Урок литературы в 5 классе "Ночь чудес и справедливости"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Виктория Александровна Алейникова

«Ночь чудес и справедливости»

(По повестиН. В. Гоголя

 «Ночь перед Рождеством»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

В рамках методического объединения учителей русского языка и литературы

Урок литературы в 5 классе

«Ночь чудес и справедливости»

(По повестиН. В. Гоголя

 «Ночь перед Рождеством»)

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы Алейникова В.А.

2005 – 2006 учебный год

Цели:  1. Совершенствование умений учащихся анализировать поступки    

                   героев.

               2. Выявление реалистических и фантастических элементов.

               3. Итоговое осмысление повести.

               4. Развитие речи учащихся.

               5. Воспитание чувства добра и справедливости.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, репродукции картин, рисунки учеников, проектор с презентацией учебного материала

Ход урока:

  1. Орг. момент      

  1.  Вступительное слово учителя:

(На экране портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера)

«Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя – одна из самых весёлых повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Смеховая народная культура бьёт в ней ключом, мы слышим там отголоски языческих праздников, чувствуем атмосферу неудержимого веселья, рождённого полнотой жизни, и при этом всё здесь пронизано духом православия. Повесть начинается с имени Христа (на экране репродукция с иконы) («Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа») и кончается описанием сельской церкви, которую расписал искусный Вакула. (на экране – церковь).

В начале повести нарождается ясный месяц, возвещающий о приближении праздника Рождества Христова, и тщетно пытаются тёмные силы украсть и спрятать его от людей: свет оказывается сильнее тьмы. В конце произведения Гоголь рисует новую хату, перед которой стоит молодая красивая женщина «с дитятей на руках» как символ вечного обновления жизни, и женщина эта – Оксана, жена кузнеца Вакулы, - «самого набожнейшего из всего села человека».

А на протяжении всей повести посрамляются гордыня, прелюбодеяние, жадность, чревоугодие, зависть. Вознаграждается же трудолюбие, вера, верность, целомудрие… Всё это делает «Ночь перед Рождеством» чудесным рождественским подарком любому читателю.

3. Беседа с классом по вопросам:

- «Ночь перед Рождеством» - рождественская повесть. К какому литературному роду мы отнесём её?   (на экране-  «эпос»)

- Какие литературные роды вам известны?   (эпос, лирика, драма)

- Какие жанры мы включим в эпос?  (рассказ, повесть, литературная сказка, эпическая поэма, роман)

- А среди рассказов бывают рождественские? Как они называются? (святочные)    Приведите примеры.

Итак, это очередное произведение о великом празднике Рождества Христова.

- Если бы в названии повести не было обозначено время действия, мы могли бы догадаться о нём? По каким признакам?

Действие происходит зимой, природа полна торжественного ожидания праздника, герои повести ходят по селу с колядками, несколько раз упоминается о кутье, в конце произведения описывается церковная заутреня.

Словарная работа

- Что такое кутья?        (праздничное (рождественское) кушанье)

- Что вы знаете о колядовании?  (Колядовать- петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками)

- Понравилась вам повесть? Хотели бы вы очутиться в Диканьке?

 А вот и Диканька (на экране- рисунок Т. Соловья «Диканька»)

- Что вы знаете о Рождестве? О праздновании Рождества?

                                 (Учащиеся рассказывают о Рождестве, на экране-  

                                 репродукция картины Гвидо Рении «Поклонение  

                                 пастухов»)

- А вот уже и молодёжь колядовать пошла. (на экране- рисунок М. Соколова «Ночь перед Рождеством», затем- К. А. Трутовского «Колядки в Малороссии») Смотрите: идут, веселятся, песни поют, играют. Найдите в повести, как описывает автор этот момент.   (с. 173)

- Этот человек вам знаком (рис. Т. Соловья «Пасечник Рудый Панько»). Кто это? Кто рассказывает нам все истории, происходившие в Диканьке?

                                 (Вымышленный персонаж, который нужен для  

                                  придания достоверности повестям)

- Пасечник поможет нам вспомнить главных героев повести. В его роли выступит ученик нашего класса …

                                  (Ученик зачитывает реплики и речи героев,  

                                   учащиеся отгадывают, чьи они)

1. Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете?    

2. Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.

3. Теперь- то попался кузнец! Теперь- то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, возводимые на чертей! Что теперь скажут мои товарищи, когда узнают, что самый набожнейший из всего села человек в моих руках?

4. Неужели не выбьется из ума моего эта негодная Оксана? Не хочу думать о ней; а всё думается, и, как нарочно, о ней одной только.

