Обыкновенный Пушкин
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Самутина Агния Александровна

Комбинированный урок, нестандартное видение образа поэта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Самутина А. А. учитель русского языка и литературы, ГОУ СОШ № 124. Методические материалы 2010.

Конспект урока

Предмет: литература

Тип урока:  комбинированный (обобщение знаний, закрепление изученного материала)

Тема урока: «Обыкновенный Пушкин»

Цель урока: представить  нестандартное видение образа поэта.

Выбор цели, структуры урока и поставленных задач исходили из того, что на уроке литературы формируется духовный облик, нравственные ориентиры молодого поколения, интеллектуальная деятельность и эстетический вкус.

Задачи:

- обучающие: обобщение теоретических знаний по теме урока;

развитие коммуникативно- речевых умений;

обогащение  словарного запаса школьников.

- развивающие:  развитие логического мышления, внимания, памяти;

развитие творческого потенциала обучающихся,

их коммуникативных способностей;

развитие познавательного интереса к предмету.

-воспитывающие:  приобщение к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества.

Возрастная категория: 5 класс.

Форма урока: монтаж разнообразных элементов, в целом составляющих  единое целое. В результате, каждый учащийся формирует свое видение образа А. С. Пушкина.

Продолжительность урока: 1 урок, 45 минут.

Место урока в системе уроков: урок  завершает изучение раздела по творчеству А. С. Пушкина.

Технологии: информационно- коммуникационные технологии, элементы шоу- технологии.

Оборудование:

- персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет;

- все компьютеры взаимодействуют  с компьютером учителя, где открыта презентация урока, а также заранее открыты Интернет- ресурсы:

1. www.catsaid.by.ru/books/Harms/dh_28.htm

2. http://124.shko.la/

3. www.pushkin.niv.ru

- презентация «Обыкновенный Пушкин».

Ход урока:

1. Основная часть. (1 минута)

Приветствие.  Здравствуйте, ребята. Погода не перестает нас удивлять своей непредсказуемостью, наверно, поэтому все сегодня хорошо выглядите. Итак, начнём урок.

2. Объявление темы и цели урока. (2 минуты)- первый слайд презентации.

Сегодня у нас с вами обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина. Урок нестандартный по теме  «Обыкновенный Пушкин». В конце урока, при помощи компьютера и Интернета я попрошу вас ответить на вопрос - в чем же заключается «обыкновенность» А. С. Пушкина?  Каждый из вас поучаствует в Интернет - опросе, который мы проводим на нашем школьном сайте.  

- Проблемный вопрос урока появляется на втором слайде презентации.

Урок наш будет строиться на парадоксе и нонсенсе. 3 слайд презентации.

Давайте запишем эти понятия к себе в тетради. (3 мин.)

Парадокс- (от греческого- неожиданный, странный)- неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод.

Нонсенс- (от английского)- бессмыслица, нелепость, несообразность.

Давайте на практике посмотрим- что же это такое?

3. Сценка (два подготовленных ученика разыгрывают комический парадокс Д. Хармса  «Пушкин и Гоголь»). (4 мин.)

Гоголь падает из-за кулис на сцену и смирно лежит.
Пушкин (выходит, спотыкается об Гоголя и падает): Вот черт! Никак об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Мерзопакость какая! Отдохнуть не дадут. (Идет, спотыкается об Пушкина и падает.) Никак об Пушкина спотыкнулся!
Пушкин (поднимаясь): Ни минуты покоя! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает.) Вот черт! Никак опять об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Вечно во всем помеха! (Идет, спотыкается об Пушкина и падает.) Вот мерзопакость! Опять об Пушкина!
Пушкин (поднимаясь): Хулиганство! Сплошное хулиганство! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает.) Вот черт! Опять об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Это издевательство сплошное! (Идет, спотыкается об Пушкина и падает.) Опять об Пушкина!
Пушкин (поднимаясь): Вот черт! Истинно, что черт! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает.) Об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Мерзопакость! (Идет, спотыкается об Пушкина и падает.) Об Пушкина!
Пушкин (поднимаясь): Вот черт! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает за кулисы.) Об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Мерзопакость! (Уходит за кулисы.) За сценой слышен голос Гоголя: "Об Пушкина!"

- Параллельно с представлением сценки, трем ученикам дается индивидуальное задание: приступить к работе с компьютером, открыть страничку с адресом www.catsaid.by.ru/books/Harms/dh_28.htm (заранее подготовленную учителем),

-адрес появляется на следующем слайде презентации-  ивыбрать наиболее понравившийся анекдот о Пушкине, демонстрирующий «обыкновенность» Пушкина.
4. Беседа с классом. (3 мин.)

Вопрос:

-что необычного для вас в этой сценке?

- каким предстает перед нами Пушкин- как великий русский поэт или как обычный простой человек?

