исследовательский подход

6.

Творческое конструирование знания

Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием

Составление сборника стихотворений, объединенных понятием «жизнь», выбор названия антологии; объяснение выбора

Групповые

Компьютерная презентация, раздаточный материал

Деятельностный подход

7.

Афиширование

Представление результатов деятельности

Выступление групп. Представление антологий, защита названий

Коллективные

Компьютерная презентация, раздаточный материал

Деятельностный подход

8.

Рефлексия

Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской

Ответы на

вопросы:

1.Как вы считаете, какое отношение имеет задание, связанное с составлением сборника, к теме мастерской? 2.Возникло ли у вас в ходе мастерской какое-либо новое чувство?

Фронтальные

Компьютерная презентация, музыкальное сопровождение.

 А. Вивальди «Времена года»

Рефлексивный подход

В приложении читателям предложен раздаточный материал- подборка стихотворений, а также компьютерная презентация. В качестве музыкального сопровождения выбрано произведение  А. Вивальди «Времена года».

Ход мастерской

        Тему занятия подсказало стихотворение Б.Л. Пастернака «Чувство жизни»:

Существовать не тяжело

Жить - самое простое дело.

Зарделось солнце и взошло

И теплотой пошло по телу,

Со мной сегодня вечность вся

Вся даль веков без покрывала

Мир божий только начался,

Его в помине не бывало,

Жизнь и бессмертие - одно,

Будь благодарен высшим силам

За приворотное вино,

Бегущее огнем по жилам.

Индукция

 Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие.

Словарная работа.

        1. Перед вами несколько толкований многозначного слова «чувство». Прочитайте их и ответьте на вопрос: как вы думаете, какое из значений этого слова наиболее полно отражает то, о чем пишет Пастернак? Почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

Чувство

  • Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее;

психофизическое ощущение, испытываемое человеком;

  • Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв;
  • Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание;
  • Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления;
  • Способность воспринимать, осознавать что-либо на основе своих ощущений, впечатлений;
  • Интуитивное понимание чего-либо.

Как вы думаете, какое чувство является ведущим в стихотворении?

2. Запишите слова-ассоциации к слову «жизнь»

Социализация.  Обмен ассоциациями.

3.  Разделите слово «жизнь» на буквы, запишите новые слова, начинающиеся с букв, составляющих это слово и связанные, по - вашему, с понятием «жизнь».

 Чтение записанных слов.

4.Вашему вниманию предложена палитра цветов. Если бы вам необходимо было одним - двумя цветами изобразить жизнь, какой цвет вы бы выбрали? Обоснуйте свой ответ.

Самоконструкция.  Индивидуальное создание решения.

5.Расположите понятия и порядке убывания их значения в вашей жизни

( учеба, дом, деньги, увлечения, спорт, любовь, хобби, кино, здоровье, театр, путешествия, родители, искусство, дружба, развлечения)

6.Напишите формулу:

Моя жизнь =  …………………………..

Социоконструкция - социализация. Выбор пути, решения. Письменный ответ на проблемный вопрос.

7.Возвращаясь к стихотворению Б. Пастернака, попробуйте письменно  ответить на вопрос: почему поэт пишет: «Жить - самое простое дело…»?  Используйте при написании текста слова-ассоциации; новые слова, записанные вами; слова из стихотворения

 Б.Л. Пастернака.

Афиширование созданных текстов.

Разрыв. Внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа 

8.

9.Учащиеся  объединены в группы. Представьте себе, что ваша группа - редакционная коллегия. Издательство поручило вам составить сборник стихотворений, объединенных понятием «жизнь».

          Перед вами подборка стихотворений русских поэтов и отрывок из повести

  И.С. Тургенева «Фауст». Прочитайте стихи и  выберите 3 - 4 стихотворения, которые ,по-вашему, обязательно должны войти в этот сборник. Назовите сборник строчкой из стихотворения. Это будет название вашей антологии. Доказательно обоснуйте свой выбор.

Словарная работа.

Антология

Творческое конструирование знания. Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием. Работа в группах.

 Составление в группах  сборника стихотворений, объединенных понятием «жизнь», выбор названия антологии.

9.Афиширование. Представление результатов деятельности.

 Выступления групп.  Представление антологии, защита выбранного для сборника  названия.

10.Рефлексия.  Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской.

Ответы на вопросы:

        Как вы считаете, какое отношение имеет задание по составлению сборника стихотворений к теме мастерской?

        Возникли ли у вас во время занятия какие-либо новые чувства?

11.

Приложение

Стихи:

        А. Пушкин «Если жизнь тебя обманет…»,

        М. Лермонтов «И скучно и грустно»,

        С. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу»,

        А. Тарковский «Вот и лето прошло»,

        В. Высоцкий « Я не люблю»,

        Е. Евтушенко «Метаморфозы»,

        А. Твардовский «Нет, жизнь меня не обделила»,

        Б. Окуджава «По Смоленской дороге», «Грузинская песня», «Любовь и разлука»,

        Б. Слуцкий «Радость и горе»,

        А. Вознесенский «Осень в Сигулде», «Бьет женщина»,

        А. Аронов «Если у вас нету дома»,

        И. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку»,

        М. Цветаева «Вскрыла жилы: неостановимо…»,

        И. Анненский «Когда б не смерть, а забытье»,

        А. Галич«Когда я вернусь»,

        А. Шевчук «Последняя осень», «Вороны», «Ветер», «Это все».