Интрига на уроке литературы как условие развития познавательного мотива.
статья (литература) по теме

Кожевникова Зоя Александровна

 

 

     Ведущая педагогическая идея : каждый ребёнок- художник в душе, в каждом ребёнке живёт потребность творить. «Разбуженный в школьную пору ученик всё остальное сделает сам» (В.Распутин).

     Обобщая опыт своей работы, я поставила перед собой следующую цель: обосновать эффективность использования интригующих ситуаций на уроке литературы для развития познавательного  мотива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intriga.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

опыт

 МОУ “Крайчиковская средняя общеобразовательная школа Колосовского района Омской области».

Интрига на уроке литературы

как условие развития познавательного мотива.

                                                 Кожевникова Зоя Александровна,

                                                 учитель русского языка и литературы

                                                            высшей квалификационной категории

                                                   МОУ «Крайчиковская средняя

                                                            общеобразовательная школа»

                                                            Колосовского муниципального района

                                                            Омской области

20010 г.

Содержание:

Актуальность………………………………………………………...   3

Теоретическое обоснование опыта………………………………….  5

Описание опыта работы……………………………………………… 7

Результативность опыта………………………………………………13

Литература……………………………………………………………. 17

Приложение…………………………………………………………... 18

   Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в

нравственности, тот более идет назад, чем вперёд

                                                        Аристотель.1.        

В  интервью литературной газете писатель, литературовед  Валентин  

 Непомнящий  рассуждает на тему, которая волнует, в первую очередь, нас, учителей – практиков:

        «…для чего изучать русскую классику? Для информации, для аттестата, престижа, карьеры? Или для того, чтобы стать людьми в нынешнем оглохшем мире, чтобы не утратить опору – культурную, гуманитарную, нравственную, душевную? (8)

          Эту проблему поднимает Лев Айзерман, учитель литературы 303-й московской школы, в ряде статей « Из записок словесника».(1 )

        Об этом же идет речь в заметках Дарьи Николаевой, опубликованных в газете «Литература».(9)

        Действительно, для чего?

        По мнению родителей одного из сельских  районов Омской области, художественная литература несёт 54%  информации о нравственности и безнравственности, по мнению учеников – 28%.(3 )

        Личностный смысл изучения литературы для выпускников Крайчиковской школы выглядит следующим образом:

                - литература – школа жизни – 37%;

                - литература призвана решать нравственные проблемы – 33%;

                - литература несёт новую информацию – 12%;

                - литература является источником эстетического

                   наслаждения – 18%.

Как видим, художественная литература играет достаточно большую роль в нравственном воспитании школьников.

Народный артист М. Ульянов, выступая в городе Таре перед земляками, сказал замечательные слова:

        « Душу спасать надо... Вопрос: как? Читая классику».

Уроки литературы нужны хотя бы потому, что в книге существует некая мораль – вот это добро, а это зло.

Литература воспитывает личность, неравнодушную к окружающему миру, к человеку, природе, искусству.

И важно не то, чтобы  наши дети стали именно писателями или филологами. Главное, чтобы они научились образному и логическому осмыслению виденного, пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди людей.

        Проблема поиска живой, реальной методики изучения и преподавания литературы остаётся.

  Современным  ученикам трудно концентрировать внимание на повествовательных, философских фрагментах текста:   повседневность, обыденное мышление формируется как клип – быстрой сменой кадров и впечатлений.

        Но я твёрдо убеждена, что в каждом ребёнке  заложены огромные творческие возможности, и в том, что подчас они реализуются не полностью, виноваты взрослые – родители, педагоги, а в первую очередь мы, филологи.

 Отсюда  возникает ряд вопросов:

-как изучение литературы в школе  сделать интересным;

-как пробудить на уроке «чувства добрые»?

