Литература 5 класс
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) по теме

 

  

 

 

 

           Тема урока

 

 

 

Основные понятия темы

 

 

Требования к уровню подготовки

 

 

 

 

Сопутствующее повторение

 

 

 

 

Развитие речи

 

 

Межпредметные связи

Контроль за

ЗУНами

учащихся

Применяемые

технологии

 

 

                                                                              

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение ( 2 ч.)

Книга как духовное завещание одного поколения

другому.

Структурные элементы книги.

Роль книги в жизни человека.

Обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги.

Знать структурные элементы книги,  ее роль в жизни человека.

Учебник литературы, стили речи.

Работа с текстом: тема, идея.

 

 

 

 

 

 

Устное народное творчество (13 ч.-)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Т.Л. Фольклор. Устное народное творчество.

Фольклор. Устное народное творчество.

Знать определение фольклора,

называть малые жанры фольклора.

Сказка , колыбельные песни.

Выразительное чтение, работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

Русские народные сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.

Т.Л. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты.

«Царевна-лягушка».  Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод.

 

Животные-помощники.  Фантастика в волшебной сказке.

Сказка, виды сказок.

Особенности сказочного построения.

Волшебная сказка.

Знать виды сказок,

Уметь определять признаки волшебной сказки,

особенности сказочного повествования,

народную мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается.

 

 

Определения, их роль.

Реальность и фантастика.

Выразительно чтение, пересказ эпизода, устный ответ на вопрос.

Особенности сказки: зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты, присказка.

Живопись

Пересказ

 

 

 

 

«Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора. Особенности сюжета.

Т.Л. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

 

Волшебная богатырская сказка.  Сюжет. Сказочные формулы. Сравнение. Гипербола.

Определять героический характер сказки, находить оценку автора-народа к героям сказки.

Особенность сказочного повествования,  виды сказок.

 Художественный пересказ эпизодов, работа по содержанию сказки.

 

Пересказ

 

 

 

 

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Сказители. Собиратели сказок.

Виды сказок.

Сказители. Собиратели сказок.

Определять

виды сказок,  выражение основной мысли сказки.

Тема и идея.

Выразительно чтение, устный ответ по содержанию сказки.

 

 

 

 

 

 Вн. чт. В мире народных сказок (сказки народов мира) . Вариативность сказок.

 

 

Виды сказок. Вариативность сказок.

 

Определять выражение основной мысли сказки, оценку автора-народа  к героям.

Особенность сказочного повествования. Тема и идея.

Художественный пересказ, устный ответ по содержанию.

 

 

 

 

 

Р.Р. Обучение домашнему сочинению по теме «Русские народные сказки».

 

 

Сочинение на литературную тему.

Уметь создавать сочинение на литературную тему на основе прочитанного.

Тема и идея.

Создание плана будущего сочинения, отбор рабочих материалов.

 

Сочинение

 

 

 

Древнерусская литература (2 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои и их подвиги во имя мира на родной земле.

Т.Л. Летопись.

Вн. Чтение .

Древнерусская литература. Летопись.

Знать о начале  возникновения письменности у восточных славян и возникновении древнерусской литературы, особенность летописи (начальные  представления).

Фольклор. Алфавит.

Постоянные эпитеты, Сравнения.

Выразительное чтение, устный ответ по тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из литературы XVIII века (2 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…»  Юмор стихотворения.

Т.Л. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Роды и жанры литературы.

Формирование представления о родах и жанрах литературы.

Уметь определять авторскую оценку  к изображаемому (юмор).

Стихотворная речь: рифма.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

Из литературы  века XIX века (45 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские басни (6 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вн. чт.Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. Басни Эзопа, Лафонтена, русские баснописцы XVIII века.

Т.Л. Эзопов язык

Басня.

Эзопов язык.

Олицетворение..

.Знать о родо-жанровой принадлежности басни,  истоки и особенности басенного жанра.

Роды и жанры литературы.

Выразительное чтение, лексическое значение слова (сноски, работа с толковым словарем).

 

 

 

 

 

 

 

И.А. Крылов. Рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»., «Свинья под дубом».Осмеяние хитрости, жадности, неблагодарности.

Т.Л. Рассказ и мораль в басне. Аллегория.

Аллегория.

Мораль.

Определять мораль в басне, ее аллегорический рассказ о событии; формировать навык выразительного чтения.

Сравнение.

Идея текста.

Чтение наизусть.

