Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» и «Ангел»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Арапчаа Алдын-кыс Александровна

Конспект урока по литературе. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» и «Ангел». Вспоминаем биографию поэта. Необходимо понять, какая тема объединяет стихотворения Лермонтова. Выяснить, какие средства художественной выразительности использует М.Ю. Лермонтов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» и «Ангел». 7 кл

Роль веры в жизни человека.

Здравствуйте!

В начале урока пишем тест по повести «Станционный смотритель».

Посмотрите на слайд. Кто изображён на портрете? М.Ю. Лермонтов.

Сегодня на уроке мы будем изучать поэзию этого известного писателя.

Верите ли вы в Бога?

Должен ли человек верить во что-то? Зачем ему это? Эти вопросы всегда интересовали людей. Сегодня на уроке попытаемся выяснить, что думал по этому поводу М.Ю. Лермонтов.

Запишите тему урока: Поэзия М.Ю. Лермонтова. Роль веры в жизни человека.

Задачи урока:

#1042;спомнить биографию поэта.

#1055;онять, какая тема объединяет стихотворения Лермонтова.

#1042;ыяснить, какие средства художественной выразительности использует М.Ю. Лермонтов.

Что вы помните о биографии М.Ю. Лермонтова?

Посмотрите видео и ответьте на вопросы:

#1043;де родился Лермонтов? Имение Тарханы

#1050;то его воспитывал? Бабушка

#1042; каком возрасте Лермонтов поступил в университетский пансион? В 14 лет

#1043;де ему пришлось заканчивать своё обучение? Школа гвардейских подпрапорщиков.

#1050;акое стихотворение написал поэт в 1837 году? «Смерть поэта».

#1050;уда был сослан поэт? На Кавказ

#1043;де погиб Лермонтов? В Пятигорске на горе Машук

Дуэль была с бывшим товарищем Николаем Мартыновым.

Отгадайте название стихотворения М.Ю. Лермонтова. Молитва.

Что такое молитва?

Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним.

Зачем человек молится? Что даёт ему молитва?

В молитве человек выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах. К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи.

История создания этого стихотворения очень необычная.

Стихотворение «Молитва» было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Послушайте стихотворение «Молитва».

В течение урока мы будем заполнять план анализа стихотворения.

Перечитайте первое четверостишие и ответьте на вопросы:

#1050;огда лирический герой молится? В трудную минуту.

#1063;то такое эпитет?

#1053;азовите эпитеты в этом четверостишии. «В минуту трудную», «молитву чудную».

Перечитайте второе четверостишие и ответьте на вопросы:

#1063;то нравится лирическому герою в молитве? Созвучье слов.

#1050;аким чувством пронизано это четверостишие? В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние.

#1053;азовите эпитеты в этом четверостишии. «Сила благодатная», «святая прелесть».

#1050;ак называется слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение? Метафора

#1053;айдите метафору в этом четверостишии. «и дышит непонятная святая прелесть в них». Автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

Перечитайте третье четверостишие и ответьте на вопросы:

#1063;то такое бремя? Тяжёлая ноша.

#1050;ак влияет молитва на лирического героя? Сомненья покидают его, хочется плакать и становится легко.

#1055;омогает ли эта молитва в трудную минуту герою? Докажите. Молитва помогает, ему становится легко.

#1050;ак вы думаете, Лермонтов верил в Бога? Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом.

#1053;айдите сравнение в этом четверостишии. «с души как бремя скатится.» Сомнение тяготит героя, вызывая гнетущее чувство.

Лирический герой в стихотворении появляется только единожды, произнося молитву, только в первой строфе мы видим употребление местоимения Я. Стихотворение завершается безличными предложениями (без подлежащих), ибо тут результат, не зависящий от человека: верится, плачется, легко… Создаётся ощущение какой-то силы, Бога, который может повлиять на жизнь человека.

Как меняются ощущения лирического героя в течение всего стихотворения? В начале герой страдает, случилась какая-то беда, но молитва приносит ему умиротворение, ощущение лёгкости и надежду на лучшее.

Запишем это в наш план.

Какие виды рифмы вы знаете? Если у забыли, можно им подсказать. Как определить рифму? Нужно посмотреть на последние слова в каждой строчке.

Определите вид рифмы в этом стихотворении. Это Перекрёстная рифма.

Запишите в тетрадь.

Как определить размер стихотворения? Нужно расставить ударения в строке, отметить ударные и безударные слоги.

Каким размером написано это стихотворение? Трёхстопный ямб.

Дополним наш план.

Герою было плохо, он помолился, в его душе появилась надежда, ему стало легче. Какова тема этого стихотворения? Сила молитвы в жизни человека.

Запишите тему стихотворения.