 Методов и приёмов, способствующих созданию урока, заставляющего ученика  из пассивного слушателя превратиться в активно действующее лицо, множество. Каждый учитель выбирает их сам. Но, по моему убеждению, первое и наиглавнейшее условие успешности урока – это ситуация загадки, тайны, интриги. Взбудоражить воображение ученика, запутать, внести неясность, создать сознательными усилиями интригу, способствующую исследованиям и открытиям на уроке, - одна из задач учителя.

        Поэтому не случайна тема моего опыта: «Интрига на уроке литературы как условие развития познавательных мотивов».

        Ведущая педагогическая идея: каждый ребёнок- художник в душе, в каждом ребёнке живёт потребность творить. «Разбуженный в школьную пору ученик всё остальное сделает сам» (В.Распутин).

        Обобщая опыт своей работы, я поставила перед собой следующую цель: обосновать эффективность использования интригующих ситуаций на уроке литературы для развития познавательных   мотивов.

        Деяние есть живое единство теории и практики

                                                                        Аристотель.

О проблемах, возникающих у учителя при организации учебного процесса, можно прочитать в ряде статей доцента кафедры психологии Карельского государственного педагогического университета Нины Скороходовой, опубликованных в журнале «Сельская жизнь», 2003 год. (11)

        В одной из своих работ она даёт довольно подробные ответы на такие вопросы:

                «Что такое мотивации?»

                «Какие факторы влияют на мотивацию?»

                  «Какими способами учитель может усилить мотивацию?»

Мотивация, по мнению психолога, - это процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Значит, мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников (в первую очередь – самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов) и как внешнее стимулирование, использование систем поощрений и наказаний.

В свою очередь, мотив – побуждение к активности в определённом направлении.

        Классификация мотивов в работе Н. Скороходовой представлена следующим образом:

1.Самопознание: развитие представлений о себе и своих возможностях.

2 Творческие: приятно творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир.

3.Интересно учиться.

4.Достижение: учиться хорошо, чтобы уважать себя.

5.Социальные: учиться, чтобы уважали и любили.

6.Под угрозой наказания: учиться, чтобы не наказывали.

7.Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение.

        По мнению психолога,  на успешность продвижения ребёнка  в процессе обучения наибольшее влияние оказывают познавательные мотивы: интерес к предмету и любознательность:

        « Всё, что повышает любознательность, может быть включено в урок».

Одним из таких приёмов, « подталкивающих» ребят к изучению объекта, является интрига.

        Вопрос об использовании этого приёма на уроке литературы  уже решён на практике положительно.

        Е Н.Ильин характеризует интригу как образную задачу, помогающую завести урок. По словам педагога, «всё – педагогический инструмент. Не действует один – ищите другой». (6)

 

Высшей истинностью обладает то, что является                                     причиной следствия

                                                                Аристотель.

Как я уже заметила, вопрос об использовании интриги уже решён на практике положительно. Одни педагоги называют такие моменты урока способами действия, другие – методами. Некоторые отождествляют интригующие ситуации с проблемными. Поэтому я попробовала дать определение интриги, опираясь на собственный опыт и лексическое значение слова «интриговать».

Одно из значений этого слова в «Толковом словаре» под  редакцией

 С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой–« возбуждать интерес, любопытство чем-то загадочным, неясным». (10). Отсюда следует вывод, что интрига в учебной деятельности – это приём развития познавательных  мотивов, основанный на использовании нового необычного факта и взгляда на события.

        Схематически структура его использования сводится к следующему:

                 

        Другими словами – это апелляция к ассоциативному и образному мышлению с опорой на сенсорную (чувственную) сферу и жизненные впечатления. .

        В данном случае под словом «проблема» подразумеваются не только проблемные ситуации, но и другие моменты урока, например, углубление в текст.

        Если определить урок как своеобразное сценическое действие, то интрига должна стать одной из его составляющих.

        Способствует на создание такого урока многое:

1.Необычные факты.

2.Жизненные впечатления, заставляющие сопоставлять прочитанное с пережитым.