 

 

 

 

 

Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Позиция автора.

Уметь определять авторское отношение к изображаемому событию, героям;

Формировать навык выразительного чтения.

Басня как литературный жанр.

Чтение наизусть.

История

Чтение наизусть

 

 

 

Вн. чт.Басни И.А. Крылова. 

Техника чтения.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория.

Уметь определять авторское отношение к изображаемому событию, героям,  формировать навык выразительного чтения.

Басня как литературный жанр. Мораль. Аллегория.

Выразительно чтение, ответ-рассуждение по содержанию.

 

 

 

 

 

Р.Р. Урок-концерт. Инсценирование басен И.А. Крылова.

Чтение по ролям. Инсценирование.

Навык выразительного чтения, умение инсценировать.

Мораль. Аллегория.

Выразительное чтение (по ролям, инсценирование).

 

Чтение

наизусть

 

 

 

В.А. Жуковский (2 ч.)  Рассказ о поэте. Жуковский-сказочник. «Спящая красавица». Сходство и различие сказки Жуковского и народной сказки.

Техника чтения.

Народная и авторская сказка.

Сюжет.

Уметь определять сходные и различные черты авторской сказки и народной.

 Фольклор.

Народная сказка.  Виды сказок.

Устный ответ , выразительное чтение.

Живопись

 

 

 

 

Герои сказки, особенность сюжета.

Герои баллады «Кубок». Благородство и жестокость. Т.Л. Баллада.

Баллада (начальные представления).

Знать о родо-жанровом своеобразии баллады (начальные представления), уметь оценивать героев баллады.

Роды и жанры литературы.

Сюжет.

Устный ответ о событиях баллады ( развитие сюжета), героях баллады.

 

 

 

 

 

 

Из зарубежной литературы (1 ч.)

Р. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг во имя сохранения традиций предков. Т.Л. Баллада.

 

 

Баллада.

Авторская оценка к событиям и героям.

 

 

Уметь определять идейно-нравственное содержание баллады, определять авторскую оценку.

 

 

Сюжет.

Баллада и сказка.

 

Выразительное чтение, устный ответ по содержанию.

 

 

 

 

 

А.С. Пушкин ( 10 ч.). Рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни. Т.Л. Стихотворная речь. Ритм, рифма, способы рифмовки.

Стихотворная речь.

Знать особенности стихотворной речи (ритм, рифма), уметь определять способы рифмовки.

 

Роды и жанры литературы. Рифма.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Сказка. Баллада. Поэма.

Формирование представления о поэме,

Определение сказочных    мотивов в народной сказке.

Роды и жанры литературы. Фольклор. Сказка.

Устный ответ по содержанию.

Музыка Живопись

 

Чтение наизусть

 

 

 

«Сказка о мертвой царевне …» ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Герои сказки. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя. Поэтичность, музыкальность сказки.

Литературная и авторская сказки. Тема и идея.

Определять сходство и различие литературной и авторской сказки;

 Идейно-нравственное содержание;

Авторское отношение к героям.

Ритм и рифма.

Народная сказка.

Постоянные эпитеты.

Выразительное чтение, чтение наизусть, устный ответ о герое с примерами-цитатами.

 

Чтение наизусть

 

 

 

Р.Р..«Бродячие сюжеты». Сопоставление сказки А.С. Пушкина с русскими народными сказками. Сказкой В.А. Жуковского, сказками братьев Гримм.

«Бродячие сюжеты».

Уметь сопоставлять сказки: находить сходство и различие.

Сюжет. Народная и авторская сказки.

Сравнительная работа по тексту.

 

 

 

 

 

Вн. чт.Художественный мир сказок А.С. Пушкина.

Т.Л. Ритм, рифма. Способы рифмовки.

Авторская сказка.

Уметь определять идейно-нравственное содержание сказок, авторскую оценку.

Сюжет.  Рифма. Способы рифмовки.

Устный ответ о героях сказки.

 

 

 

 

 

Р.Р. Подготовка к сочинению по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» Сочинение.

Т.Л. Стихотворная речь.

Уметь создавать сочинение на литературную тему.

Цитирование в сочинении.

Уметь создавать сочинение на литературную тему (характеристика героя).

Тема и идея сочинения.

План. Подбор цитат по плану.

 

Сочинение

 

 

 

Русская  литературная сказка.

А. Погорельский (2 ч.)  «Черная курица, или подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Народная сказка и авторская. Фантастика.