5. Э нет, это не моя хата, в мою хату не забредёт кузнец. Опять же, если присмотреться хорошенько, то и не Кузнецова. Чья бы была эта хата?

Проводим физкультминутку:

Раз- два: встали в ряд,

Наши пальчики болят.

Три- четыре: звёзды в небе,

Мы потянемся за ними.

Чтобы нам колядовать,

Нужно ноженьки размять:

Мы шагаем дружно в ряд:

Раз- два- три- четыре- пять!

Чтобы Гоголя читать,

Нужно глазки нам размять:

Смотрим влево, смотрим вправо,

Смотрим вверх, потом и вниз.

В Рождество мы все гадаем,

Чтоб нам лучше стало жить.

4. Ночь чудес и справедливости

 

- Итак, Рождественская ночь. Какая она?  (полна чудес)  Какие же чудеса произошли в эту ночь? Много было чудес?

- Чёрт  - Зачем он появился на небе? Какова его цель? О чём он мечтает?

- Ведьма – Солоха   - Какая она? Какова её мечта?

- Пацюк   - Найдите в тексте и прочитайте по ролям встречу Вакулы с Пацюком

- Какие это герои?    (отрицательные, это- нечистая сила)

- А разве может в Рождественскую ночь победить нечистая сила?

                                    (начинается борьба светлых сил с тёмными)

- С чего она начинается?   (Вакула «оседлал чёрта и заставил делать то, что

                                              ему нужно)  

5. Чудесное путешествие в Петербург

- Найдите в тексте и зачитайте описание полёта Вакулы на чёрте.

- Каким видит Вакула Петербург?  (чудеса наяву)

тема справедливости

- Что происходит в Петербурге?

- Чем заканчивается для Вакулы встреча с Императрицей Екатериной II? Почему?                                            

                                                             (Вакула – трудолюбивый, талантливый,  

                                                              работящий, изобретательный, смелый,  

                                                              справедливый, честный и влюблённый.  

                                                              Иначе и быть не могло. Он заслужил.)

6. Вывод  (итоги урока)

Вот необыкновенная Рождественская ночь прошла.

   - Вспомните, о чём мечтали герои в ночь перед Рождеством? Всё ли исполнилось? Почему?      

                                                               (Не все желания были добрыми и честными, поэтому даже хорошо, что они не исполнились: это доказывает, что в Рождественскую ночь торжествует только добро и только очищение от греха открывает дорогу к счастью.)

- Какое из желаний хуторян труднее всего было исполнить?

                                                                (Достать царицыны черевички и

                                                                  добиться любви Оксаны)

- А почему исполнилось именно оно? За что вознаграждён Вакула?

                                                                 (За веру и твёрдость духа, за любовь и

                                                                 верность, трудолюбие и настойчивость,

                                                                  смелость и находчивость)

- А почему прощены Оксане её гордыня и высокомерие?

                                                                 (Она забыла о них, когда полюбила Вакулу, душа её обновилась, открылась добру и царицыны черевички оказались ей ни к чему: Оксана полюбила душу кузнеца, а не его подарки)

Оказывается, в Рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.

Домашнее задание:   впереди у нас ещё один светлый христианский праздник – самый большой и важный – Воскресение Христово (Пасха). Это тоже чудесный день, а предшествует ему не менее чудесная ночь. Я думаю, что вы обязательно загадаете какое- то желание. А к следующему уроку напишите мини – сочинение «Моё заветное желание».

Оценки за урок.

Рефлексия:  карточки «Интересно», «Скучно», «Познавательно»

 

                                 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле Чудес (урок литературы в 5-ом классе) с использованием игровых технологий

Урок литературы в 5-ом классе с использованием игровых технологий. Поле Чудес по теме: "Кавказский пленник" ....

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Справедливая Россия"

Разработка урока по обществознанию в 9 классе в соответствии с ФГОС о разделении властей в РФ...

Урок литературы в 5 кл. Тема урока. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Ночь чудес и справедливости.

Цели урока: обобщить и систематизироватьпервоначальные впечатления от прочитанного, выявить черты характера героев, помочь осознать социальную и личностную значимость учебного материала....

Урок литературы в 5 классе. К.Льюис "Алиса в стране чудес"

Урок литературы в 5 классе.Тема урока:  К. Льюис «Алиса в стране чудес»Тип урока: сообщение новых знаний.План урока:Вступительное слово учителя....

Конспект урока литературы в 5 классе "Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Урок литературы в 5 классе на тему "Победа добра и справедивости над злом и насилием" в сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" предполагает работу над навыком  отбора художе...

Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс

Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...