3.Яркие наглядные образы ( предмет, вещь).

4 .Письма, фотографии, иллюстрации.

 5.Игровые ситуации.

 6. Задания творческого характера.

 7. Чтение учителя.


Используя приём интриги, я
старалась решить следующие задачи:

- развивать интерес к предмету, любознательность;

_активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

-развивать умения вести диалог;

-предоставить возможность для самореализации каждому ученику.

Рассмотрим несколько ситуаций включения учащихся в познавательную деятельность с помощью интриги.

Ситуация 1-ая .  Урок в 6-м классе по рассказу  В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».  .

        Говорим о способах создания характера в художественном тексте. Дети устали. Впереди – целый ряд вопросов и желание найти на них ответы.

С целью обеспечения  внутренней комфортности ученика и желания   идти вперёд использую яркий наглядный образ.

. Звучит текст: «По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой».

        И вдруг  на учительском столе дети видят глиняную игрушку, демонстрация которой должна быть неожиданной Они делятся впечатлениями, сравнивают игрушку со своими представлениями о «прянике конём» В данном случае приём интриги развивает воображение  и  помогает  понять чувства героя рассказа, который ничего лучше в детстве не видел. Ситуация новизны подталкивает детей к дальнейшей работе.

        

Ситуация 2-ая. Урок в 7-ом классе по рассказу Н.С.Лескова «Левша».

Для активизации учебной деятельности перед погружением в текст и развития умения вести диалог обращаюсь к жизненному опыту ребят.

 На доске записаны вразброс  русские народные пословицы. Спрашиваю у ребят, приходилось ли  им совершать экскурсии. Дети заинтересованы, делятся личными впечатлениями – можно переходить к более сложной задаче. Предлагаю  провести небольшую экскурсию по тексту: расположить пословицы в таком  порядке , чтобы их смысловая организация отражала последовательность основных событий текста. Рабочая атмосфера обеспечена, идет погружение в текст. Получается следующая запись:

«Русский в словах  горд-                        (Первая встреча Платова с        

     в делах тверд».                                          Оружейниками. Гл.V)

2. «Долг – тяжелое  бремя,                        (Мастера за работой.

     потеряешь сон и время».                          Гл. VI,  VII, IX)

3. «Работа мастера кажет».                                (Левша у государя.

Гл.XIII  XIV)

«Родная сторона – мать,                        (Левша в Англии.

   чужая – мачеха».                                  Гл. XV – XIX)

Ситуация 3-я.  Урок в 8-м классе по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

Активизировать речемыслительную деятельность учащихся перед созданием проблемной ситуацией помогает игровой момент.

Предлагаю двум учащимся заранее составить диалог (предполагаемый разговор  мужиков о главном герое) и разыграть его в классе. Остальные дети об этом не знают.

После чего        задаю вопросы:

-Какими качествами наделяют мужики нашего героя?

(Нелюдимый, угрюмый, «душегубец окаянный»).

-Мы должны доказать или опровергнуть это мнение. Каким путём пойдём?

 Обращаемся к тексту рассказа. Работаем над средствами создания образа в реалистическом произведении.

Ситуация 4-я. Урок письма в 8-м классе «Хочу тебе рассказать о природе родного края»..

 Как привлечь современных детей к эпистолярному жанру в форме личного письма?

С целью преодоления психологического барьера и потребности в творческой деятельности включаю в урок своё письмо, адресованное детям

 Предлагаю одному из ребят прочитать его вслух. Внимание детей максимально сконцентрировано на содержании письма, так как им интересен сам факт, что это письмо написал учитель .Дана целевая установка на анализ текста и ряд вопросов, способствующих углублению в текст:

. В этом случае большое значение имеют доверительные отношения между педагогом и учениками Желательно, чтобы в этом классе учитель работал не первый год или, ещё лучше, был классным руководителем.

