Урок по литературе на тему "Война и мир"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Куракина Ольга Васильевна

Цель урока: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_10_klasse._tema-_um_i_deyatelnost.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Ум и деятельность» – нравственная основа Андрея Болконского. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).

Цели: 1. Обучающие: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении;

2. Развивающие: развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение на основе прочитанного; развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь; найти основные приемы.

3. Воспитывающие: воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого;

прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач;

Межпредметная связь: история, русский язык, информатика

Оборудование: иллюстративный материал, компьютер, проектор,  высказывания о Толстом.

Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской, проектной работы.

Методические приемы: частично – поисковый, исследовательский, эвристический, информационный, творческий проект, сопоставительный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Структура:

Эпиграф

  «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». (Из письма Л. Н. Толстого от 18 октября 1857 года.)

I Организационный момент.

II Главная часть:

- Слово учителя.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути», — этими словами Б. Л. Пастернака хочу начать урок, посвященный героям романа «Война и мире» Николаю Андреевичу и Андрею Болконским. До самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею.  Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Потому жизнь главных героев неразрывно связана с жизнью всего народа.

Уже в самом начале романа Толстой выделяет основные проблемы века: проблему народа как основы  нравственных и моральных устоев общества и, задаваясь вопросом: «Кто истинный герой?», рассуждает об общественной роли дворянства, его влиянии на жизнь общества и страны.

Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Это тернистый, трудный путь к познанию себя и обретения смысла жизни.

Сегодня на уроке мы обратимся  к образам сына и отца Болконских с целью - проследить, как доказывает Толстой – свою мысль: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость»

III. Главная часть.

Учитель. Обратимся к тексту.

-  В какой сцене впервые предстает А. Болконский?

( Впервые князя Андрея мы видим в салоне А.П.Шерер: «"В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский" )

- Как описывает его автор?

(Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах. Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими — все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма. И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.)

- На всех ли распространяется такое отношение князя Андрея?

(Нет,  подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпатичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится «неожиданно доброю и приятною». А их дальнейшая беседа — разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.)

Учитель.

По утверждению многих критиков, князь Андрей дан нам в романе полностью сформированным, законченным человеком, в отличие от Пьера Безухова, становления которого происходит все семь лет романной жизни.

- Согласны ли вы с этой точкой зрения?

 (Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть. Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам и момента истины", точки или события, в которых за личиной проступает личность, за телесным — духовное и, самое важное, душевное. Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем.)

IV Задание:

- Мы будем с вами работать коллективно и по группам.

Все вместе как  биографы князя Андрея попытаемся проследить  жизненный путь героя.

2-я группа — наблюдатели; они определяют авторские приемы, используемые для развития образа Андрея Болконского.

V Учитель. В какой момент мы видим всю семью Болконских и встречаем старого князя?

( Отъезд кн.А. на войну)

- Что мы узнаем о князе Николае Андреевиче?

(Князь Николай Андреевич — человек незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле)

VI Исследовательская работа: Прототипы героев в жизни.

( Князь Николай Андреевич Болконский — старый князь, по сюжету — видный деятель екатерининской эпохи.  В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконские — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством.

Князь Андрей Николаевич Болконский — сын старого князя. Не имеет явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленности героя. Среди возможных прототипов называют Н. А. Тучкова)

VII Сопоставительная таблица. ( заполнение в течение урока).

  - Почему князь Андрей решил отправиться на войну?

С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?

(С радостью!)

-  Радостью за что?

(За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын.)

-Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?

(Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.)

- Как соотносятся в понимании старшего Болконского слова “адъютант” и “служба”?

(“Скверная должность!” - не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба- риск, опасность.

Просит в письме Кутузова употреблять сына в “хороших местах”.

Что значат эти “хорошие места” для старого князя?

Не в адъютантах, а, например, на батарее Тушина.)

- Как должен служить сын по мнению отца?

(Не из милости! “Коли хорош будет”. (Кутузов).

“Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”.)

- Ведь не Кутузову в итоге будет служить сын, а России ! Адъютант России!

- Что значит четырежды повторенное отцом слово “спасибо”?

(Спасибо сыну от отца и генерала, что светскому миру предпочел войну).

- Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?

(Борьба отца и гражданина с победой последнего.

(Пусть лучше больно, чем стыдно.

“Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний.)

Вывод: . Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его до некоторой степени был граф Безбородько). Титулы этих "новых людей" были, как и их богатство, не родовыми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера.

-  Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?

(Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.

Просьба забрать к себе сына в случае его смерти.

Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.)

- При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается.

Учитель. Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает ее в первую очередь заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля.

- Что характерно для общения детей Болконских между собой?