Уметь определять идейно-нравственное содержание сказки,

основные этапы развития сюжета.

Фантастика в волшебной сказке.  Особенности сказочного повествования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пересказ

 

 

 

В.М. Гаршин ( 2 ч.) «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Т.Л. Прозаическая речь.

Авторская сказка. Тема и идея.

Уметь определять героическое и обыденное в сказке, идейное содержание(трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения).

Сюжет. Тема и идея. Сравнение. Аллегория.

Устный пересказ эпизода.

 

Пересказ

 

 

 

М.Ю. Лермонтов (3 ч.) Рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения.

Т.Л.Эпитет, метафора, звуковпись.

История и литература.

Стихотворная речь (развитие понятия).

Гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Уметь определять идейно-нравственное содержание произведения,

 

Тема и идея. Диалог и монолог.

Сравнение.

Выразительное чтение, устный ответ по прочитанному.

История

 

 

 

 

Р.Р.Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Т.Л. Сравнение, гипербола.

 

Уметь находить и определять роль художественно-изобразительных средств.

Эпитет. Сравнение. Звуки речи.

Чтение наизусть.

Словарная работа (устаревшие слова).

 

Наизусть

 

 

 

Н.В. Гоголь (4 ч.)Рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий.

Фольклор и литература.

Рассказ и повесть.

Уметь определять авторскую оценку к изображаемым событиям.

Эпитет, сравнение.

Сказка.

Словарная работа

(диалектные слова).

 

 

 

 

 

Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Т.Л. Фантастика. Юмор.

Техника чтения.

Реальное и фантастическое. Комическое и лирическое.

Юмор.

Уметь высказать свое суждение о прочитанном, определять роль эпизода (фантастического, комического).

Фантастическое в сказке.

Пересказ, работа по тексту.

 

 

 

 

 

Вн. чт. Сочетание реального и фантастического в книге «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Техника чтения.

Реальность и фантастика.

Уметь определять художественное своеобразие книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» (стиль писателя).

Тема и идея. Реальное и фантастическое. Юмор.

Пересказ эпизодов, высказывание своих суждений в процессе анализа.

Живопись

 

 

 

 

Н.А. Некрасов (4 ч.) Рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Т.Л. Эпитет.

Стихотворная речь.

Уметь определять авторскую оценку к изображаемому, роль изобразительных средств.

Эпитет. Сравнение, Метафора. Гипербола.

Выразительное чтение.

.

 

 

 

 

 

 

«Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины.

Тема и идея.

Образ (начальное представление).

Определение темы и идеи стихотворения, создание образа героини.

Художественно-изобразительные средства.

Выразительное чтение. Ответ по прочитанному.

 

Пересказ

 

 

 

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, Речевая характеристика персонажей.

 

Р. Р. Выразительное чтение строк стихотворения.

Авторская оценка. Речевая характеристика.

Находить и анализировать роль речевой характеристики персонажей, передача авторской оценки к ним.

Разговорный стиль.

Чтение наизусть.

Ответ по прочитанному.

 

 

 

 

 

И.С. Тургенев (7 ч.) Рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Т.Л. Портрет.

Рассказ и повесть.

Портрет.

Родо-жанровые особенности.

Начальное понятие о портрете литературного героя.

Типы речи.

Высказывание суждения по прочитанному.

 

 

 

 

 

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство. Сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Обучающее сочинение , по рассказу.

Авторская позиция к героям произведения.

Идейно-нравственное содержание произведения, авторская оценка к героям.

Лексическое значение слова. Толковые словари.

Лексическая работа: достоинство, сострадание, великодушие, гуманизм.

 

Пересказ

 

 

 

Р.Р. Литературный портрет.        

  Т.Л. Пейзаж.

Фет Весенний дождь

 

Портрет.

Пейзаж.

Находить принципы создания портрета литературного героя,

  Роль  пейзажа в произведении.

Изобразительные средства.

План ответа.

Развернутый ответ на основе прочитанного. Отбор рабочих материалов.

Живопись

 

 

 

 

Л.Н. Толстой (5 ч. ) Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» . Жилин и Костылин – два разных характера. Две разные судьбы.

 

Сюжет.

Сравнит.характеристика героев.

Уметь анализировать развитие сюжета, определять оценку в изображении двух героев.

Сравнение.

Портрет.

Анализ прочитанного, устный ответ на основе текста.