        И вообще, я  согласна с мнением Е.Н.Ильина, что учитель

должен быть сценаристом, режиссёром, исполнителем, взыскательным критиком, литературоведом. Всё, что предлагает детям, учитель должен уметь делать сам.

Проанализировав представленные ситуации, можно сделать следующий вывод:

-приём интриги легко включается в познавательную деятельность;

-помогает преодолеть психологический барьер:

-устанавливает связь с жизненным опытом;

-развивает любознательность, память, воображение.

Как я уже заметила, интригующими могут быть   темы сочинений, например:

«Чичиков в гостях у помещика Урус-Кучум-Кильдибаева»;

«Что произойдёт в городе № после приезда настоящего ревизора?»

«Воспринимаю ли я мир по-другому после встречи с поэзией Сергея Есенина?». и т.д.

Интригующими могут быть  задания творческого характера, например:

-сочинить сказку по данному началу;

-сочинить сказку по пословицам;

-сочинить сказку по образцу литературной сказки;

-создать былину по следам современных событий;

-написать письмо литературному герою или от имени литературного героя;

-сделать интервью с литературным героем;

-организовать встречу литературных героев;

-написать страницы дневника литературного героя ;

-написать очерк, эссе ;

-создать современную сказку с использованием традиционных фольклорных образов;

-написать лирическое произведение ;

-создать сценарий по литературному произведению и т.д.                                                                         

Такие задания детям интересны, помогают пропустить текст через себя, исследовать его стилевые особенности.

Давно известно, какое впечатление производит на школьника чтение самого учителя. Ничто так не интригует, как грамотное, неторопливое чтение с элементарным умением передать интонацией настроение. Этот приём срабатывает не только в 5-7 кл., но и у ребят старшего возраста.

В отдельности приём интриги может показаться незначительным. Однако он нацелен на самое главное – на пробуждение интереса к литературе и усиление читательских эмоций. Именно это, прежде всего, означает изучение литературы как искусства.

        Ум заключается не только в знании, но и в умении

                 прилагать знания на практике

                                                        Аристотель.

Развитие познавательных мотивов с помощью приёмов, «включающих» учащихся в процесс познания, - одно из условий результативности  на уроке.

        Выделяю ещё несколько условий:

-главное на уроке не знания сами по себе, а личность ученика;

-учитель не просто технолог, как модно сейчас говорить, а создатель культуры, притом самой тонкой – душевной;

-позитивное отношение класса к предмету, доверительные, искренние отношения между педагогом и учениками.

        На какие критерии опираться, чтобы измерить интерес ученика к предмету?

        Психологи считают, что проверить ситуативный интерес к предмету просто – это повышенное внимание детей к определённым моментам урока.

Применяя интригующие ситуации, можно проследить положительную реакцию детей:

                        -удивление,

                        -недоумение,

                        -восхищение,

                        -удовлетворение от умственной деятельности,

                        -радость открытия.

Кроме того, у  детей  появляется желание высказывать собственные суждения, проявляется интерес к выполнению творческих заданий.

Например, после проведения урока письма (Приложение№4), на котором была использована интригующая ситуация, ребята написали интересные творческие работы.

Критерии оценивания   познавательных  мотивов:

                -интерес к чтению;

                -активное участие в предметных неделях по литературе и                           литературных вечерах;

                -активное участие в конкурсах творческих работ и                                  олимпиадах по предмету;

                -качество знаний учащихся.

Диагностику интереса к чтению можно проводить в вопросно – ответной форме:

        -Какая книга из списка рекомендованной литературы более всего тебе понравилась?

        -Какая книга не из списка рекомендованной литературы более всего тебе понравилась?

        -Какой жанр литературы тебе более всего нравится?

        -Какая книга является твоей любимой книгой? и т. д.

Примерный вариант такой диагностики представлен в  сборнике  «Справочник завуча» под редакцией Н.И.Дереклеевой.

Кроме того, можно провести сочинения на темы, позволяющие выявить уровень читательского интереса, например:

        «Какие книги я люблю читать».

