Работа с одарёнными детьми
методическая разработка (литература) по теме

Шибкова Марина Владимировна

Данная работа показывает поэтапную методику написания исследовательской работы с учащимися средней школы.  Представлены обязательные компоненты «Введения» (первой структурной части научно-исследовательской работы):

1.     Тема

        2.     Объект исследования

        3.     Предмет исследования

        4.     Цель исследования

        5.     Задачи исследования

        6.     Методы исследования

2. Кратко обозначены предполагаемые результаты исследования.

3. Предложена система заданий учащимся по обеспечению достижения ими метапредметных результатов в процессе исследования.

4. Оформлен список литературы. 

5. Предложены критерии оценивания результатов исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi_detmi.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гилёвская  средняя общеобразовательная школа Завьяловского района

 Алтайского края»

Образы контрастов в  рассказе В.М. Шукшина

«Далёкие зимние вечера»

Выполнила: Шибкова М. В.

учитель русского языка и литературы

с. Гилёвка, 2012

                                                            Оглавление

Введение………………………………………………………………….……3

Основная часть ………………………………………………………………4-10

§

глава

Заключение…………………………………………………………………….11

Список литературы………..………………………………………………….12

                                                             Введение

Объект исследования: рассказ В. М. Шукшина «Далёкие зимние вечера».

Предмет исследования: особенности внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках текста как цельного сообщения (структура текста).

Цель исследования: проанализировать идейно-художественные особенности рассказа В. М. Шукшина “Далекие зимние вечера”.

Задачи исследования:

- проанализировать в произведении мифологему константных образов и тем, вскрыть способы и средства реализации, определить доминирующую в общетекстовом плане рассказа.

-охарактеризовать способы и средства реализации, способы и приёмы

-  сформировать  умение самостоятельно исследовать художественное произведение.

Методы исследования: структурно-семиотический, частично-поисковый.

Актуальность моей работы заключается в возрастании интереса современной филологической науки к исследованию феномена художественного текста как целостного самостоятельного образования.

Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов при изучении речевой структуры художественного текста. Результаты исследования могут быть использованы на уроке литературы «Язык  прозы В.М. Шукшина».

Основная часть исследования

На этом этапе автору предстоит

уточнить рабочий план,

отобрать методы исследования,

провести эксперимент и статистическую обработку полученных результатов,

проверить рабочую гипотезу.

Вопросы учащимся (выделены курсивом) для выявления контрастных образов и тем в рассказе.   Поставив перед учащимися цель, я предварительно проработала вопросы, чтобы подвести ребёнка к поиску в правильном направлении (т.е. чтобы прийти к нужному результату).

Смысл названия рассказа. В произведении описывается один день нелегкого военного детства, а в названии - “зимние вечера”. Почему автор акцентирует внимание на вечере, тогда как действие начинается ранним утром? Для чего в названии употребляется форма множественного числа?

Примерный ответ:

Название рассказа “Далекие зимние вечера” свидетельствует о том, что речь идет о событиях, давних по времени, далеких от сегодняшнего дня. Самые яркие воспоминания связаны с возвращением матери, с тем теплом, которое она приносила в дом. Форма множественного числа (вечера) указывает на то, что так было не раз.

2. Внимательно прочитайте первые строчки рассказа. Докажите, что они построены по принципу контраста.

Примерный ответ ребёнка на поставленный вопрос:

    Уже первые строчки рассказа фиксируют противоречие: “Под Москвой идут тяжелые бои…

   А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки”. Первое предложение напоминает сухую газетную сводку. Второе - ритмически организовано иначе, проникнуто тонким лиризмом, юмором. На антитезе построен весь рассказ.

Антитеза – основной композиционный прием в рассказе. Назовите антитетичные пары в произведении.

Без особого труда можно выделить пары:

Москва - деревня

Будни - праздники

     Холод - тепло

     Голод - сытость

     Реальность - сказка

     Ложь - правда

     День - вечер

     Улица - дом

     Отцы - дети

 И, конечно же, война и мир.

