Внеклассное мероприятие по литературе
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Для полного изучения литературы по разделу "Устное народное творчество" использую систематическое проведение внеклассных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мероприятия «Русские посиделки»
Форма проведения: литературно - музыкальная композиция
Цели :
Образовательная: познакомить с разнообразными жанрами устного народного творчества, показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, любви к этносу своего народа, интереса к русской литературе.
Коррекционная: коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности, вовлечение в словарный запас слов и выражений, свойственных устному народному творчеству.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды, ноутбук, зал оформлен в русском народном стиле, учащиеся в русских национальных костюмах.
Подготовительная работа перед мероприятием:
- Обсуждение с детьми хода внеклассного мероприятия - подготовка и обсуждение оформления зала - поиск информации в сетях Интернета, в книгах и энциклопедиях - привлечение родителей к изготовлению костюмов. Участники – учащиеся 5-6 классов.
Ход мероприятия
Организационный момент. Приветствие всех присутствующих. Вступительное слово учителя Устное народное творчество – это начало всех начал. Сказки и былины, пословицы, поговорки, загадки и потешки, скороговорки и народные песни – не просто преданья старины глубокой. С них начиналась мудрость всей будущей Литературы. Сегодня мы подводим итоги, обобщаем наши знания, умения, полученные на уроках литературы по теме «Устное народное творчество». Добрый день, красны девицы, да добры молодцы! Добрый день, гости званые, да желанные! Добро пожаловать на праздник наш – русские посиделки. На Руси посиделки начинались с Покрова / 14 ноября/, когда первый снег покрывал землю. Обычно это были долгие зимние вечера. Где-нибудь в просторной крестьянской избе собиралась молодежь, и начиналось веселье: песни, пляски, рассказы бывалых людей, игры. На посиделках не только веселились, но и работали. Те, кто помоложе - вышивали, вязали, постарше - пряли и ткали. В старину все делали своими руками. Наши предки умели хорошо трудиться и весело отдыхать: пели русские песни, водили хороводы, слушали рассказы, байки, пословицы, поговорки, потешки, загадывали загадки. / Дети исполняют русскую народную песню «Ходила младешенька по борочку». Ведущая : Здесь и красные девицы,
Добры молодцы кругом – все уселись за столом
Будет здесь вам всем приятно побывать в гостях у нас,
Песни русские попеть, в русский пляс с душой пуститься,
Пирогов отведать вкусных, и чайку напиться всласть. Дети /хором/: Всем мы рады вам сердечно. Женя: А где же пироги? Ксения: Будут вам и пироги, а сейчас посидим рядком, поговорим ладком. / девочка вносит пироги / Катя: Вот и пироги вам вкусные, да пышные! / ставит на стол / Ведущая: Гостеприимство – характерная национальная черта русского народа. Много пословиц и поговорок о русском хлебосольстве, гостеприимстве. Кристина: Высоких гостей у нас на Руси встречают хлебом и солью - Хлеба вам, да соли, да счастливой доли. Дима: Хоть не богат, а гостям рад. Слава: Что есть на печи, на стол мечи. Настя: Красна изба не углами, а пирогами. Ведущая: Что же такое пословица? Миля: Мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Их сложил трудовой народ на протяжении веков. Ведущая: Что ценится в них? / хорошая дружная работа, мастерство человека, высмеивают болтунов и лентяев/. Давайте вспомним их, кто их больше знает? Ваня: Лодырь, да бездельник - им праздник и в понедельник! Ксения: Живи своим трудом, а не чужим добром. Настя: Не ищи правды в других, коли в тебе их нет. Слава: Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Миля: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Ведущая: Вспомните пословицы о животных. Женя: Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. Маша: Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит. Дима: Корова во дворе, так и еда на столе. Ксения: Выкормил змейку на свою шейку. Илья: Волка ноги кормят. Гриша: Змея меняет шкуру, но не натуру. Настя: Сцена с пропажей кокошника - Я знаю волшебное слово, и сейчас мы найдем, у кого он. Смотрите, на воре и шапка горит. Настя надевает кокошник. Начинается хоровод под музыку «Во поле березка стояла». Ведущая: А теперь о загадках. В каждой загадке – народная мудрость. Кто верно угадает, тот свой ум прославляет. Ну-ка, гости дорогие, проверьте свою находчивость и сообразительность. Давайте разгадывать загадки. Даша: Две веселые сестрицы, на все руки мастерицы
Сделают из ниточек носки и рукавички. Настя: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
Миля: Бьют меня палками, мнут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере, режут меня ножами.
За что меня так губят? За то, что любят!
Слава: Идут 4 братца навстречу старшому:
Здравствуй, большак, - говорят.
Здорово! Васька - указка, Мишка – середка,
Гришка – сиротка, да крошка – Тимошка.
Ведущая: А кто из вас скороговорки говорить горазд?
Арсений: Шел Егор через двор,
Нес Егор с собой топор, шел Егор чинить забор. Миля: Дождик, дождик – не дожди
Не дожди ты, подожди.
Ведущая: А теперь, поговорим о русских народных сказках. Народные сказки не записывались, а хранились в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом этих сказок был народ. - Какими словами начинались сказки? / ответы детей/ - Какие виды сказок вы знаете? / ответы детей / - Как называется эта сказка? Послушайте:
Ах ты, Петя – простота! Сплоховал немножко. Не послушался Кота, выглянул в окошко. /«Петушок-Золотой гребешок»/ - В какой сказке вы прочли про эту красавицу? ...Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит./ Сказка о царе Салтане/. Ведущая: Посмотрите пантомиму. Отгадайте, кто автор этой сказки? Ответы/
- А теперь, посмотрите и отгадайте, как называется этот жанр устного народного творчества?
Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
А велика ли дыра?
Да один ворот остался.
Фома, что из лесу не идешь?
Да медведя поймал.
Так веди его сюда.
Да он не идет,
Ну, так сам иди.
Так он меня не пускает.
Сын, сходи за водой,
Живот болит.
Сынок, иди кашу есть,
Что ж, раз мать зовет,
Надо идти! Быстро пролетело время. А теперь, гости дорогие, как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас отведать наши угощения. Чем богаты, тем и рады!
Используемая литература:
Научно - популярные издания об устном народном творчестве. Аникин В.П. К мудрости супенька.М.1988г Русское народное поэтическое творчество под ред.Н. И.Кравцова М.1971г Пословицы русского народа М.1957г Различные издания сборников пословиц. Словарь Даля.
Надо идти!
С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.
Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"
Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....
Внеклассное мероприятие по литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"...
Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.
Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну : заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...
Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет".
В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством совреме...
Комментарии
" Русские посиделки"
Эта литературно-музыкальная композиция - итоговое мероприятие по изучению жанров устного народного творчества.Главная цель:воспитание любви к этносу своего народа, интереса к русской литературе,формирование навыков публичного выступления.
" Русские посиделки"
Эта литературно-музыкальная композиция - итоговое мероприятие по изучению жанров устного народного творчества.Главная цель:воспитание любви к этносу своего народа, интереса к русской литературе,формирование навыков публичного выступления.