        «Любимые книги нашей семьи».

        «Какие книги я порекомендовал бы прочитать                                                   сверстникам» и т.д.

В данном случае только искренние ответы и работы учащихся помогают судить о том, что читают дети, что привлекает их  в художественном произведении.

Как читают дети  (т. е. в количественном отношении), можно проследить по тому, активными или пассивными читателями библиотеки они являются.

        Если читательский багаж ученика (я имею в виду произведения не из списка рекомендованной литературы) пополнился за год хотя бы на 2-3 книги, это уже показатель интереса к чтению.

        Если кто-то из ребят вместо одного произведения, рекомендованного к уроку,  прочитал два – этот факт тоже  говорит о развитии познавательных мотивов.

Показателем  интереса к предмету является активное участие ребят:

        - в предметных неделях и литературных вечерах.

        -в конкурсах творческих работ и олимпиадах по литературе;

        -в научном обществе учащихся.

Развитие познавательных мотивов, в свою очередь, влияет на качество знаний учащихся.

В настоящее время совместно с советом библиотеки школы мы работаем над изданием сборника литературно – творческих работ учащихся.

        Главным результатом своего педагогического труда считаю воспитание личности самостоятельно мыслящей, творческой, с потенциалом духовных ценностей. Я убеждена в том, что  разбуженное творческое начало на уроке литературы непременно послужит импульсом к всестороннему развитию и стимулом творческого подхода в любой работе.

Поэтому и сегодня звучат актуально слова Е.Н.Ильина

        « Воспитательную миссию словесника считал и считаю наиважнейшей, необходимость строить преподавание литературы на более широкой и гибкой основе… - насущнейшей и государственной задачей».  

 

                                                                         

                ЛИТЕРАТУРА.

       !.Айзерман Лев «Из записок словесника», ж. «Литература в школе».

                                                                        2007 г., №1-2.

       2.Алексанкина Наталья. Как научить вступать в диалог. «Литература»

                .Научно- методическая газета для учителей словесности.                                                                                         2007г.№4

3..Аплетаев М. Н. Изучение и модернизация воспитательной системы образовательного учреждения. Омск, 2005 г.

4.Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение,                                                                                 1990 г.

5. Дереклеева Н.И. «Справочник завуча». Москва, «ВАКО», 2006 г.

6.Ильин Е. Н. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986 г.

7.Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. Москва, ОЛМА – ПРЕСС

                                        « Красный пролетарий», 2006 г.

8. Непомнящий В.О культуре, свободе, школе. ж. «Литература в школе».

9..Николаева Дарья. Что делать? Совсем необязательные заметки                       учителя литературы. «Литература». Научно-методическая газета для                                                  учителей словесности. 2007 г.№13.

10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

                        4-е издание, дополненное. Москва, 2002 г.

       11.Скороходова Н. Мотивация на уроке, ж. «Сельская школа»

                                                                        2003г.№6.

       

Муниципальное образовательное учреждение                                                                       Кожевникова Зоя

«Крайчиковская средняя общеобразовательная школа»                                                          Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»

В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся  обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...

Статья на тему: «Эксперимент - одно из условий развития познавательной активности учащихся на уроках физики»

Физика — это наука понимать природу.Э.Роджерс.На протяжении нескольких десятков лет составители программ ставили перед собой лишь один вопрос: какую часть из физической науки включить в школьную...

Тема : "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности"

Итоговая работа "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности" по программе "Исследовательски ориентированная деятельность - услов...

Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников

Игровые технологии на уроках русского языка развивает логическое мышление, память, воображение, речевую деятельность учащихся...

Развитие познавательных мотивов учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности

Выступление на III - м Всероссийском педагогическом практикумев г.Сочи по теме "Развитие познавательных мотивов учащихся через организациюпроектно - исследовательской деятельности"...

Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности.

Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности....

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....