Чему учит это стихотворение? Не сдаваться, верить в лучшее, верить в Бога.

Запишите основную мысль.

План анализа

Стихотворение «Молитва» М.Ю. Лермонтова

#1053;астроение, чувства: грусть, печаль, лёгкость, надежда.

#1057;редства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнение.

#1056;ифма. Перекрёстная.

#1056;азмер стихотворения. Трёхстопный ямб.

#1058;ема: сила молитвы в жизни человека

#1054;сновная мысль: нужно надеяться на лучшее и верить в Бога.

Следующее стихотворение Лермонтова называется «Ангел».

Запишите название.

Стихотворение написано в 1831 году.

Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловны, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь.

Послушайте стихотворение «Ангел» и ответьте на вопрос:

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Грусть, печаль.

Начнём заполнять план анализа.

Прочитайте первое четверостишие и ответьте на вопросы:

#1050;акую песню пел ангел? Святую

#1063;то такое олицетворение? это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы.

#1053;азовите олицетворение в этом четверостишии. Лермонтов использует прием олицетворения: «И месяц, и звезды, и тучи толпой внимали…песне». Песня до такой степени красива, очаровательна, удивительна, что даже неживые месяц, звезды и тучи слушают её.

Прочитайте второе и третье четверостишия и ответьте на вопросы:

#1054; чём песня ангела? О рае, о Боге. Ангел восхваляет всевышнего.

#1050;уда летела душа ангела? «для мира печали и слёз», т.е. на землю.

#1044;ля чего ангел летел на землю? Он душу несёт на землю с небес.

#1041;удет ли этой душе хорошо на земле? Докажите. Ангел покорно отдаёт душу в мир, где её ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок.

#1053;азовите эпитеты. Безгрешных, райских, великом, непритворна, младую.

#1053;айдите метафору. Что передаёт эта метафора? «для мира печали и слёз». Метафора передаёт отношение автора к миру, поэт много страдал.

Прочитайте последнее четверостишие и ответьте на вопросы:

#1050;ак живёт душа на земле? Душа «томится» в этом «мире печали и слез»: ей скучны песни земли, т.е. злоба людей, недоброжелательность, зависть, бездушие. Душа слышит «звук небес», где царит любовь, доброта, где не существует проблем и ссор, поэтому душа мечтает поскорее вернуться «под кущи райских садов».

#1053;айдите в стихотворении антитезу (противопоставление) к словосочетанию «ангела песня святая». Что передаёт эта антитеза? «Скучные песни земли». Антитеза передаёт невозможность быть счастливым на земле, чувство одиночества, беспомощности.

Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томиться, тосковать, страдать.

Запишем в план средства художественной выразительности.

Определите вид рифмы в стихотворении. Это парная рифма.

Каким размером написано стихотворение? По первой строчке это четырёхстопный амфибрахий, но вторая строчке короче. В стихотворении есть чередование четырехстопного и трехстопного амфибрахия.

Какова тема этого стихотворения? Тем несколько. С одной стороны, тема одиночества, невозможности стать счастливым. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека.

Какова основная мысль стихотворения? Показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

План анализа

Стихотворение «Ангел» М.Ю. Лермонтова

#1053;астроение, чувства: грусть, печаль.

#1057;редства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворение, антитеза.

#1056;ифма. Парная

#1056;азмер стихотворения. Амфибрахий

#1058;ема: одиночества; веры в Бога.

#1054;сновная мысль: показать рождение новой души, связь человека с Богом.

Что общего у этих стихотворений? И то и другой стихотворение доказывают веру в Бога, необходимость надежды и веры в то, что мы не одиноки и после смерти нас ждёт иная жизнь.

В начале урока я задавала вам вопросы. Давайте к ним вернёмся.

Должен ли человек верить во что-то? Зачем ему это?

Какую роль в жизни человека играет вера?

Лермонтов даёт нам понять, что вера в жизни человека играет очень важную роль. В трудные минуты жизни она является опорой, даёт надежду.

Возвращаемся к задачам урока. Всё ли мы успели? Да.

Рефлексия:

#1057;огласны ли вы с мнением поэта о роли веры в жизни человека? Почему?

#1053;равится ли вам поэзия Лермонтова?

#1050;акие выводы вы сделали для себя?

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1  Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы...

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» (7 класс) направлен на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся. Процесс обучения на уроке организуется и направля...

Литература 7 класс. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Цели урока: 1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;2. учить выразительно читать поэтические  тексты;3. развивать память и обогащать  речь учащихся....

стихотворение М. Лермонтова Молитва

аудиозапись стихотворения в исполнении А. Покровской...

Конспект урока - Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел" Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.Технология: мастерская,...

Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей...

Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...