        Своими вопросами учитель как бы «подталкивает» детей к представлению о Пушкине «не высокому», а «приниженному», нестандартному, к пониманию, что Пушкин- это не памятник и не неодушевленный предмет (как обычно воспринимают дети поэта после школьной программы), а живой человек, с чувствами  и мыслями, с обычными человеческими слабостями и поступками. Уникальность произведений Хармса заключается в том, что предназначены они именно для детей.

        Далее учащиеся зачитывают анекдоты о Пушкине (3 мин.).

АНЕКДОТЫ ИЗ ЖИЗНИ ПУШКИНА
1. Пушкин был поэтом и все что-то писал. Однажды Жуковский застал его за писанием и громко воскликнул:
- Да никак ты писака!
С тех пор Пушкин очень полюбил Жуковского и стал называть его по-приятельски просто Жуковым.
2. Как известно, у Пушкина никогда не росла борода. Пушкин очень этим мучился и всегда завидовал Захарьину, у которого, наоборот, борода росла вполне прилично.
"У него растет, а у меня не растет", - частенько говаривал Пушкин, показывая ногтями на Захарьина. И всегда был прав.
3. Однажды Петрушевский сломал свои часы и послал за Пушкиным. Пушкин пришел, осмотрел часы Петрушевского и положил их обратно на стул.
"Что скажешь, брат Пушкин?" - спросил Петрушевский.
"Стоп машина", - сказал Пушкин.
4. Лето 1829 года Пушкин провел в деревне. Он вставал рано утром, выпивал жбан парного молока и бежал к реке купаться. Выкупавшись в реке, Пушкин ложился на траву и спал до обеда. После обеда Пушкин спал в гамаке. При встрече с вонючими мужиками Пушкин кивал им головой и зажимал пальцами свой нос. А вонючие мужики ломали свои шапки и говорили: "Это ничаво".
5. Пушкин любил кидаться камнями. Как увидит камни, так и начнет ими кидаться. Иногда так разойдется, что стоит весь красный, руками машет, камнями кидается, просто ужас!
5. Слово учителя .(2 мин.)

Все эти анекдоты- примеры такого литературного приема как нонсенс, суть  данного понятия вы записали в начале урока. Напомните мне.

А теперь, ребята, послушаем воспоминания о Пушкине его современников. Каким поэт  был в обычной жизни.

6.  Заранее подготовленные ученики читают по карточкам воспоминания о Пушкине. (8 мин.), (см. Приложение 1).

(Материал подготовлен по монографии Вересаева В. В. Пушкин в жизни: Сист. Свод подлинных свидетельств современников/ Мн.: Маст. Лит., 1986.).

Раздаточный материал

Кн. Павел Вяземский: «Пушкин неизменно в течение всей своей жизни утверждал, что все, что возбуждает смех,- позволительно и здорово, все, что разжигает страсти,- преступно.. Он также искренно сочувствовал юношескому пылу страстей и юношескому брожению впечатлений.»

Погодин М. П.(приятель Пушкина): «..рассказывают о суеверии Пушкина. Ему предсказали судьбу какая- то немка и грек, о том, что в жизни его будет два изгнания, а смерть он получит от коня или от белого человека. А сам Пушкин говорил, что после этого он с боязнью кладет ногу в стремя, и подает руку белому человеку.»

Кичеев Н. П. (знакомый Пушкина): «Это было в Москве. Пушкин, как известно, любил играть в карты. Играя однажды, Пушкин проиграл все бывшие у него деньги. Он предложил, в виде ставки, только что оконченную им пятую главу «Евгения Онегина». Ставка была принята, так как рукопись эта представляла собою тоже деньги, и очень большие (Пушкин получал по 25 рублей за строку), - и Пушкин проиграл. Следующей ставкой  была пара пистолетов, но здесь счастье перешло на сторону поэта: он отыграл и пистолеты, и рукопись, и еще выиграл тысячи полторы».

Неизвестный о Пушкине: «Вероятно, встречусь с Пушкиным, с которым и желал бы познакомиться, но с другой стороны, слышал так много дурного насчет его нравственности. Что больно встретить подобные свойства в таком великом гении. Он, говорят, несет большую дичь и- публично.»

Пушкин другу: «Мой милый Соболевский,- я снова в моей избе. Восемь дней был в дороге, сломал два колеса и приехал на перекладных. Дорогою бранил тебя немилосердно, но в доказательство дружбы посылаю тебе мой путевой дневник от Москвы до Новгорода. Это будет для тебя инструкция.

У Гальяни иль Кольони

Закажи себе в Твери

С пармезаном макарони,

Да яишницу свари.

На досуге отобедай,

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай (именно котлет)

И отправься налегке.

Как до Яжельбиц дотащит

Колымагу мужичок,

То- то  друг мой растаращит

Сладострастный свой глазок!

