Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Сидорова Ольга Николаевна

Данное планирование составлено по учебнику под редакцией Т. Курдюмовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_6_klass_-_kopiya.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Номер урока, сроки

Средства обучения

Формы текущего контроля

Формы итогового контроля

Примечание

I

Герой художественного произведения. Герой-подросток в мире художественного слова.

1

№1

Ученик должен знать:

основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений – литературных героев.

Ученик  должен уметь:

- творчески читать, задумываться о проблемах, стоящих перед героями, соучаствовать и сопереживать.

II

Далекое и прошлое человечества

Далекое и прошлое человечества на страницах художественных произведений.

Александр Николаевич Островский «Снегурочка»

Островский – создатель русского национального театра».

Пьеса «Снегурочка» – «весенняя сказка», по определению автора.

Островский «Снегурочка». Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы.

Терепс Хэнбери Уайт «Свеча на ветру»

7+0

1




2+0





1



1



2+0


№2









№3



№4

- «Свеча на ветру». Сочетание в произведении разных жанров: сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Соотношение проблем Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли красоты в жизни человека.

Василий Андреевич Жуковский

Жуковский «Кубок». Годы учебы в благодарном пансеоне. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои баллад.

Жуковский «Роланд – оруженосец». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского.

1






1


2+0

1





1

№5






№6


№7






№8

Ученик должен знать:

авторов и содержание изученных произведений;

основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведения – литературных героев;

основные понятия: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет.

Ученик должен уметь:

характеризовать героев изученных произведений и показать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.

владеть  приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа, его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику.

правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные  тексты.

находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте.

пересказывать устно и письменно – кратко, подробно, выборочно – эпизод из этического произведения.

Характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поступков и поведения.

III

Литература XIX века. Незабываемый мир детства и отрочества.

Сергей Тимофеевич Аксаков «Детские годы Багрова – внука» (фрагмент). Гимназистские годы подростка. Герой произведения как читатель. Читатель – подросток в автобиографическом произведении.

Аксаков «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе XIXв. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке. Теория. Пейзаж и приемы его воспроизведения в прозаичном произведении. Герой литературного произведения как читать.

Выборочное изложение из повести Аксакова «Буран».

Иван Андреевич Крылов «Два мальчика», «Волк и ягненок».

- Крылов «Два мальчика». Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа ведения

24+7



1









1











1


2+1


1




№ 9









№ 10











№ 11




№12

поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности и Федюши.

Крылов  «Волк и Ягненок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличие несправедливости, жестокости и наглого обмана в басне.

Выразительное чтение басни Крылова.

Владимир Федорович Одоевский «Отрывки из журнала Маши».

«Пестрые сказки» Одоевского. Дневник Маши. Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини Дневника. Теория. Дневник как жанр художественного произведения.

Александр Сергеевич Пушкин. Лирика.

Пушкин «К сестре» «К Пушкину». Годы учебы великого поэта. Учителя и товарища отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы.

Пушкин «Послания близким, друзьям и родным». Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Стих





1







1


1+0


1







2+0


1







1




№13







№14




№15









№16







№17

«Товарищам» как гимн школьной дружбы. Теория. Гимн.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Лирика.

Лермонтов «Утес», «Листок». Стихи, которые ярко воплощают тему одиночества.

Лермонтов «Панорама Москвы – патриотическая картина родной столицы», созданная в ученическом сочинении поэта. Эпиграф как жанр. Теория. Эпиграмма.

Выразительное чтение стихотворений Лермонтова и А.С.Пушкина.

Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

И.С.Тургенев «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» – один из популярных  рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка и Федя – герои рассказа.

«Бежин луг». Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей.




2+1


1



1









3+1


1









1






№18



№19











№20









№21





«Бежин луг». Поэтический мир народных поверий в рассказах мальчиков. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья и былины. Картины природы.

Речевая характеристика героев. Герой художественного произведения  и его речь.

Иван Захарович Суриков «В ночном».

Тематика произведения, быт деревни, народное творчество. «Бабушкины сказки» в ночном. («Родные просторы» ср.237)

Николай Алексеевич Некрасов «Школьник».

Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка из народа. Т. Сюжет в лирическом произведении.

Лев Николаевич Толстой «Отрочество».

«Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства» Николенька Иртельев – главный герой трилогии.

1






1




1+0


1




1+0


1







3+0


1

№22






№23






№24






№25









№26

«Отрочество». Семья. Друзья. Учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Антон Павлович Чехов. Рассказы. Т. Псевдоним.

А.П.Чехов «Мальчики». Сюжет рассказа. Герои – гимназисты «Ястребиный Коготь» и его друг Володя. Их мечты и планы. Неудавшийся побег  в Америку.

А.П,Чехов «Хамелеон». Смысл заголовка. Герои сатирического рассказа. Особенности сюжета с многочисленными кульминационными моментами. Художественная деталь в рассказе. Говорящие фамилии. Т. Псевдоним. Герой сюжета.

Составление плана к рассказу.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

Отрочество героя. Годы учебы как цепьтяжких испытаний в  жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать.

«Детство Темы», «Ябеда». Жестокое нравственное испытание. Предательство и муки совести героя.

2




3+1


1







2










1

4+1


1





1

№27,28






№29







№30,31










№32



№33





№34

«Детство Темы», «В Америку». Описание подготовки и неудачи юных путешественников.

«Детство Темы». «Экзамены». Как описание преодоления собственных слабостей и «проверка на прочность». Теория. Диалог в прозе.

Сжатое изложение небольшого эпического произведения.

1




1





1

№35




№36





№37

Ученик должен знать:

авторов и тексты художественных произведений;

главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;

основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;

что такое мораль, аллегория;

основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.