(Взаимоотношения. Образок, подаренный Марьей. Разговор об отце и полное понимание его позиций. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем. Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)

- По какому порядку жила семья Болконских? Т.1. ч.1, гл.22.( четко сфорулированные правила, семья потомственных военных, свои представления о чести, достоинстве и порядочности. Ст. князь обучает Марью геометрии, в домашнем быту- степенность и порядок).

- Что еще характерно для этой семьи?

Ощущение гармонии человека и природы. Естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя.

Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)        

Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.

IX Вывод:

Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая. Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского. Старший Болконский воспитывает своих детей. Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену. Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки.

X Учитель.

- Безусловно, князь Андрей загадочен, непредсказуем. Но именно с ним связаны лучшие страницы романа.

Чего стоит самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Одни из лучших страниц романа. Одновременно дань байронической романтике эпохи. "Прекрасная смерть", — глядя на князя Андрея, произносит Наполеон.

В семье Ростовых, вы, наверное, заметили преобладает женское начало, в семье Болконских – мужское. И этим началам суждено пересечься.   Толстой дарит своему герою встречу с прекрасной и душевно чистой девушкой.

 - Когда впервые Наташа встречает князя Андрея? ( После ранения под Аустерлицем Он находился в депрессии, символом которой является старый дуб, ночь в Отрадном и подслушанный разговор дали ему уверенность и надежду ). Слайд 4. Т 2, часть 3, гл.1-3

- Нашли ли продолжение отношения Наташи и князя?  (Первый бал Наташи Ростовой). Т.2, ч.3, гл.15.

 - Почему старый князь не дает согласия на брак сына с Наташей? (Здесь проявляется его самодурство, деспотизм).

- Почему Наташа предает князя Андрея?  Наиболее драматичным моментом среди мирных картин романа является соблазнение Анатолем Наташи. Как это происходит, расскажите.

- Почему князь Андрей, который намного старше и опытнее Наташи не прощает ее? ( Не позволяет воспитание, заложенное отцом, Андрей признается Пьеру, что хочет простить Наташу, но не может.)

Учитель. А главное, он не способен понять, как Наташа могла увлечься таким негодяем, как Анатоль.

- С чьей стороны Наташа получила поддержку и взаимопонимание? (Пьер, единственный, понимает Н., потому что по-настоящему любит ее , он сам стал жертвой семьи Курагиных)

Учитель. В семьи Болконских и Ростовых то и дело вмешивается семья Курагиных. Князь Василий по-своему  заботится о своих детях: дочь Элен мечтает о  безуховских миллионах, и воспользовавшись наивностью Пьера, добивается своего.

В то время, как отец – Болконский проводил на войну сына и гордился этим, другой отец – князь Василий Курагин – стремился как можно дальше упрятать своего сына от войны.

- Почему князь не дал состояться браку Анатоля на своей дочери? ( он знает кн. Василия и презирает его за подхалимство, разврат, ложь, столь чуждого Болконским).

- Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма?

(Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу”.

Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.)

- «Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?”Жестоко, но это спасает Марью. Какие детали подтверждают ум и прозорливость князя?

(Анатоль и Бурьен, взгляды, жесты).

- Что важно князю в женихе для дочери?

(Чтобы он был ее достоин).

- В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старшем Болконском?

(Невозможность разлучиться с дочерью толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные, “…нечего уродовать себя – и так дурна”.

Сватовством Курагиных он оскорблен “за свою дочь”, потому что любит ее больше себя.)

- Какие качества демонстрирует Марья?

(Мечтает о любви, ничего дурного даже не подозревает. Ей не свойственно это. Не видит ничего странного в поведении Анатоля и Бурьен, думает, что это от любви к ней. Готова простить Бурьен за низость. Главное в Марье – “лучистые глаза”. Достоинство – основная черта ее характера.

“Призвание – быть счастливою счастьем любви и самопожертвования. Думать о чести и достоинстве дома Болконских. Духовная Марья могла родиться только в семье князя Болконских.

Отец понимает, как богат духовный мир его дочери, знает, какой красивой она могла быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой “подлой, бессердечной породы”.)

XI Вывод:

Учитель. Толстой считает Наташу, князя Андрея и Пьера не только главными, но и любимыми своими героями. Именно в них он вкладывает сои мысли, рассуждения, именно их он проводит через панораму быта и войны. Вы заметили, что в доме Ростовых преобладает женское начало, воплощенное в Наташе, а у Болконских – мужское. И этим противоположным началам суждено воссоединиться.

Возможно, Наташа и князь А. смогли бы еще воссоединиться, но война 1812 года распорядилась по - другому.

- Гроза 12-ого года

Настала- кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог? - писал А.Пушкин.

- Через какие испытания проходят герои Т.?