Поднесут тебе форели!

Тотчас их варить вели.

Как увидишь: посинели,

Влей в уху стакан Шабли.

Чтоб уха была по сердцу,

Можно будет в кипяток

Положить немного перцу,

Луку маленький кусок-

        Яжельбицы первая станция после Валдая. В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? Если же нет,

У податливых крестьянок

(Чем и славится Валдай)

К чаю накупи баранок

И скорее поезжай.

7. Слово учителя, работа с Интернет - ресурсами. (7 мин.)

        Мы услышали столько мнений о Пушкине, его собственные рассуждения, узнали анекдоты о поэте, посмотрели комический парадокс Хармса и нестандартное видение образа Александра Сергеевича.

Теперь я хочу вернуться к началу нашего урока и напомнить вам вопросы: «В чем же заключается «обычность» Пушкина? Каким теперь вы видите поэта?

Для этого я прошу вас сесть за компьютеры, открыть страницу с адресом сайта школы http://124.shko.la/ (также заранее подготовленную учителем, адрес появляется на следующем слайде презентации). Переходим в раздел «Учитель- ученику», «Литература». Выберите, пожалуйста, тот ответ, который более всего близок к вашей точке зрения на этот вопрос (вопрос появляется на слайде презентации).

        Теперь обратимся непосредственно к уникальному творчеству А.С. Пушкина. Откроем следующую страницу с адресом, указанным на слайде презентации: www.pushkin.niv.ru.

Этот сайт дает нам полное представление о том, сколько уникальных творений оставил для нас А.С. Пушкин. Здесь собраны полностью все его произведения. Благодаря удобной форме этого сайта, мы можем найти любое стихотворение Пушкина, любую сказку или роман.

Найдите то стихотворение, которое каждый из вас читал на конкурсе чтецов, и выразительно прочитайте (по желанию).

-Учащиеся работают с Интернетом. (5 мин.)

- Несколько учащихся читают любимые стихи Пушкина. (3 мин).

8. Домашнее задания. (2 мин.)

Запишите адрес этого сайта себе в дневники.

Дома вы вновь «зайдете» на этот сайт и в разделе «Портреты» выберите тот портрет Пушкина, который, на ваш взгляд, соответствует образу, который вы сформировали на сегодняшнем уроке. Номер портрета вы пошлете мне по e-mail.

Мой почтовый ящик: samutina_agniya@bk.ru

9. Заключение часть  (2 мин.)

В заключение урока, ребята, я хочу прочитать вам стихотворение А.С. Пушкина, в котором он дает совет, и я стараюсь следовать ему, чего и вам желаю:

Если жизнь тебя обманет-

не печалься, не грусти,

В день уныния смирись.

Час веселья верь- настанет.

Сердце будущим живет.

Настоящее уныло.

Все мгновенно, все пройдет,

Что пройдет, то будет мило.

Ребята, спасибо за урок, мне очень приятно с вами работать.

10. Оценки за урок. (1 мин.):

- участникам сценки;

- чтецам, исполняющим стихи по выбору;

- тем, кто активно работал на уроке, отвечал на проблемные вопросы учителя.

11. Анализ результативности урока.

Таблица 1.

Вопрос: Каким я вижу Пушкина?

1. Великим русским писателем.

20 %

2. Веселым шутником.

10 %

3. Романтиком.

10 %

4. Человеком незаурядным, талантливым, «не от мира сего».

60 %

Большинство учащихся, посредством опроса на сайте школы, выбрали «нестандартный образ» поэта (таблица 1). Это свидетельствует о том, что цель урока была достигнута.

        Кроме того, один учащийся не выбрал ни один портрет Пушкина, предложенный учителем, а прислал свой вариант на электронный адрес- работу художника Игоря Шайморданова (см. Приложение 2), чем обогатил кругозор своего учителя.  В дальнейшем я планирую использовать творчество этого художника в своей работе для создания «нестандартного образа» поэта.



Предварительный просмотр:

Описание методики использования ИКТ во время занятия

1. Использование ТСО (технические средства обучения), демонстрация мультимедийной презентации.

В начале урока сообщается проблема, для наглядности оформленная в виде презентации.

2. Интерактивный опрос.

        Мониторинг мнений учащихся с использованием школьного сайта http://124.shko.la/

3. Использование Интернет- ресурсов:

На уроке

Посещение сайта по адресу www.catsaid.by.ru/books/Harms/dh_28.htm, чтение анекдотов.

Посещение сайта по адресу www.pushkin.niv.ru, чтение стихов А. С. Пушкина.

Дома

        Посещение сайта по адресу www.pushkin.niv.ru, выбор портрета поэта, работа с электронной почтой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

5класс.ТРЕНАЖЕР:Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной

Тренажер. Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной...