Исследовательская деятельность на уроках литературы.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Кальченко Людмила Владимировна

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" до сих пор заключает в себе некую тайну.Нерешённым остаётся главный вопрос : что есть роман Булгакова - хвала Христу или дьяволу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл М. Булгаков18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроках литературы

Для изучения любого произведения необходимо знать биографию писателя и историю создания произведения.

       Роман» Мастер и Маргарита», который учащиеся изучают в 11 классе ,  до сих пор заключает в себе некую тайну. Нерешенным остается главный вопрос: что есть роман Булгакова – хвала Христу или дьяволу?

       –На уроках в процессе полемики возникают разногласия между учащимися, поэтому исследовательская работа дает возможность приблизиться к пониманию этого сложного произведения.

       Многим ребятам, когда мы начинаем разбирать это произведение на уроках, становится интересно, а после просмотра фрагментов фильма «Мастер и Маргарита» (режиссер Бортко), ребята с еще большим интересом работают над романом.

       В процессе исследовательской работы учащиеся находят запись, сделанную  писателем на полях рукописи первоначального варианта романа о Сатане («Консультант с Копытом») «Помоги, господи, кончить роман». Призывать помощь Бога в создании романа о дьяволе!

     Творческие личности избегают старых решений. Основной чертой творческой деятельности является создание нового, способность выйти за рамки установленных образцов и правил.

Творческие способности детей можно развивать не только на специальных уроках ,  а вводить

развивающие элементы на уроках. Даже простое коллективное чтение может стать  увлекательной  игрой в открытия. Читая любое произведение, сделай каждое слово открытием.

     Ключ к разгадке религиозно – эстетического феномена романа «Мастер и Маргарита» одного из вершинных произведений искусства модернизма, - в осознании того, что перед нами оригинальная версия русского  мистико религиозного романа 20 века.

     В процессе исследования материала (статьи, рецензии и т. д.) приходим к тому, что речь идет не  о романе мастера о Понтии Пилате , а Булгакова- о Иисусе Христе.

     Сюжетно - композиционная модель «Мастера и Маргариты» не укладывается в схему « роман в романе»- это многомерная структура.

      Ее организует алгоритм трех: повествование развивается на трех уровнях реальности:

– земной

-– мистической

-–художественной

В трех временных:

– настоящее

-–прошлое

– вечное

Три сюжетных потока

- Приключения Воланда и  К в Москве 20-30 г. г.

- евангелийский сюжет

- история любви протагонистов романа.

      Многоуровневая модель романа закодирована в его названии. Ведь первая буква имени Воланда, W- не что иное, как зеркальное отражение буквы М, которую Маргарита вышила на шапочке своего возлюбленного.

      Таким образом, в названии романа мы имеем три М:

М w М.  Нижнее  М  является как бы невидимым мистическим отражением земной реальности в инобытии и одновременно указывает на третьего протагониста – Воланда.

       Каково отношение сил в противостоянии Бога и дьявола? Ответ Булгакова мудр и парадоксален: зло торжествует в земном измерении, добро – в инобытии. Воля Иешуа решает посмертную судьбу и Пилата,  и  Мастера, и Берлиоза, окончательный приговор которому вынесен Словом Христа « каждому будет дано по его вере».

        Атеист Берлиоз бессмертие души человеческой – факт оживления головы на балу у Воланда со всей очевидностью доказал обратное. И все же для него бессмертия  не будет, и он уйдет в небытие. Булгаков   показал   что может дьявол: он не только  властвует в стране атеистов, но завоевывает и души избранных (Маргариты). В какой – то степени Сатана у Булгакова переступает за грань функций своего «ведомства» и начинает творить добро: устраивает встречу любящих, возвращает им дом, даже знаменитую подкову с бриллиантами оставляет- чтобы они не нищенствовали   …   Но   тогда-то и обнаруживается его бессилие. Воланд может восстановить рукопись романа и успокоить мастера, но не в силах вернуть творческий дар и исцелить душу. Он может вернуть Маргарите  ее любовника, но каким? Больным, опустошенным и смертельно уставшим, уже не желающим ни любви, ни жизни, ни творчества.

        Если представить дальнейшую жизнь этой несчастной с таким любовником -  это было бы проклятое существование. Дьявол может дать все, кроме главного для человека-любви, счастья и самой жизни.

       Роман «Мастер и Маргарита» воплотил тоску Булгакова по недостижимой для современного человека близости к Богу и в то же время - исполненное надежды пророчество о посмертной  о посмертной судьбе писателя 20 века.

2. Исследовательская деятельность на уроке

1.Мотивация к исследованию- выбор объекта исследования.

2.Исследовательская деятельность- поиск ответов на поставленные вопросы идет двумя путями:

Схема:

а) индуктивное исследование (от частного к общему) –  Ф 1, Ф 2, Ф3… - вывод;

б) дедуктивное исследование (от общего к частному)— обобщение (гипотеза)— Ф 1, Ф2, Ф3…

Основными этапами индуктивного и дедуктивного  исследования являются:

мотивация;

исследование (может быть в малых группах ) ;

обмен информацией, оценка;

подведение итогов, рефлексия;

связывание информации, оценка;

подведение итогов, рефлексия;

примечание;

постановка новых вопросов

Этап мотивации – ключевой этап, как в индуктивном, так и в дедуктивном  исследовании.

В случае индуктивного исследования смысл мотивации заключается в том, чтобы у учащегося возник  вопрос и была сформулирована проблема.

        Результатом поиска решения этой проблемы и будет приобретение нового знания. При этом предполагается, что вопрос должен возникнуть не у одного учащегося, а в идеале у всех учеников класса, по крайней мере, у большинства. Создание учителем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации.

       Таким образом, завершается 1 этап индуктивного исследования – мотивации и означает переход ко 2 этапу – этапу исследования. Рекомендуется проведение этого этапа в малых группах, с использованием для каждой группы разного исходного материала для изучения, при наличии нескольких поисковых групп, значительно расширяет информационно – поисковое поле , позволяющее посмотреть на проблему с разных сторон и разными глазами, наконец, порождает для учащегося и сам психологический смысл представления своих находок.

Список используемой литературы:

1.Русская словесность №2 2001 год;

2.Борис Соколов. Михаил Булгаков. Москва издательство « Знание» 1991 год.

3.Использование фрагментов фильма режиссера Бортко «Мастер и Маргарита».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы

предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...

Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".

Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы

В статье рассказывается о преимуществах проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы, приводятся примеры исследования литературных произведений или эпизодов в 5, 9, 11 классах. Нагля...

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство формирования креативных умений и навыков.

«Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что...

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство самореализации и самоопределения личности ученика.

Учебный процесс на уроке должен быть трансформирован в образова­тельный. При этом своим чередом возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроке материала на ум и душу каждого учен...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...