Урок литературы в 10 классе И.Шмелев "Масленица"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Учащиеся знакомятся с обрядами и традициями празднования Масленицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenica.zip | 10.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Урок – праздник «Масленица»
(По повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»). 10 класс
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с праздником Масленицы, его обычаями и обрядами, праздничными атрибутами.
- Знакомство учащихся с творчеством И.С. Шмелёва, его удивительной повестью «Лето Господне», приобщение к высокой духовной культуре.
- Развивать творческое воображение учащихся, навыки и умения исследовательской работы с художественным произведением.
- Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.
Наглядные пособия:
Плакаты «Весёлая ярмарка», репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», портрет И.С. Шмелёва, пословицы о масленице, словарь В.И. Даля, рецепты блинов.
Оборудование и принадлежности:
Праздничный стол с самоваром, блинами, соломенная кукла – Масленица, магнитофон с записями народной музыки.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него у душе доныне… маленький сад, когда - то казавшийся огромным, лучший из всех садов…» Эти строки из повести И.С. Шмелёва «Лето Господнее», созданной в Париже уже почти пятьдесят лет назад и лишь недавно прочитанной на Родине автора.
«Лето Господне» - книга о семилетнем Ване, сыне известного московского подрядчика, о детских радостях и скорбях, и конечно же, о далёкой теперь, но бесконечно любимой Москве, о её жителях, их нравах и обычаях, книга о пёстрой и насыщенной, стремительной, удивительно умиротворённой и патриархальной жизни.
Масленица – народный праздник. Познакомиться с народными обрядами Масленицы помогут нам учащиеся, которые к уроку готовили проекты. «Фольклористы» расскажут, как встречали, величали и провожали Сударыню – Масленицу; «Словесники» проанализируют повесть И.С. Шмелёва; «Блинницы» поведают об искусстве выпечки блинов.
Из далёких языческих времён пришла к нам Масленица. Народ любил её и величал ласковыми словами: «Касаточка», «Перепёлочка». Народная пословица гласит: «Масленица семь дней гуляет»
Вопросы группам:
- Как проходила масленичная неделя?
- Что означал каждый день масленицы?
- Как праздновали Масленицу в Сибири?
(защита проектов
)
Анализ повести.
- Почему И.С. Шмелёв называет Масленицы «живой»?
- Как в повести описана масленичная неделя?
- Как обыгрывается слово «масленица»?
- Какое чувство вызывает у главного героя слово «масленица»?
Богатые жирные пиршества, изобилие яств, - это всё символизировало благополучие, которое должен был принести будущий богатый урожай.
- Найдите и прочитайте названия тех блюд, которые перечисляет в повести И.С. Шмелёв?
- Название каких блюд вам незнакомо?
- Почему такое обилие рыбных блюд?
(работа с толковым словарём)
- Почему Масленица боится горькой редьки и пареной репы?
Ритуальным блюдом Масленицы были блины. Блины – символ солнца, благополучия, плодородия.
«Блинницы» читают пословицы о блинах, задают вопросы классу:
- Почему о блинах говорят «печь», а не «жарить»?
- Что интересного о блинах можно прочитать в словаре В.И. Даля?
Работа со словарём В.И. Даля.
Анализ повести.
- Какие блины описывает И.С. Шмелёв?
- Какие блины назывались «убогие» и в какой день их подавали?
- Какое чувство испытывает автор, вспоминая «живую» Масленицу?
В народе говорят: « Первый блин комом, второй знакомым, третий родне, четвёртый – мне».
- А у вас бывает первый блин комом?
Чтобы ни первый, ни второй блин не были комом, послушаем советы «Блинниц».
«Блинницы» рассказывают о рецептах блинов и угощают гостей блинами:
«Кушайте, питайтесь, на нас не обижайтесь!»
Тихо играет музыка, на фоне музыки звучат слова А.Куприна:
«Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
Заключительное слово учителя.
Масленицу отмечают широко, и хотя теперь Масленица – рабочая неделя, согласитесь, как хорошо напечь блинов, собрать друзей, родных, вкусно поесть и простить тех, кто нас обидел, и покаяться перед теми, кого обидели мы, как в старое доброе время.
Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из повести «Лето Господне».
Используемая литература:
- Библия.
- В.И.Даль. Толковый словарь русского языка. Москва. «Эксмо»2005.
- В.М.Ковалев. Блины. Минск. «Экономика», 1989.
- Литература в украинской школе. №1/1992.
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Москва. «Русский язык» 1989.
- И.С.Шмелев. Лето Господне.Москва. «Молодая гвардия».1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...