 

 

 

 

 

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Утверждение гуманистических идеалов.

Литературный портрет.

Идея.

Определение идейного содержания произведения, создание портрета героя.

Диалог. Роль эпизода.

Устный ответ о роли эпизода в развитии представления о герое произведения.

 

 

 

 

 

Р.Р. Сравнение. Жилин и Костылин

Т.Л. Сравнение. Сюжет.

Подготовка к сочинению)

Сравнительная характеристика.

Составление сравнительной характеристики героев.

Авторская оценка героев. План.

Устный ответ. Отбор материалов к сочинению.

 

Сочинение

 

 

 

А.П. Чехов (3 ч.) Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Т.Л. Юмор.

Рассказ.

Юмор.

Роль детали.

Речь  персонажей как средство характеристики.

Развитие представления о юморе. Определение идеи рассказа.

Сюжет.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. Речь персонажей как средство характеристики .

Анализ роли детали в рассказе, речи персонажей как средство характеристики.

Сюжет.

Разговорный  стиль.

Выразительное чтение.  Художественный пересказ.

 

Пересказ

 

 

 

Поэты XIX века о Родине и родной природе (7 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вн. чт.Картины природы в стихотворениях А.С. Пушкина.

Роды и жанры.

Стихотворная речь.

Рифма.

Ритм.

Размер стиха.

Уметь осмысливать содержание стихотворного текста,

Находить художественно-изобразительные средства языка и определять их роль.

Пейзаж. Эпитет. Сравнение.

Олицетворение. Метафора.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков, А.В. Кольцов. Т.Л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Чтение наизусть. Устный ответ-суждение.

Живопись. Музыка.

Наизусть

 

 

 

Р.Р. Обучение анализу лирического текста. Сочинение-анализ стихотворения.

Сочинение-анализ лирического текста.

Уметь создавать анализ лирического текста.

Тема и идея. Изобразительные средства.

План. Отбор материала.

 

 

Анализ.

стих.обуч

 

 

 

Вн. чт. Литературное краеведение.  Времена года в стихотворениях С.А. Зайцевой..

Стихотворная речь.

Определение авторской позиции, роль изобразит. средств.

Изобразительные средства языка.

Создание собственных поэтических зарисовок.

 

 

 

 

 

 

Из литературы  XX века (28 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.А. Бунин (1 ч.) Рассказ о жизни писателя.  Рассказ«Косцы». Восприятие прекрасного.

Рассказ. Эстетическое и этическое.

Уметь определять идейное содержание (родство героев с просторами Русской земли, народными песнями и сказками).

Толковый словарь.

Сказка.

 

Лексическая работа.

Работа над понятием: поэтическое воспоминание о Родине.

 

 

 

 

 

В.Г. Короленко (4 ч.) Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.

Техника чтения.

Т.Л. Композиция.

Сюжет и композиция.

Развитие понятия о сюжете и композиции.

 Определение роли образа

серого, сонного города и равнодушного отношения окружающих людей  к беднякам.

 

Рассказ и повесть.

Выразительное чтение. Работа по прочитанному.

 

 

 

 

 

Доброта и сострадание героев повести. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Техника чтения.

 

Портрет. Композиция.

Идейно-нравственное содержание произведения, роль композиционных элементов в создании образа.

Портрет. Пейзаж. Речь героев.

Устный ответ по прочитанному, анализ эпизодов.

 

Пересказ

 

 

 

Р.Р. Герои повести: Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.

Т.Л. Портрет.

Обучающее сочинение по повести.

Литературный портрет.

 

Создание портрета литературного героя, роль композиции.

Характеристика героев.

План ответа. Отбор материала.

 

 

 

 

 

С.А. Есенин (2 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о поэте. Стих. «Я покинул родимы дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины.

 Лирика.

Особенности стихотворной речи.

Определение идейного содержания стихотворения.

 

 

Художественно-изобразительные средства языка.

Выразительное чтение, анализ прочитанного.

 

 

 

 

 

Р.Р. Мое прочтение стихотворений С.А. Есенина. Своеобразие есенинской лирики.

Своеобразие лирики С.А. Есенина.

Выявление своеобразия есенинской лирики (стиль поэта).

 

Чтение наизусть.

 

Наизусть

 

 

 

Вн. чт. (1 ч.)

Литературное краеведение. Изображение малой Родины в творчестве поэтов Шатурского края.

Авторское отношение.

Тема и идея.

Определение темы и идеи, авторская индивидуальность.