Как война отражается на жизни далекой сибирской деревни? Обратите внимание на детали.

Примерный ответ:

Война - великая трагедия. Тяжело всем: и тем, кто воюет (эпитет “тяжелые” (бои), “трудно там”), и тем, кто находится в глубоком тылу. Все трудоспособное мужское население на фронте.

 Об этом свидетельствуют детали: “Лисы осмелели - некому их стрелять - вот они и валяются на дорогах”, [8. C.160]. Единственный мужик в колхозе - “Филиппушка - образина косая”[8.С.161], на которого, как выяснилось, надежды большой нет. Все держится на женских плечах. Бабы работают день и ночь: с раннего утра до позднего вечера в колхозе, потом - дома. В деревне - “вынужденный матриархат”. Подчеркивается это ассоциативными цепочками: игра в бабки - Мишкина бабушка-Ванька пляшет “Барыню” и бабьим голоском вскрикивает: “Ух! Ух! Ух ты!”, помахивает над головой воображаемым платочком - около дома на глаза попадается снежная баба - дома ждет сестра, играющая в дочки-матери и поющая песню о несчастной бабьей доле (неспроста, наверное, Ванька просит ее спеть про Хаз - Булата удалого), но снова - бабки, куклы, “Барыня”…

В центре рассказа – брат и сестра Колокольниковы. Описанная ситуация очень напоминает русскую народную сказку, в которой мать с отцом покидают дом, а старшему наказывают смотреть за младшим. В. М. Шукшин точно описывает структуру русского дома. Какова она? Почему автор акцентирует внимание на печи? Смысл описания одежды, мебели, посуды, игрушек.

В центре рассказа - брат и сестра Колокольниковы. Обиженный несправедливостью, Ванька может дракой закончить игру в бабки, прогулять школьные занятия, но, возвратившись домой, становится главным помощником мамы, “мужчиной в доме”. Дома совсем одна дожидается его возвращения из школы младшая сестра Наташка (Таля). Очень серьёзная и строгая девочка так выговаривает непутёвому Ваньке за “прогул”: “Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть – то близко будет, да не укусишь”[8.С. 158]. И неожиданная взрослость этих укоризн подчёркивает приметы деревенского детства, где пяти – шестилетняя девочка не только играет во взрослую женщину, но всерьёз, неприметно усвоила мысль, что непутёвого мужика должна постоянно воспитывать женщина, главная опора и хранительница семьи в военную пору. [3] .

      В. Шукшин очень точно описывал “структуру” русского дома: сенцы, сама изба с кутью, полати, печь… Совсем не случайно Таля сидит на печи. В. Белов называл печь главным оберегом дома, материально – нравственным центром избы. Печь кормила, поила, лечила и утешала. Около неё давали клятвы, заключали договора, а в подпечье обитал покровитель дома – домовой. В рассказе “Гоголь и Райка” Шукшин писал: “На печке никакая нечистая сила не страшна, на печку они не могут залезть, им не дано, они могут, сколько им влезет, звать, беситься, стращать внизу, но на печку не полезут, это проверено”.  Таля боится, вот и сидит на печи. А ещё – “вверху” теплее, можно кукол баюкать там же (традиционно на печи “допаривали” детей). На печи же и посуда, и одежда. Своеобразный “Ноев ковчег”.

         А “внизу” - стол пустой, шкаф пустой, миска пустая, ложка используется не по назначению (Таля, наряжая её в разноцветные лоскуты, куклу делает). Не случайно Ванька сидит не за столом, а у стола и смотрит в окно. Полное отсутствие движения: Наташка – на печи, брат – у стола. “Нудно течёт пустое тоскливое время”. “В избе тихо, сумрачно и пусто. И холодно”.

Описание времени и пространства.

    Подвести учащихся к пониманию антитезы, (пространство, время – принцип противопоставления, на котором построен рассказ).

