Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Туманова Надежда Ивановна
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин и др.). Программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, рассчитана на 70 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_7_klass.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Рабочая программа составлена на основе программы по литературе к учебному комплексу для 5-9 классов  (Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин и др.). Программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, рассчитана на 70 учебных часов.

   Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

      Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора,; предания; былины (развитие представлений) ; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись(развитие представлений);роды литературы(развитие представлений); эпос(развитие представлений); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальное представление); герой-повествователь (развитие понятия); ода (начальные представления);баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия);  трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов а произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения различных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Перечень учебно-методического обеспечение

Для учащихся:

Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие ./ сост.В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. –М.: Просвещение, 2000

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика.- М.: Просвещение, 2007.

Миронова Н.А., Самойлова Е.А.. анализ стихотворения. – М.: Экзамен, 2007.

Открытый урок по литературе. 6-11 класс: Пособие для учителя: в 2 кн. / Ред. –сост. И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. – М.: Московский лицей, 2003

Программа по литературе. 5-9 классы. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и др. – М.: Просвещение, 2006

Уроки литературы с применением информационных технологий. :-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением. / Н.П. Архипова и др. – М.: Глобус, 2009

№№

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание

образования

Планируемый

 результат

Тип урока


Приложение

Виды контроля.

Домашнее задание

Дата проведения

Введение (1 час).

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях; понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности.

Лекция.

Икт: презентация

Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи учебника.

Пересказать по плану вводные статьи учебника.

Устное народное творчество (5 часов).

2

Предания как поэтическая автобиография народа.

1

Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора.

Знать: определения понятия «предание».

Лекция. Беседа.

Сформулировать самим вопросы по текстам преданий.

Перескзать статью учебника и одно из преданий, сохраняя особенности повествования. Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович».

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

1

Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Прославление мирного труда героя-труженика.

Знать: определения понятия «предание». Уметь: составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки.

Практикум

Ответ на вопросы.

Дать характеристику Вольге и Микуле Селяниновичу, опираясь на план, представленный в справочном разделе учебника. Приготовить чтение былины по ролям.

4

Урок внеклассного чтения. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

Киевский цикл былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение родине и народу.

Знать: какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря.

 Урок внеклассного чтения.



ИКТ: мультимедийный урок

Литературная викторина по изученным и самостоятельно прочитанным былинам.

Подготовить сообщение «Былинные богатыри как выражение национального представления о героях» Прочитать эпическую финскую песню «Калевала».

5

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1

Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

Знать: сведения о собирателе народных песен – рун для фольклорной публикации «Калевалы» - Элиасе Ленротте.

Лекция. Беседа

Характеристика героев.

Найти в «Калевале» черты жанра: воинской повести, мифологического эпоса, заговоров, заклятий, свадебных обрядовых песен, загадок.

6

Пословицы и поговорки.

1

Особенности смысла и языка пословиц.

Понимать жанровые особенности пословиц и поговорок.

Практикум

Конкурс «Кто больше знает поговорок и пословиц?»

Пересказать статьи учебника; написать сочинение-миниатюру по одной из пословиц.

Из древнерусской литературы (3 часа).

7

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

1

Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы.

Знать: особенности поучения как жанра литературы; понимать: смысл поучения Владимира Мономаха.

Лекция. Беседа

ИКТ: презентация.

Ответ на вопросы.

Написать небольшое поучение (младшим сестре или брату, другу…), используя лексику «Поучения». Прочитать самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

8

«Повесть о Петре и Февронии  Муромских» - гимн любви и верности.

1

Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Знать: содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои.

Практикум

ИКТ: мультимедийный урок

Составить план пересказа повести.

Групповые задания: подготовить выбоочный пересказ «История Февронии»; пересказ от лица одного из героев повести.

9

Урок развития речи. Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество»,  «Древнерусская литература».

1

Сочинение на одну из тем: 1. Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях устного народного творчества?

2. Что воспевает народ в героическом эпосе?

3. Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

4. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

Знать: особенности композиции сочинения-рассуждения.

Урок развития речи.

Сочинение (тема -  на выбор)

Закончить работу над сочинением. Прочитать статью учебника о М.В. Ломоносове.

Из русской литературы 18 века (2 часа).

10

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В. Ломоносова.