Художественно-изобразительные средства языка.

Выразительное чтение, анализ прочитанного.

 

Анализ стих (обуч..

 

 

 

 

П.П. Бажов (5 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о писателе. «Медной горы Хоязяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность. Добросовестность, трудолюбие и талан главного героя.

Т.Л.  Сказ как жанр литературы.

Сказ как жанр литературы.

Знать особенность сказа как жанра литературы;

уметь характеризовать главного героя.

Сказка. Реальность и фантастика.

Устный ответ по прочитанному.

Словарная работа. 

 

 

 

 

 

Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка. Интонация.

Техника чтения.

Т.Л. Сказ и сказка.

Своеобразие языка.

Определять своеобразие языка;

уметь определять авторское отношение к герою и событиям сказа.

Сказ и сказка.

Выборочный пересказ.

 

Пересказ

 

 

 

Вн. чт. В мире сказов П.П. Бажова («Синюшкин колодец», «Каменный  цветок» и др. 3-5 сказов по выбору).

Техника чтения.

Сказ как жанр литературы.

Герои сказа.

Уметь характеризовать героев сказа,

определять авторскую оценку .                 

Своеобразие языка.

Выборочный, сжатый пересказ.

 

Пересказ

 

 

 

К.Г. Паустовский (4 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о писателе. Рассказ «Заячьи лапы».

Рассказ.

 Сюжет.

Уметь проследить развитие сюжета, определить идею рассказа.

Сюжет.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

Р.Р. . Природа и человек в рассказах К.Г. Паустовского и других  писателей (по выбору учащихся).

Подготовка к отзыву о прочитанном.

Тема природы и человека.

Уметь определять идейно-нравственное содержание произведения.

Авторское отношение.

Подробный пересказ.

 

Отзыв (обуч.)

 

 

 

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке «Теплый хлеб».

Реальное и фантастическое.

Уметь характеризовать и оценивать героев произведения, роль пейзажа.

Авторская сказка. Особенность сказочного повествования.

Устный ответ по прочитанному, анализ эпизодов.

 

 

 

 

 

 

С.Я. Маршак (4 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев».

Т.Л. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Роды и жанры литер.Афиша. Ремарка.Реплика.

Уметь определять родо-жанровые особенности драматич.произведения.

Эпические и лирические жанры.

Сказка.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Художественные особенности пьесы-сказки.

Характеристика героев.

Авторские ремарки.

Уметь характеризовать героев пьесы-сказки, определять идейное содержание произведения.

Идея.  Характер герой произведения.

Выразительное чтение по ролям.

 

 

 

 

 

 

Р.Р. Выразительное чтение по ролям (инсценирование).. Характер и интонация.

Характер и интонация.

Уметь выразительно читать определенную роль пьесы-сказки.

Характер героя.

Выразительное чтение (инсценирование).

 

 

 

 

 

 

Из зарубежной литературы.

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»(4 ч.)

 

 

 

 

В . Н. Наши любимые сказки Андерсена.

Р. Р. Комплексная работа с текстом

 

Сказка. Сюжет. Портрет.

Анализировать важнейшие эпизоды в раскрытии идейно-нравственного содержания произведения,

характеризовать и оценивать героев.

Особенность сказочного повествования. Виды сказок.

Выразительное чтение,

 выборочный пересказ.

 

Пересказ

 

 

 

 

 

 Вн. чт. И. Шварц «Два брата» (1 ч.)

Уроки сказки.

Характеристика героя. Пейзаж.

Уметь определять идейно-нравственное содержание сказки,

роль пейзажа в произведении.

Народная и авторская сказка.

Выразительное чтение, работа по тексту, составление собственного суждения «Уроки сказки».

 

Ответ-рассуждение «Уроки сказки»

 

 

 

 

А.А. Платонов ( 2 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Т.Л. Фантастика в литературе.

Быль и фантастика.

Уметь определять особенное отношение героя к окружающему миру.

Реальное и фантастическое.

Выразительное чтение, анализ отдельных с эпизодов.

 

 

 

 

 

 

Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы.

Герой рассказа.

Роль пейзажа в рассказе, особенность создание образа главного героя.

Портрет. Пейзаж. Речь героя.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

В.П. Астафьев (3 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость  в экстремальных обстоятельствах.

Сюжет рассказа.

Уметь давать оценку герою произведения, знать средства создания портрета героя.

Взаимосвязь событий.