Примерный ответ:

     Именно противопоставление связано с характеристикой структуры пространства (верх-низ, земля-небо), с временными координатами (день-ночь, лето-зима), с цветовыми характеристиками, а также с противоречиями, обнаруживающими социальный характер (мужской - женский, старший - младший). Эти двоичные признаки являются эффективным средством усвоения мира. [5]

7. Холод, голод, но нет озлобленности. Каким образом Шукшин подчеркивает взаимопонимание брата и сестры, их добрый нрав? 

Примерный ответ:

Но нет озлобленности! “Ванька смеётся. Наташка тоже смеётся” - лексический повтор подчёркивает взаимопонимание, единство брата и сестры, их добрый нрав.

8. Докажите, что с приходом матери все меняется: жизнь наполняется движением, звуками, начинается настоящий праздник.

Примерный ответ:

Пришла с работы, по дороге в ограде снимает с верёвки стылое бельё, принесла узелок с продуктами, организовывает «маленький праздник» - стряпню пельменей.

     Возвращается с работы мать, всё меняется. Жизнь наполняется движением: “Заскрипели лёгкие шаги”, “вскочил”, “сломя голову кинулся встречать”, “Наташка запуталась в фуфайке”, “пролетел с крикомашка запуталась в фуфайкетьё меняется. онимание, единство брата и сестры, их добрый нрав. ечье обитал вным помощником мамы, "(”. Жизнь наполняется звуками: “родной веселый голос наполнил всю избу”. Пустоты и холода как не бывало. С приходом матери начинается праздник. Стряпают пельмени сообща, стучат, брякают, переговариваются.

9. С появлением матери усиливается в рассказе и звучание сказочных мотивов. Приведите примеры. С чем это связано? 

      В рассказе усиливается звучание сказочных мотивов. В начале повествования Таля только “настраивала” брата на сказочный лад: то о жарких странах хотела расспросить, то историю о волке в очередной раз услышать. Но у Ваньки не было настроения. С приходом матери все меняется: дети слушают историю о встрече с лисой (“Лежит на дороге, свернулась себе калачиком и хоть бы хны - не шевелится, окаянная”). Очень хочется матери отогреть души своих детей, “рассказать им что-нибудь доброе, хорошее”. А потом, стараясь расшевелить засыпающих Ваньку и Наташку, она поведает им о елочке, разукрашенной всякими шишками да игрушками, всякими зайчиками. Все главные персонажи сказок о животных представлены у Шукшина. А. А. Коринфский писал: “Волк, лиса, заяц стоят следом за медведем. Каждый вносит свои, только ему одному присущие черты: волк-яркое воплощение злобного хищничества (может, потому и не захотел тогда Ванька рассказывать и без того напуганной сестре о волке), лиса-сама хитрость, заяц-воплощенная трусость и незлобивость”. [4] Есть и медведь в рассказе - Мишка Босовило - местный воевода, “коренастый малый в огромной шапке”.

   

10. Сказка продолжается и в лесу, куда Ваня с матерью направляется за дровами. Докажите. Какие чувства возникают, когда читаем о березке? Как отразились народные представления о лесе, о березке в рассказе В. М. Шукшина? Какие средства языковой выразительности использует автор, описывая их?

Примерный ответ:

Наивысшим напряжением чувств, состраданием и болью проникнут эпизод рубки берёз и доставки их домой на дрова.

А поздно вечером (в тот же день) обессилевший и голодный Ванька вместе с матерью идёт в лес за дровами. “Ванька то и дело останавливается, перекладывает и перекладывает комель берёзы с плеча на плечо”. Он считает шаги.

“-- Семисит семь, семисит восемь, семисит девять... -- шепчет Ванька.[8.]