1

Теория «трех штилей».

Знать: факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы.

Лекция. Беседа

ИКТ: презентация.

Практикум: определить, к каким стилям относятся прочитанные произведения М.В. Ломоносова.

Подготовить рассказ о поэте, отрывок из «Оды на день восшествия» выучить наизусть.

11

Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р. Державина.

1

Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. Философские рассуждения о смысле

Понимать: философский и иносказательный смысл стихотворений; уметь определять идею стихотворения, объяснять новаторство Державина в поэзии.

Практикум

Ответ на вопросы.

Подготовить выразительное чтение стихотворений Г.Р. Державина. Инд. Задание: подготовить сообщение об А. С. Пушкине.

Из русской литературы 19 века (27 часов).

12

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Тема судьбы в балладе.

1

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции произведения.

Знать: историческую основу «Песни…», определение понятия «Баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка.

Лекция. Беседа

ИКТ: мультимедийный урок

Ответ на вопросы.

Выучить «Песнь о вещем Олеге» наизусть. Прочитать повесть «Станционный смотритель»

13

Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.

1

История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положение в обществе.

Знать: содержание повести, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе.

Практикум

Составить композиционный план повести.

Подготовить рассказ "История Самсона Вырина», пересказ «Самсон Вырин у Минского, сопоставить образы автора и повествователя в произведении и ответить на вопрос: можно ли сказать , что это одно и  то же лицо?

14

Художественное совершенство и человечность повести А.С. Пушкина.

1

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести.

Понимать идейный замысел повести (показать  социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе).

Практикум

Ответ на вопросы.

 Написать сочинение «О чем заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

15

М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта.

1

Слово о поэте. Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа.

Понимать образную структуру стихотворения, тему стихотворения,  состояние лирического героя.

Лекция. Беседа

ИКТ: презентация.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Стихотворение наизусть (на выбор). Инд задания: подготовить историческую справку о личности царя Ивана Грозного, прочитать «Песню про купца…».

16

М.Ю. Лермонтов. Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России

1

Картины быта России 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы.

Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания»Песни…», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу.

Практикум

ИКТ: мультимедийный урок

Ответ на вопросы.

Отрывок из «Песни…» наизусть. Составить цитатный план поэмы. Инд. задания подготовить рассказ о семейной драме Калашникова: выразительно читать «Кулачный бой на Москве—реке».

17

Нравственный поединок героев поэмы.

1

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы.

Знать: нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие.

Практикум

Сравнительная характеристика героев.

Составит сравнительную характеристику Калашникова и Кирибеевича, подобрать цитаты

18

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по «Песне…».

1

Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто ТВ «песне…»является настоящим героем и почему?

Уметь: самостоятельно анализировать текст составлять собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события.

Урок развития речи.

ИКТ: презентация.

Написание сочинения.

Выбрать один из эпизодов «песни…» и создать по нему киносценарий: продумать обстановку, действие, внешний облик действующих лиц, содержание диалогов и монологов.

19

Н.В Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

1

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести.

Понимать роль исторического фона в повести.

Лекция. Беседа

Составить план учебной статьи.

Перечитать 1-2 главы, отобрать материал для характеристики героев (Тараса, Остапа, Андрия).

20

Тарас Бульба и его сыновья.

1

Описание быта семьи Тараса. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесение картин природы с судьбой героев.

Понимать мотив поведения героев, сложность, противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа.

Практикум

ИКТ: мультимедийный урок

Сравнительная характеристика героев.

Прочитать 3-9 главы, подговить  их сжатый пересказ. Сообщение «Нравы и обычаи Запорожской сечи». Отобрать материал для сравнительной таблицы. Инд. задание: выразительное чтение эпизода «Гибель Андрия», сравнительная характеристика «Андрий и Кирибеевич»

21

Запорожская сечь, ее нравы и обычаи.

1

Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу.

Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.

. Практикум

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия  (продолжение работы). Письменный ответ на вопросы.

Выучить наизусть речь о товариществе. Перечитать 10-12 главы, отобрать материал для характеристики Остапа..

22

 Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

1

Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.

Знать/ понимать идейную направленность заключительной главы и повести в целом.

Практикум

ИКТ: презентация.

