Литература 7 класс. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Мамончикова Елена Борисовна

Цели урока:

1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

2. учить выразительно читать поэтические  тексты;

3. развивать память и обогащать  речь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Литература . 7 класс.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Цели урока:

1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

2. учить выразительно читать поэтические  тексты;

3. развивать память и обогащать  речь учащихся.

 Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова.

                                                                            Просто представить себе нельзя,

                                                   до какой высоты   этот человек поднялся бы,

                 если  б не погиб в 27 лет.                                                                                                                                                            И. Бунин

  Как необыкновенно!

 Ни на Пушкина и ни на кого  другого не похоже!

 Изумительно, другого  слова нет.                                                                                                                                                        Д. Мережковский

                                                                  Ход урока

1. Оргмомент

2. Прослушивание аудиозаписи.

3  Анализ стихотворения.

     «Бывает такая внутренняя уверенность  в себе, когда человек может сделать все.

     Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может виестить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.

     Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает...» - такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.

      Предыстория этого стихотворения такова. Зимой 1839-1840гг. М.Ю, Лермонтов был сильно увлечен княгиней М.А. Щербатовой. Именно эта красавица, которая рано овдовела, и являлась причиной дуэли поэта с сыном французского посланника Эрнстом Брантом. Дуэль  состоялась рано утром 18 февраля  за Черной речкой, недалеко от того места, где А.С. Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль сначала проводилась на шпагах. Затем – на пистолетах. Брант стрелял в Лермонтова, но промахнулся, Лермонтов же выстрелил в воздух.

 Позднее состоялось примирение, но, поскольку  дуэли были запрещены, Лермонтов был предан военно-полевому суду, согласно решению которого, Михаила Юрьевича переводят в Тенгиский пехотный полк в действующую армию на Кавказ под чеченские пули. Таким образом, жизнь оказалась  той ценой, которую заплатил поэт за свои стихи, за любовь к молодой вдове( именно эта его ссылка в конце концов закончилась дуэлью с Мартыновым и гибелью М.Ю. Лермонтова).

А о том , при каких обстоятельствах была написана «Молитва» вспоминала Александра Осиповна Смирнова –Россет, адресат многих стихов Пушкина:

«Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал стихи»:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко-

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

  А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых  особенностях этого стихотворения.

В конце  этого произведения стоит какой знак? В каких случаях мы ставим этот знак?( когда предложение неожиданно прерывается или остается что-то недосказанным). Эти три точки в конце стихотворения придают ему ощущение недосказанности, потому что чувства, заложенные в молитву, неисчерпаемы, нескончаемы. Созданию эффекта неисчерпаемости, нескончаемости способствует и повтор союза «И» в  двух последних строчках( И верится, и плачется , И так легко…)

   Что такое молитва? «Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым»,— так объясняется значение этого слова толковым словарем.

Вообще же слово- молитва- очень давно вошло в нашу речь.  Образовано оно, согласно «этимологического словаря» Н.И. Шанского и Т.А. Бобровой, с помощью суффикса- тв- от глагола «молить»…. Таким образом, молитва-это и состояние прошения, мольбы- очень личное, сокровенное для каждого человека.

  Но определение того, что такое «молитва», мы можем найти и в самом стихотворении. Просмотрите внимательно текст (созвучье слов живых»)

Созвучье -согласное звучание каждого слова-эмоциональный всплеск человеческой души, обращенный к Богу. В этом обращении каждое слово не просто на своём месте, а единственно, неповторимо  и на своем месте, где рассудок уступает место духовной сущности человека, которая в молитве в какой-то мере соприкасается с бессмертием.

Созвучье слов живых делает это стихотворение в высшем смысле музыкальным.

В молитве слово слово- живо. Почему?( потому что рождено энергией высшей чистоты  и частоты, энергией сердца).

     И еще раз обратимся к тексту! (Слово обладает благодатной силой. По Далю, «благодатный» означает «исполненный волей и силой, полученной свыше», дарующий «счастье, блаженство, благо, добро»)

    Исполнено слово и «святой прелестью», оно «дышит» ею: слово дышит гармонией, звучащей в душе поэта и отзывающейся в душе читателя.

  Прелесть «непонятная», ибо объяснить, понять гармонию невозможно. Объясненная, понятая гармония перестает быть гармонией,  а становится добротным продуктом ремесла.

  Давайте попробуем  сосчитать, сколько всего слов в этом стихотворении.(44)

   Сорок четыре слова «Молитвы!».  Сюда входят и союзы, и предлоги… но сколь удивительна и совершенна созданная из них конструкция!

   Какие средства художественной выразительности  использует автор ? (Эпитеты: « молитву чудную; «созвучье слов живых», «святая прелесть»).

  Метафоры: « тесниться ль в сердце грусть», « и дышит непонятная святая прелесть в них».

Сравнение : « с души как бремя скатится.» )

 Кажется, для 44 слов немало, но текст не перенасыщен , каждое из них –единственно возможное и необходимое.

   Теперь давайте  посмотрим, какие глаголы использует автор.  Обращают на себя внимание 3 возвратных глагола(теснится, верится, плачется) Первый  глагол «теснится» обозначает действие, совершающееся в пределах духовного мира лирического героя, два последних безличных глагола, замыкающих текст, раздвигают пределы этого мира и существуют уже как бы сами по себе, отражая  чудесное состояние, дарованное человеку благодатной силой Творца, к кому обращена в молитве душа, кто и дал возможность поэту услышать и запечатлеть эти удивительные строки.

  Мы уже говорили о «силе благодатной» в «созвучье слов живых». Как же поэт достигает подобного созвучья? Попробуем проследить звуковой ряд первой строки.

[И]-[у]-[у]-[и]-[и]-[у]-[у]-[у].

 Произнесите их.

А теперь посмотрим, какие гласные звуки преобладают в последних строках? ([a])

 Произнесите его. Что заметили? (Звуки [ и] , [ у] произносятся несколько напряженно, звук [а ]–свободно. легко).

И это, скорее всего,  не случайно. Обратите внимание на динамику состояния лирического героя. От тесноты, забот повседневности, сомнений, проблем («В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть…») лирического героя освобождает молитва. Не сразу, постепенно, с каждым словом, с каждой слезой ( « С души как бремя скатится…») «сила благодатная»  созвучья «слов живых» убирает  тесноту в сердце , очищает ( « И верится, и плачется…») и окрыляет душу, делая  ее свободной (« И так легко,легко…»)

Послушаем это стихотворение еще раз…

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» наизусть.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1  Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы...

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» (7 класс) направлен на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся. Процесс обучения на уроке организуется и направля...

Урок литературы в 7 классе "Стихотворения М.Ю. Лермонтова"

Материал представляет собой конспект урока с использованием интерактивной доски....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник  для 5 класса о...

Конспект урока - Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел" Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.Технология: мастерская,...

Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» и «Ангел»

Конспект урока по литературе. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» и «Ангел». Вспоминаем биографию поэта. Необходимо понять, какая тема объединяет стихотворения Лермонтова. ...