Ученик должен уметь:

выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изученном произведении;

характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поступков и поведения;

находить в тексте изучаемого произведения портрет, пейзаж, аллегорию, гиперболу, постоянный эпитет и объяснить их роль в контексте;

определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма);

определять идейно-художественную роль в произведениях элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;

выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;

давать сравнительную характеристику героев; групповую характеристику героев;

использовать различные формы пересказа (о составлении планов разных типов, с изменением лица рассказчика);

работать со справочной литературой.

IV

Мир приключений

Марк Твен «Приключения Гекльбери Финна»

Марк Твен и его автобиографические повести.

«Приключение Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования.

«Приключение Гельберри Финна». Странствия Чека и Джима по многоводной реке Миссисипи. Чек и Том в новой повести: становления и изменение характеров.

«Приключения Гекльберри Финна». Диалог в повести. Мастерство Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести. Теория. Юмор.

Жюль Верн «Таинственный остров»

Жюль Верн и его «Необыкновенные путешествия». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад».

«Таинственный остров». Герберт – юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеские заботы в романе



9+1

4+0


1


1




1






1






3+0


1






1













№38


№39




№40






№41








№42






№43

великого фантаста.

«Таинственный остров». Названия романов и имена героев. Теория. Научно-фантастический роман и Жюль Верн как создатель этого жанра.

Оскар Уайльд «Кентервильское приключение»

«Кентервильское приключение». Рассказы и сказки О.Уайльда. «Кентервильсоке приключение» как остроумное разоблачение мистических и суеверных мотивов в литературе.

«Кентервильское приключение». Ирония и веселая пародия на страницах рассказа. Юные герои и воинствующее привидение. Их забавный поединок и победа юных героев.

«Кентервильское приключение». Остроумная и доброжелательная  «страшной» истории. Ирония автора. Теория. Виды жанра рассказа. Герой среди героев.

Р.р. Изложение по рассказу О.Уайльда.


1






3+1


1








1







1






1


№44








№45








№46







№47






№48

Ученик должен знать:

авторов и содержание прочитанных произведений;

жанры рассказа в фантастической литературе;

основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение;

характерные особенности индивидуального стиля писателя;

основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи;

основные признаки понятий: ирония, юмор, фантастика;

сюжет, тему, идею, художественный образ героев изученных произведений.

Ученик должен уметь:

выделять элементы композиции изученных произведений и понимать их роль в произведении;

характеризовать героев произведения, выявлять в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

различать эпические, лирические и драматические произведения;

создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемых произведений (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского отношения;

составлять простой и сложный план характеристики героев художественного произведения;

привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения изученной литературы;

пользоваться справочным материалом.

V

Двадцатое столетие. Читатели XXI века.

Аркадий Тимофеевич Аверченко «Смерть африканского охотника».

«Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и  реальность. Посещение цирка и встреча с актерами.

«Смерть африканского охотника». Первое и второе разочарования увлеченного любителя приключенческой

18+2


3+1



2







1






№49, 50







№51



р.р. Изложение с элементами сочинения.

Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор»

«Чудесный доктор». Рассказ о новогодней ночи и неожиданном спасении семьи Мерцаловых.

«Чудесный доктор». Герои рассказа. Название рассказа. Теория. Рождественский, новогодний и святочный рассказ.

Константин Георгиевич Паустовский «Повесть о жизни».

гл. «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок».

гл. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера. Теория. Роль пейзажа в прозе.

Фазиль Абдулович Искандер «Чик и Пушкин».

«Чик и Пушкин». Рассказ из сборника «Детство Чика». Герой цикла рассказов по имен Чик. Игра со словом в

прозе Искандера (имя героя, название города детства).

«Чик и Пушкин». Трудности актерского мастерства. Поединок и творческой радости от игры на сцене. Яркий характер героя Т. Инсценировка. Герой и автор.

Р.р. Отзыв на самостоятельно прочитанную книгу.

Великая Отечественная война.

Лавренев «Разведчик Вихров». О жизни и подвигах подростка в годы ВОВ.

К.М.Симонов «Сын артиллериста». Знакомство с фактами биографии поэта, о бессмертном подвиге воинов, спасших весь мир от коричневой чумы.

К.М.Симонов «Сын артиллериста». Продолжение знакомства с содержанием стихотворения. Образ лейтенанта Петрова. Подвиг Леньки.

Песни военных лет «Моя Москва» (стихи М.Лисянского, муз. М.Дунаевского). Теория. Быстрота отклика искусства на события жизни. Герой художественного произведения.



ИТОГИ

Тема защиты природы. Произведения Пришвина.

Бенни Андерсен «Простите, где здесь природа».

Итоговый урок. Рекомендации по самостоятельному чтению на лето. Тесты.

Итого 68 часов, из них на р.р.-8ч.

1


3+0


1




2





2+0


1







1







2+1


1






1






1


4+0

1



1






1






1











2


1


1

№52




№53




№54,55







№56







№57









№58






№59






№60



№61



№62






№63






№64











№65,66


№67


№68

Ученик должен знать:

текст художественного произведения, тему, идею, художественный образ героев изученных произведений, сюжет;

основные признаки понятий: пейзаж, портрет, аллегория, гипербола, постоянный эпитет, литературный герой, сравнение;

основные особенности композиции и художественно-изобразительные средства;

богатство и разнообразие жанров;

характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Ученик должен уметь:

выделять элементы композиций и понимать их роль в произведении;

характеризовать героев произведения, вявляя в них общее и индивидуальное;

пользоваться справочным аппаратом и  школьным словарем литературоведческих терминов;

определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;

обосновывать свое мнение о произведениях и героях;

свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать;

выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения;

находить элементы сюжета (экспозиции, заявки, кульминации и развязки) и объяснить их роль  в изучении произведения;

создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;

привлекать целесообразные  формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...