Ответ на вопросы. Самостоятельная работа над сочинением

Подготовиться к сочинению. Темы: «Смысл противопоставления Остапа и Андрия», «»Прославление товарищества и осуждение предательства», «Изображение природы в повести», «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Тарас Бульба – характер, рожденный временем» выбор темы, подбор цитатного материала).

23

Урок развития речи. Сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле.

Уметь составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное.

Урок развития речи.

Написание сочинения.

Закончить работу над сочинением. Прочитать статью о Тургеневе, рассказ «Бирюк». Индивидуальное сообщение о  сборнике И.С. Тургенева «Записки охотника».

24

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

История создания  и тематика сборника. Нравственные проблемы рассказа «Бирюк».

Уметь определять тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного.

Лекция. Беседа

ИКТ: мультимедийный урок

Составить тезисный план ответа на вопрос: «Как автор относится к изображенному в рассказе?». Ответ на вопросы.

Выписать высказывания русских писателей о языке. Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» выучить наизусть, прочитать стихотворения «Близнецы», «Два богача».

25

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

1

Авторские критерии нравственности в стихотворения в прозе.

Понимать нравственный смысл стихотворений в прозе.

Практикум

Написание сочинения-рассуждения: "Почему характер языка – «свидетельство судьбы народа?»

Подготовить сообщение о Н.А. Некрасове. Прочитать поэму «Русские женщины».

26

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

1

Историческая основа произведения. Развитие понятие о поэме.

Знать историческую основу поэмы, содержание поэмы, жанровые особенности поэмы.

Лекция. Беседа

ИКТ: презентация.

Составить тезисный план статьи учебника и сообщения и о поэте.

Написать характеристику героини в соответствии с планом характеристики героя литературного произведения. Выразительно читать стихотворение «Размышления у парадного подъезда», ответить на вопросы учебника.

27

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа.

Знать: рождение замысла стихотворения, художественные приемы изображения действительности.

Практикум

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

28

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репин».

1

Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластия; особенности стилистической предания.

Уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведения.

Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах

Прочитать роман А.К. Толстого «Князь Серебряный».

29

Урок внеклассного чтения. А.К. Толстой «Князь   Серебряный»

1

Образ эпохи Ивана Грозного. Трагедия героя, сохранившего честь и верность.

Уметь выделять сюжетные линии, оценивать поступки героев.

Урок внеклассного чтения.

Ответ на вопросы.

Создать «Кодекс чести» каждого из главных героев. Прочитать «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина

30

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры.

1

Особенности сюжетов и проблематика «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социально-нравственные темы

Практикум

ИКТ: презентация.

Составление цитатного плана сказки.

Подготовить пересказ сказки (краткий или художественный). Прочитать сказку «Дикий помещик», подготовить ее пересказ

31

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

1

Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке.

Понимать идейно-тематическое содержание сказки.

Практикум

Ответ на вопросы.

Создать небольшую сказку на одну из школьных тем в духе Салтыкова0Щедрина. Прочитать сказки: «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве».

32

Урок развития речи. Сатира и юмор в саках М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Идейно-художественный смысл сказок. Приемы сатирического изображения в сказках.

Знать приемы сатирического изображения: гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического; уметь находить аналогичные приемы в самостоятельно прочитанных сказках.

Урок развития речи.

ИКТ: мультимедийный урок

Устное сочинение-рассуждение на темы: 1. Какой была бы жизнь, если бы сбылись слова щуки: «Вот кабы так все  жили, как этот премудрый пискарь живет?»

2. «Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят» (по сказке «Медведь на воеводстве»)

Объяснить, как вы понимаете слова В. Г. Белинского: «Сатира, как гром негодования, гроза духа»

33

Урок контроля. Литературный ринг по изученным во 2 четверти произведениям.

1

Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Уметь строить развернутые высказывания на проблемные вопросы.

Урок контроля.

ИКТ: презентация.

Развернутый ответ на вопрос, тест.

Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом

34

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

История создания повести, автобиографический характер произведения.

Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, предавая сложность его чувств и переживаний

Лекция. Беседа

Выборочный пересказ, комментирование.

35

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1

Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни.

Знать нравственную проблематику повести

Практикум

Ответ на вопросы

Сочинение-миниатюра «Поступок, за который мне стыдно» или «Поступок, которым я горжусь». Прочитать рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»

36

А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения.

