урок литературы в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Симаненкова Татьяна Александровна

урок литературы по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про царя Ивана Васильевича.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_dlya_7_klassa.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Урок

                                 литературы в 7 классе

     М. Ю. Лермонтов.  «Песня про царя Ивана Васильевича,

                                            молодого

                опричника  и удалого купца Калашникова.»

Картина быта 16 века и их роль в понимании характеров и

                                           идеи поэмы.

Цели  урока:

 рассмотреть героев М.Ю. Лермонтова как представителей своего времени через связь с историческим материалом;

  применять  знания для анализа художественных образов поэмы;

 формировать творческие способности учащихся;

 способствовать воспитанию нравственности, опираясь на морально- религиозные ценности русского народа.

Формы урока:   инсценирование отдельных эпизодов поэмы М.Ю.        Лермонтова, работа творческих групп.

Оборудование урока:

фрагмент видеофильма  «Москва XVI века»;

 трио гусляров – музыкальный фрагмент;

 репродукция картины В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» ;

сценическое оборудование: костюмы для учащихся, участвующих в инсценировках.

                                         Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя:

            Мы продолжаем знакомство с произведениями русской  классической литературы. Среди них – знаменитая поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»

             Многие из русских романтиков проявляли интерес к Древней Руси.

Сегодня мы совершим краткий  литературно-исторический экскурс во времена правления Ивана Грозного.

           Тема урока: «Песня про купца Калашникова…»: Рассмотрим историческую обстановку  XVI века в России сквозь призму произведения М.Ю. Лермонтова, обращаясь к главной проблеме поэмы – проблеме долга и чести, на основе сопоставления героев попытаемся проникнуть в глубины их характеров, рассмотрим особенности авторской позиции.

             Итак, что же это за время – эпоха Ивана Грозного? Чем оно замечательно?

            Просмотр фрагмента фильма «Москва XVI  века».

            Мы в Москве 16 века и переносимся с вами в белокаменные палаты Ивана Грозного.

           Ученики – гусляры в костюмах исполняют мелодию под фонограмму

         Читаем начало песни

         Учитель:

         - Каков же царь?

     (Учащиеся дают характеристику Ивану Грозному)

   Давайте обратимся к картине В.М. Васнецова «Иван  Грозный». Художник запечатлел его именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников.

  Учащийся:

дает характеристику

     Учитель:

    В народном творчестве образ Царя Ивана Грозного представлен положительным. Про него говорили: «Грозный был царь, но справедливый, не чуждый образования…».

                                   Сценка №1 «Пир у царя Ивана Грозного».

                                  (Учащиеся второй творческой группы)

                                                    фонограмма

  Учитель литературы:

             - Кто такой Киребеевич?

            - Каким он предстает на пиру?

 Ответы учащихся:

Учитель

             Нормы народной жизни XVI века были отражены в «Домострое», который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времени. Домострой требует почитания Царя земного, но еще более  -  Царя Небесного: «сей временен, а Небесный вечен». Духом  благочестия проникнуты законы Домостроя, касающиеся семьи. Домострой  историки называют «классическим» образцом норм «семейного права». Этих норм должны придерживаться  и купцы, и опричники.

                        - Давайте вспомним, почему Домострой называют законом           для всей семьи?     

Ответы учащихся:

     Домострой действительно был законом для всей семьи. Он вошел в семью.

Учитель:

        Так был устроен быт русской семьи в XVI веке. Таким был русский Дом.

                                  Сценка №2 «Калашников и Алёна Дмитриевна».

                                 (Учащиеся третьей творческой группы).

Учитель:

       - Ребята, какими представлены здесь герои?

Ответы учащихся:

Учитель:                            Как сходилися, собиралися

                                             Удалые бойцы московские

                                             На Москву-реку, на кулачный бой.

                         

                                     Сценка №3 «Кулачный бой»

                        (Учащиеся четвертой творческой группы)

                                     фонограмма

Учитель:

 - Какую правду через художественное осмысление времени показывает М.Ю. Лермонтов?

Ответы учащихся:

Учитель:

 -  Какова нравственная проблема, поднятая М.Ю.  Лермонтовым в поэме?

Ответы учащихся:

            - Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает  подвиг, своей жизнью и смертью  он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребление  в «безымянной могиле», Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести, имени, семьи, рода, человеческого достоинства.

Учитель  литературы:

    - Сохранились ли ценности в настоящее время?

    -  Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора?

Оценки.

Домашнее задание:

Стр. 135, вопросы и задания 1,2,3,4,6. Подготовить выразительное чтение поэмы.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...