Главные вкладки

    Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»
    методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

     

    Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» (7 класс) направлен на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся. Процесс обучения на уроке организуется и направляется как результат совместной деятельности учащимися. Используются методы исследовательской деятельности. Выступая в роли литературоведов, учащиеся получают возможность освоить универсальные способы деятельности (познавательную, ценностно-ориентационную, практическую, коммуникативную).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_tema_spaseniya_dushi.doc128.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема спасения души

    в стихотворении

    Лермонтова «Молитва» (открытый урок

    в 7 классе)

    Тема: Тема спасения души в стихотворении Лермонтова «Молитва».

    Цели: - научиться анализировать стихотворный текст;

               - постигнуть поэтический дар поэта;

               - научиться бережно относиться к слову;

               - сопереживать.

    Ход урока.

    I Оборудование:

    1. Запись плана изучения нового материала
    1. Тема трагического одиночества в лирике Лермонтова.
    2. Тема спасения одинокой души в стихотворении  «Молитва»:

        а) одну молитву чудную твержу я наизусть.

        б) просвещающая благодать.

             3.  Роль окраски слов, звуков в понимании движения души от грусти и тоски к    

                  вере и надежде.

    Словарная работа.

    Молитва – возношение ума и сердца к Богу. Через молитву мы просим от Бога всего, что необходимо для души.

    Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека.

    Вступительное слово учителя:

    Лермонтов – поэт трагический. Читая его стихи, мы улавливаем нотки грусти, тоски. Создаётся ощущение, что поэт мучается одиночеством души. Сейчас вы прочитаете эти стихи, выскажите свои мысли, чувства по поводу прочитанного, как вы ощутили трагическое одиночество поэта. А все думаем над вопросом: Есть ли выход для человека, ощущающего душевное одиночество?

    1. «Парус»  – Картина Лермонтова «Парус».
    2. «Сосна»  – Картина «Сосна».
    3. «Утёс»  – Картина «Утёс».
    4. «И скучно, и грустно»

    Вернёмся к нашему вопросу: Есть ли выход для человека, ощущающего душевное одиночество? (обсуждение)

    Вывод: Да, пытался поэт найти выход, рисовал, размышлял на природе. Но бывает так тоскливо на душе, что и эти занятия не помогают. На душе кошки скребут, говорят в этом случае.  И вот отдельные люди, когда нестерпимо болит душа обращаются к Богу через молитву и покаяние.

    Кто из вас посещает церковь? Кто знает молитвы? Прочитайте. (Молитва Господня)

    Вывод: Что же такое молитва?  Это возношение ума и сердца к Богу.  Через молитву мы просим от Бога всего, что необходимо для души. К Богу обращается каждый в своё время.

    Мучаясь сомнениями не сразу приходит к пониманию Бога и Лермонтов. У него несколько стихотворений с одинаковым названием. Послушаем одно из них и попробуем представить себя на месте Лермонтова, почувствовать его состояние души. 

    ( «Молитва») А теперь послушаем другое стихотворение с таким же названием.  Ощущаете ли вы в этом стихотворении горечь, иронию?

    Вывод: Перед нами маленький рассказ о молитве, когда человек не найдя опоры в себе, в жизни обращаются к Богу.

    Найдите самые главные словосочетания с эпитетами и выпишите их: молитва чудная, сила благодатная, святая прелесть – слова связаны с верой.

    Как вы понимаете слово благодатная  (несущая благо).

    От слова благодать (значение слова). Благодать – это обещание спасения, но для спасения человек должен обрести веру + покаяние.

    Прочитаем I четверостишие.

    Какое настроение владеет лирическим героем?

    Какой эпитет помогает понять это? (минуту трудную)

    Какой глагол помогает понять ощущение печали тяжести? (теснится)

    Если бы вы были художником, какой бы цвет избрали для передачи душевного состояния в I четверостишии?    

           - грусть, смятение.

    Изменилось ли душевное состояние во II части?

    Какое чувство рождается в душе человека, творящего молитву? (надежда)

    Какие эпитеты подчёркивают, что человек, творящий молитву, обретает надежду? (сила благодатная, святая прелесть)

    Всё было черно и вдруг надежда, каким бы цветом вы изобразили это душевное

    состояние?  

    - надежда.

    III ч. Каково душевное состояние героя в III четверостишии?

    Какое сравнение подчёркивает, как благодатная сила воздействует на душу человека? (С души как бремя скатится)

    Как понимаете слово бремя? (тяжесть)

    Какой цвет изберём?

          - вера, слёзы облегчения

            ответ души на молитву.

    Вывод: поэт хочет, чтобы мы вместе с ним сопереживали движению души от грусти и тоски к надежде и вере. Посмотрите, как контрастны  I  и  III четверостишие. Но поэт желает, чтобы мы почувствовали это движение от тоски к вере душой, а не только разумом. Вместе с движением от тоски к надежде и вере меняется окраска слов, звуков.

    Представим себя на минутку литературоведами.

    Карандашом расставим ударения в I четверостишии. На какой главный звук падает в каждом слове ударение?

     Сосчитайте эти У. Сколько их?

    А теперь мысленно считайте до 13 и произнесём вслух этот У. Что получилось?  Какой это звук утренний, дневной, ночной? (Страшно, темно на душе, хочется выть по – волчьи).

    Проверим встречается ли этот звук во II и  III четверостишии, а какие гласные звуки слышите здесь? (а, Э) строки как бы взлетают, ощущаем облегчение и покой.

    Посчитаем сколько глаголов в I четверостишии? (1) единственное действие – герой творит молитву, всё остальное – это действие слов живых, силы благодатной   воли.

    В какой части больше всего глаголов? Назовите их.  Какие наречия. Эти слова категории состояния. Мы ощущаем две сферы (человеческую и божественную).

    О чём вас заставило задуматься стихотворение Лермонтова?

    Вот сейчас мы с вами убедились, что перед нами гений, если возьмём Евангелие от Иоанна и прочитаем начало главы:  Вначале было слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога, всё через него начало быть.

    Лермонтов имел божественный дар владения словом.

    «Нам не дано предугадать,

    Как наше слово отзовётся,

                                                       И нам сочувствие даётся

      Как нам даётся благодать»

                                       Фет.

    Обобщение: О чём нас заставило задуматься стихотворение «Молитва»?

                            Что необходимо для спасения души?

                            Какой смысл вы вкладываете в понятие «душевная красота»?

    На дом:         Написать отзыв о стихотворении «Молитва».

            Выписать строки, которые особенно запомнились, объяснить почему.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"

    План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1  Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы...

    Литература 7 класс. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

    Цели урока: 1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;2. учить выразительно читать поэтические  тексты;3. развивать память и обогащать  речь учащихся....

    Конспект урока - Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"

    Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел" Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.Технология: мастерская,...

    Урок по теме "«Поверженная красота в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»"

    Урок завершает изучение лирики Лермонтова в 6 классе. На уроке используется элементы анализа лирического текста. Из понятий теории литературы изучаются "антитеза", "метафора"....

    Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

    Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...