1

«Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Средства создания комического в рассказе.

Понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившееся для обывателей в значительное событие).

Практикум

ИКТ: мультимедийный урок

Тест по рассказу.

Ответить письменно на вопрос: над  чем смеется автор,  что его огорчает?

37

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1

Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе.

Понимать и объяснять особенности композиции рассказа и ее смысл.

Практикум

Ответ на вопросы

Подготовить инсценирование рассказа «Злоумышленник». Подготовиться к внеклассному чтению (А.П. Чехов «Тоска», «Размазня» и др. рассказы).

38

Урок внеклассного чтения. Смех и слезы в «маленьких рассказах» А. П. Чехова.

1

Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя.

Понимать позицию автора; уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя.

Урок внеклассного чтения.

ИКТ: презентация.

Характеристика одного из героев рассказов А.П. Чехова.

Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова». Прочитать рассказ И.А. Бунина «Цифры»

Из русской литературы 20 века (22 часа).

39

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Обретение доброты и гармонии.

Понимать содержание рассказа, его проблематику.

Лекция. Беседа

Составить план рассказа.

Подготовить характеристику главных персонажей. Прочитать рассказ «Лапти»

40

И. А, Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1

Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика.

Знать идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»

Практикум

ИКТ: мультимедийный урок

Написать продолжение рассказа «Лапти». Ответы на вопросы.

 Подготовить отзыв на рассказ «Лапти», включив в него свои размышления по поводу героев и их поступков. Выразительно читать стихи русских поэтов 19 века о родной природе, одно стихотворение выучить наизусть (по выбору).

41

Урок развития речи. Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

1

В.А.Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «край ты мой, родимый край

Уметь анализировать небольшое стихотворение

Урок развития речи

Выразительное чтение стихотворений, их анализ.

Подготовить сообщение о М. Горьком. Прочитать 1-3 главы повести «Детство».

42

М. Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.

Понимать причины поступков героев; уметь делать художественный пересказ частей сюжета.

Лекция. Беседа

ИКТ: мультимедийный урок

Ответ на вопросы.

Дочитать повесть «детство» до конца.

43

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

1

Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев.

Уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом.

Практикум

Ответ на вопрос. Характеристика героев по плану.

Подготовить чтение сцены по ролям: «Разговор с дедом». Устное сочинение на выбор: «История жизни деда Каширина»; «Почему почувствовал Алеша в бабушке близкого человека?»

44

Урок развития речи. Анализ эпизода «Пожар из повести М.Горького «Детство»

1

Анализ эпизода. Портрет как средство характеристики героя.

Уметь определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько важен он в раскрытии идеи всего произведения.

Урок развития речи

ИКТ: презентация.

Письменная работа по анализу эпизода «Пожар»

Прочитать «Легенду о Данко»

45

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды»

1

Подвиг во имя людей. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола)

Уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив.

Практикум

Устное словесное рисование.

Художественный пересказ легенды о Данко

46

В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества.

1

Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.

Понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе.

Практикум

ИКТ: мультимедийный урок

Тест на знание содержания стихотворения. Ответ на вопросы.

Выучить наизусть стихотворение «Необычайное приключение…». Читать выразительно стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

47

В.В. Маяковский «хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому.

Уметь видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения.

Практикум

ИКТ: презентация.

Мини-сочинение по начальной фразе: «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В. Маяковского потому что…»

Устное сочинение-рассуждение: «Чем отличается доброта от милосердия?» Прочитать рассказ «Кусака». Инд. сообщение о Л.Н. Андрееве.

48

Урок внеклассного чтения. Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа.

1

Чувства сострадания к братьям нашим меньшим. Бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Уметь формулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа.

Урок внеклассного чтения.

Составление цитатного плана произведения.

Написать отзыв на рассказ «Кусака», используя цитатный план.

49

А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1

Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека

Знать сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание; уметь анализировать текст

Лекция. Беседа

ИКТ: презентация.

Тест по рассказу «Юшка». Ответ на вопросы.

Прочитать рассказ «В прекрасно и яростном мире»

50

Урок внеклассного чтения. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

1

Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова.

Знать содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя.

Урок внеклассного чтения.

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа. Ответ на вопросы.

Готовиться к сочинению  «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

51-52

Урок развития речи. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

2

Произведения М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова.

