Урок литературы в 10 классе И.Шмелев "Масленица"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Коновалова Екатерина Андреевна

Учащиеся знакомятся с обрядами и традициями празднования Масленицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon maslenica.zip10.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Урок – праздник «Масленица»

(По повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»). 10 класс

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с праздником Масленицы, его обычаями и обрядами, праздничными атрибутами.
  2. Знакомство учащихся с творчеством И.С. Шмелёва, его удивительной повестью «Лето Господне», приобщение к высокой духовной культуре.
  3. Развивать творческое воображение учащихся, навыки и умения исследовательской работы с художественным произведением.
  4. Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.

Наглядные пособия:

        Плакаты «Весёлая ярмарка», репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», портрет И.С. Шмелёва, пословицы о масленице, словарь В.И. Даля, рецепты блинов.

Оборудование и принадлежности:

        Праздничный стол с самоваром, блинами, соломенная кукла – Масленица, магнитофон с записями народной музыки.

Ход урока

        Вступительное слово учителя:

«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него у душе доныне… маленький сад, когда - то казавшийся огромным, лучший из всех садов…» Эти строки из повести И.С. Шмелёва «Лето Господнее», созданной в Париже уже почти пятьдесят лет назад и лишь недавно прочитанной на Родине автора.

       «Лето Господне» - книга о семилетнем Ване, сыне известного московского   подрядчика, о детских радостях и скорбях, и конечно же, о далёкой теперь, но бесконечно любимой Москве, о её жителях, их нравах и обычаях, книга о пёстрой и насыщенной, стремительной, удивительно умиротворённой и патриархальной жизни.

          Масленица – народный праздник. Познакомиться с народными обрядами Масленицы помогут нам учащиеся, которые к уроку готовили проекты. «Фольклористы» расскажут, как встречали, величали и провожали Сударыню – Масленицу; «Словесники» проанализируют повесть И.С. Шмелёва; «Блинницы» поведают об искусстве выпечки блинов.

           Из далёких языческих времён пришла к нам Масленица. Народ любил её и величал ласковыми словами: «Касаточка», «Перепёлочка». Народная пословица гласит: «Масленица семь дней гуляет»

Вопросы группам:

  • Как проходила масленичная неделя?
  • Что означал каждый день масленицы?
  • Как праздновали Масленицу в Сибири?

(защита проектов

)

Анализ повести.

  • Почему И.С. Шмелёв называет Масленицы «живой»?
  • Как в повести описана масленичная неделя?
  • Как обыгрывается слово «масленица»?
  • Какое чувство вызывает у главного героя слово «масленица»?

Богатые жирные пиршества, изобилие яств, - это всё символизировало благополучие, которое должен был принести будущий богатый урожай.

  • Найдите и прочитайте названия тех блюд, которые перечисляет в повести И.С. Шмелёв?
  • Название каких блюд вам незнакомо?
  • Почему такое обилие рыбных блюд?

 (работа с толковым словарём)

  • Почему Масленица боится горькой редьки и пареной репы?

Ритуальным блюдом Масленицы были блины. Блины – символ солнца, благополучия, плодородия.

«Блинницы» читают пословицы о блинах, задают вопросы классу:

  • Почему о блинах говорят «печь», а не «жарить»?
  • Что интересного о блинах можно прочитать в словаре В.И. Даля?

Работа со словарём В.И. Даля.

Анализ повести.

  • Какие блины описывает И.С. Шмелёв?
  • Какие блины назывались «убогие» и в какой день их подавали?
  • Какое чувство испытывает автор, вспоминая «живую» Масленицу?

В народе говорят: « Первый блин комом, второй знакомым, третий родне, четвёртый – мне».

  • А у вас бывает первый блин комом?

Чтобы ни первый, ни второй блин не были комом, послушаем советы «Блинниц».

«Блинницы» рассказывают о рецептах блинов и угощают гостей блинами:

«Кушайте, питайтесь, на нас не обижайтесь!»

Тихо играет музыка, на фоне музыки  звучат слова А.Куприна:

«Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Заключительное слово учителя.

Масленицу отмечают широко, и хотя теперь Масленица – рабочая неделя, согласитесь, как хорошо напечь блинов, собрать друзей, родных, вкусно поесть и простить тех, кто нас обидел, и покаяться перед теми, кого обидели мы, как в старое доброе время.

Домашнее задание.

 Выучить наизусть отрывок из повести «Лето Господне».

Используемая  литература:

                        

  1. Библия.
  2. В.И.Даль. Толковый словарь русского языка. Москва. «Эксмо»2005.
  3. В.М.Ковалев. Блины. Минск. «Экономика», 1989.
  4. Литература в украинской школе. №1/1992.
  5. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Москва. «Русский язык» 1989.
  6. И.С.Шмелев. Лето Господне.Москва. «Молодая гвардия».1991.

                

                

                

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...