       Сказка продолжается и в лесу, куда Ванька направляется с матерью за дровами. Невольно возникает аналогия: лес-дом, в котором можно согреться, где всегда ждут. На открытом месте гуляет злой ветер. “В лесу зато тепло и тихо. Удивительно тихо, как в каком-нибудь сонном царстве. Стройные березки молча обступили пришельцев и ждут”. “В стародавние годы лес считался священным местом у всех славянских народов. Быть может, и теперь в сокровенном уголке души суеверного русского человека, испытывающего благоговейное смущение при входе в лес, просыпается еле внятный отголосок-пережиток язычества пращуров, признававших лесные места своими храмами”,- отмечал А. А. Коринфский. [4] С особым чувством описана в рассказе “Далекие зимние вечера” береза. Метафоры, эпитеты, олицетворения создают трогательный образ этой лесной красавицы.

11  Печь затоплена. Наташка на коленях у брата. “Голубыми” волнами разливается тепло. Варятся пельмени. Праздники будут и впереди: елка, Новый год… А уже завтра – новая рубаха, сшитая за ночь матерью. “После ужина Ванька стоит перед матерью и спит, свесив голову. Материны теплые руки поворачивают Ваньку: полоска клеенчатого сантиметра обвивает Ванькину грудь, шею – ему шьется новая рубаха. ” Так ассоциативно возникает образ круга. Вспомните значение круга как мифопоэтической символики. Найдите еще примеры в тексте рассказа, попробуйте “расшифровать” смысл этого символа.

Примерный ответ:

 Круг чаще всего выражает идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства.

12. Исследователь Н. В. Халина в статье “Особенности постижения В. М. Шукшиным техники природы: русская модель мира ушедшего столетия” пишет о том, что писатель в творчестве применяет метод пропорционирования. В архитектуре этот метод обеспечивает стабильность конструкций за счет диагоналей, удерживающих один квадрат в другом квадрате. Древнерусские зодчие так же, как и зодчие готические, применяли ключевую фигуру – квадрат, вписанный в квадрат, и называли это “Вавилон”. Покажите на примерах из текста, что и В.М. Шукшин в своем рассказе использует “Вавилон”. Для чего? 

Примерный ответ: 

“Геометрические ассоциации” лишь подчеркивают эту мысль.

Квадрат, как отмечается в “Мифах народов мира”, соотносится с такими понятиями, как простота, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, земля. Квадрат, как и соотносимый с ним круг, образуют горизонтальную плоскость схемы мирового древа). [5]

После проделанной работы 

следует отметить все наработке в «дневнике планирования этапов работы»

перейти к оформлению основной части

возникающие вопросы, следует вынести на поля (отработать)

доработать с руководителем (задать вопросы)

перейти в концовке (сформулировать выводы)

оформить список литературы, приложения (если есть)

                                                                         

     

Список литературы:

1. Ащеулов В. Он похож на свою родину. - Барнаул, 1989.

2.  Горн В. Василий Шукшин. Личность. Книги. - Барнаул, 1990.

4. Коринфский А. Народная Русь. - Смоленск, 1995.

5. Мифы народов мира. - М. , 1994.

6. Резяпкина Н. Литература двух последних десятилетий XX века. - Барнаул, 2005.

7. Халина Н. Особенности постижения Шукшиным техники природы: русская модель мира ушедшего столетия. - Барнаул, 1999.

8. Шукшин В. Собрание сочинений в восьми томах. Т.1. – Барнаул, 2009.

Приложение 1.

Разработала критерии для оценки школьных исследовательских работ:

Введение:

Оцениваиие

(+  -)

Основная часть

Оцениваиие

(+  -)

Выводы

Оцениваиие

(+  -)

Форма донесения исследовательской работы

Нестандартный подход

Оцениваиие

(+  -)

Название работы;

сведения об авторе;

актуальность;

новизну;

практическую значимость;

Краткое

содержание проведенного исследования. (офрмление глав,§ с новой стр.)

Умение четко формулировать, кратко, понятно («не привязано к тексту»)

1. Устный доклад

2. Стендовый доклад

3. Презентация



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...