Выразительное чтение.

Анализ эпизодов.

Устный ответ по тексту рассказа.

 

 

 

 

 

 

Основные черты характера героя. Становление характера через испытания.

Т.Л. автобиографичность литерат. произв.

Автобиографичность произведения.

Характеристика и оценка героя рассказа.

Портрет. Поступки.

 

 

 

 

 

 

Вн. чт. С любовью к «братьям нашим меньшим». В.П. Астафьев «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»

Тема и идея.

Повеств. «от противного».

Тема природы.

 Определение идейно-нравств.содержания произв.; изображения «от противного

Сюжет.  Монолог.

Выразительное чтение. Аналитическая работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

Вн. чт.Литературное краеведение (2 ч.)

О. Трушин «Оживший вальдшнеп», «Вороное чаепитие», В.В. Большаков «Быль и боль», «Сглазила».

Отзыв о рассказе.

Тема природы.

Авторская позиция в рассказе.

Уметь определять авторское отношение, идейное содержание рассказов.

Юмор.

Типы речи.

Выборочный пересказ.

План написания  отзыва.

 

Отзыв.

 

 

 

 

«Ради жизни на Земле…»(4 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Война и дети в стихотворениях К.М.  Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Тема войны.

Дети и война.

Чувство сострадания, гуманизм.

 

 

 

 

 

 

 

Уметь определять   трагическое и героическое в произведениях о Великой Отечественной войне.

 

 

Стихотворная речь.

 

 

 

 

Выразительное чтение, устный ответ на основе прочитанного лирического произведения.

 

 

 

 

 

 

Вн. чт.Стихотворные произведения  о войне. Выразительное чтение.

Стихотворная речь. Тема и идея.

 

 

 

 

 

 

Вн.чт.Литературное краеведение. Тема войны в творчестве Шатурских поэтов.

Стихотворная речь. Тема и идея.

 

 

 

 

 

 

Произведения о Родине и родной природе (4 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. (Н. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы»)

Конкретное и обобщенное.

 

 

Уметь анализировать лирическое произведение.

Художественно-изобразительные средства.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. И. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…», А. Прокофьев «Аленушка», Д Кедрин «Аленушка».

 

Комплексная работа с текстом

Волшебная сказка.

Пейзаж.

Роды и жанры литературы.

Мое прочтение стихотв. (наизусть)

Анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наизусть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Писатели улыбаются (2 ч.)Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Т.Л. Юмор.

Юмор.

Образы и сюжет русской классики как темы произведений для детей.

Уметь анализировать лирическое произведение.

 

Стихотворная речь.

Выразительное чтение, устный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

Из зарубежной литературы (7 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» (обзор романа). Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами).

Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Техника чтения.

Тема путешествия в литературе.

Рассказ, повесть, роман.

Использовать знания для определения родо-жанровых особенностей произведения;

 -  сжатый  аналитический пересказ текста,

- создание характеристики героя.

Роды и жанры литературы.

Выборочный пересказ.

Сжатый пересказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

 

Речевая характеристика персонажей.

Определение темы и идеи произведения,  раскрытие персонажей через речевую характеристику.

Монолог.

Диалог.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

Марк Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Черты характера Тома. Том и Бекки. Внутренний мир героев. Сочетание реальных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Техника чтения.

Литературный  портрет.

Фантазия, юмор.

Создавать на основе прочитанного литературный портрет героя.

Принципы создания портрета литературного героя.

Выборочный пересказ, устный ответ.

 

 

 

 

 

 

Джек Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Взросление подростка. Уважение взрослых. Характер мальчика. Мастерство писателя в изображении жизни северного народа.

Техника чтения.

Сказание.

Характер героя.

Авторское отношение к изображаемому.

Умение обобщать прочитанное, определять авторское отношение к изображаемому.

 

Сказка, сказ.

Сюжет. Композиция.

Выразительное чтение.

Словарная работа.

Аналитическое чтение.

 

 

 

 

 

 

Вн.чт.

 Литературное краеведение (1 ч.)

 Мир детства. И. Леонтьева «Маме», С.А. Зайцева, Г. Закиева, Л. П. Жарова  и их «Детские странички».

Стихотворная речь.

Уметь определять авторское отношение к изображаемому.

Художественно-изобразительные средства.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

Р.Р.Круг чтения (2 ч.)

Путешествие по стране Литературии 5 класса

 

 

 

Резервные уроки-4 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...