Уметь определять основную мысль сочинения, соотносить ее с прочитанным  рассказом

Уроки развития речи.

Письменная работа (сочинение)

Прочитать в учебнике интервью с Ю. Разумовским, ответить на вопросы, выучить стихотворение о Великой Отечественной войне.

53

Урок внеклассного чтения. Час мужества (интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны).

1

А. Ахматова, К. Симонов, А. Сурков.

Уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности.

Урок внеклассного чтения.

ИКТ: мультимедийный урок

Выразительное чтение стихотворений.

Подготовить сообщение о Ф.А. Абрамове. Прочитать рассказ «О чем плачут лошади»

54

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции.

Знать сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции.

Практикум

Ответ на вопросы.

Подготовить краткий художественный пересказ «О чем плачут лошади». Прочитать рассказ Е.И. Носова «Кукла», статью учебника о Е. Носове.

55

Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описания психологического состояния героя, психологизм жизни

Уметь анализировать небольшое произведение, объяснять роль пейзажа.

Практикум

ИКТ: презентация.

Тест по рассказу Носова «Кукла». Ответ на вопросы.

Прочитать рассказ Носова «Живое пламя».

56

Урок внеклассного чтения. «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» Е. Носова)

1

Осознание огромной радости прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Уметь анализировать небольшое произведение, объяснять роль пейзажа. Определять тему, основную идею, изобразительно-выразительные средства языка.

Урок внеклассного чтения.

Ответ на вопросы.

Прочитать сведения о Ю. Казакове, рассказ «Тихое утро»

57

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы.

Понимать нравственную проблематику рассказа.

Практикум

Составить цитатный план своего рассказа о мальчиках или тест по рассказу «тихое утро» (по выбору)

Подготовить краткий пересказ рассказа.

58

Урок внеклассного чтения. «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов 29 века о Родине, родной природе

1

В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. Единство человека и природы.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Урок внеклассного чтения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ лирических произведений.

Выучить стихотворение А. Твардовского «снега потемнеют синие…»

59

А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика

1

Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое.

Уметь анализировать лирическое произведение.

Практикум

Анализ лирического стихотворения.

Выучить наизусть одно стихотворение А.Т, Твардовского. Прочитать главы книги «Земля родная»

60

Д.С. Лихачев «земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

1

Публицистика, мемуары как жанр литературы.

Уметь выстраивать устный ответ на поставленный вопросы.

Практикум

ИКТ: мультимедийный урок

Ответ на вопросы.

Прочитать рассказ Зощенко «Беда»

61-62

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»)

2

Смешное и грустное в рассказе «беда»

Знать содержание рассказа, его авторскую позицию в оценке поступков героев

Практикум

. Отзыв на рассказ

Инд. задание: подготовить сообщение о Р. Гамзатове

Из литературы народов России (1 час)

63

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.

Практикум

ИКТ: презентация.

Развернутые ответы на вопросы по текстам.

Составить план рассказа о Роберте Бернсе, выразительно читать стихотворение «Честная бедность»

Из зарубежной литературы (5 часов)

64

Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

1

Народная поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.

Уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер

Практикум

Ответ на вопросы.

Выучить наизусть стихотворение Р. Бернса.

65

Дж. Г. Байрон – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

1

Стихотворение «ты кончил жизни путь, герой!» Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона.

Уметь анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства.

Практикум

Письменный ответ на вопрос: что обрекает героя на бессмертие?

Подготовить выразительное чтение стихотворения Байрона, прочитать рассказ О.Генри «Дары волхвов»

66

О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Знать содержание рассказа и нравственную проблематику произведения.

Практикум

ИКТ: презентация.

Составление плана рассказа.

Написать сочинение-характеристику Деллы или Джима

67

Р.Д.Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

1

Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Уметь объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героя, роль авторских ремарок и приемов фантастики

Практикум

Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, о чем мальчик написал в записке? О чем писатель предупреждает человечество в рассказе «Каникулы»?

Написать отзыв на любое самостоятельно прочитанное в 7 классе произведение.

68











Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К.Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.


1











Итоги года. Рекомендации для летнего чтения

Уметь обобщать прочитанное и изученное.

Урок контроля знаний

Составление итогового теста по  изученным за год произведениям


69-70


Резервные уроки.


2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...