( Отношения Андрея с солдатами        

 Патриотизм. Отношение к войнам.

Андрей сражается во время войны 1805—1807 годов, уходит в отряд Багратиона, в 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»).

 Князь А. получает ранение, ставшее для него смертельным. Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фитиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Биологическое начало. Желание жить. Ему кричат: "Ложитесь!" Поклониться смерти — противоречит внутреннему кодексу чести.)

XII  Работа с текстом. Эпизод ранения князя Андрея.

- Что происходит с Николаем Андреевичем во время войны?

( Старый Болконский сам пытается защищать свою землю. Его смерть открыла трогательные стороны его души. Он понимает свою неправоту по отношению к Марье, а слова «Погибла Россия» подчеркивают признание князя Андрея лучшим сыном Отчизны)

(Княжна Марья отказывается от покровительства французов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы)        

- Друг князя Андрея  Пьер, не будучи военным, не может не участвовать в Бородинском сражении.

- Наташа распоряжается отдать подводы раненым. Узнает, что среди раненых князь, ухаживает за ним. Открываются ее новые стороны: жертвенность, сочувствие.

Вывод. . Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле, они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Учитель. Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой приоткрывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги.

Это касается тех полутора страниц книги, где "князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся". Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского "от жизни".

По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дремавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.

Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала "моментом истины" его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и торжественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: "Где он теперь?" Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего.

Почему Толстой не дал своему герою продолжения.?

- Мы проследили основные моменты, связанные с жизнью князя Андрея.

- Какие приемы использует автор при создании образа князя Андрея?

(Деталь ( в портрете кн. Андрея гримаса, которая портит его лицо) – прием противопоставления с посетителями салона А.П.Шерер)

( Внутренний монолог. Н., « нет, жизнь в 31 год не кончена…)

( Пейзаж Своеобразие показа природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III).

( Природа и война. Во время Аустерлица — мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Сцена дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV—XV). Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и весело»; после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма», что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных сценах никогда не бывает радостной природы.)

Вывод. Природа показана  в движении, связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, изображается реалистически. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война — разрушение этого мира.

- В чем состоит особенность языка Толстого? И как это подчеркивает индивидуальность героев, в частности князя Андрея?

XIII Особенности языка романа. В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерна сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.)

XIV Задание. 

Творческий проект. ( выступление учащихся с проектами)

Учитель. 

XV Какие выводы записаны вами в таблице?  Сопоставительная таблица.

XVI . Подведение итогов.

Учитель. "Война и мир" завершается темой Отца и Сына, очень важной  для русской литературы ("Отцы и дети"). Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В "Эпилоге" ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности).

 Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву  по повелению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).Тем самым Толстой отводит большую роль воспитательному мужскому началу.

Семья, по мнению Толстого, - это нравственная основа всего, что есть на земле. 2008 год объявлен президентом России Годом семьи. Ребята, это решение не является случайным. Вы все – будущие мамы и папы, вам придется не раз в жизни делать выбор. И, мне кажется,  русская литература – это лучший советчик и помощник в любой жизненной ситуации.

Холодный дом, и осень за окном.                                                                  

Все вроде бы вокруг осиротело.

Но вот беру я с книжной полки том

«Войну и мир» великого Толстого.

Наташа, Пьер, Андрей и старый князь..

Все это в детстве моем школьном было.

Вдруг от страниц повеяло теплом,

Я поняла - любовь всему мерило.

Любовь, семья и отчий дом..

Вот то, что мне всего дороже.

Великий смысл, наполненный добром,

Несет бессмертный гений мудрого Толстого.


Аспект

Князь Андрей

Николай Андреевич - старый князь

Манера поведения

Черты характера

Отношение к службе

Жизненные цели

Аспект

Князь Андрей

Николай Андреевич - старый князь

Манера поведения

Черты характера

Отношение к службе

Жизненные цели

Аспект

Князь Андрей

Николай Андреевич - старый князь

Манера поведения

Черты характера

Отношение к службе

Жизненные цели

Аспект

Князь Андрей

Николай Андреевич - старый князь

Манера поведения

Черты характера

Отношение к службе

Жизненные цели

Аспект

Князь Андрей

Николай Андреевич - старый князь

Манера поведения

Черты характера

Отношение к службе

Жизненные цели

Аспект

Князь Андрей

Николай Андреевич - старый князь

Манера поведения

Черты характера

Отношение к службе

Жизненные цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

урок по литературе для 11 класса "Связь зарубежной литературы с русской"

Цель: доказать, что русская литература является частью мирового процесса развития искусства.Задачи:1) рассмотреть произведение "Превращение" с точки зрения жанра, художественных особенностей2) сравнит...

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...