Организация работы с детьми-мигрантами
статья по литературе по теме

Мироненко Светлана Николаевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mironenko.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

22.05.2012

МБОУ СОШ 14 имени А. Ф. Лебедева учитель русского языка и литературы Мироненко С. Н. «Организация работы с детьми-мигрантами» (из опыта работы).

Томск уже давно превратился в поликультурную среду, поэтому перед преподавателями русского языка при работе с детьми-мигрантами стоит задача межкультурной коммуникации, где русский язык и его преподавание должны быть инструментом формирования толерантности. Вероятно, это предмет для большого разговора, но, изучая р.я. с детьми других национальностей, мы можем достичь серьезных результатов без ущерба для личности ребенка только при равном отношении всех ко всем, то есть соблюдать принцип (условия) «все различны, все равны».

В школе была проведена большая работа по формированию групп изучения РКИ, были обсуждены на М.О. (методические объединения) созданные программы, прошла их презентация, защита преподавателями индивидуальных КТП, обсуждены задачи, оговорены общие принципы. Изучение р.я., корректировка знаний и умений, использование методик как инструментария адаптаций ребенка в новой социальной и культурной среде должны были проходить на общем фоне формирования толерантности; разговор шел и о создании общего фона работы как диалога культур.

Перед нами стояла задача создания групп. В одну из групп были объединены учащиеся по возрастному принципу и базовому уровню владения языком. У детей разный язык, культура, психологические особенности, социальная адаптированность. Успех групповых занятий зависит не только от профессионализма преподавателя, но и готовности детей к совместной деятельности, к сотрудничеству. Стояла первоочередная задача создания уютного пространства для диалога учитель – группа, учитель – каждый ученик, ученик – ученик. Первые занятия проводили как «Круглый стол», как занятие-знакомство. Заранее проводится собеседование с каждым отдельно. Советуемся, что из культуры, жизни, традиций своего народа можно предоставить ребятам, показать, рассказать. Кто-то принес состряпанное бабушкой и угостил всех, рассказал, как готовится это блюдо. Ж. представила национальный танец в костюме, объяснила язык жестов, символику одежды. А. прочитала отрывок из произведения турецкого писателя (на турецком), объяснила, чем он близок азербайджанскому. У. рассказал об обычаях, которые существуют у них в селе, какие основные занятия в киргизском поселении, сказал, что он любит лошадей и умеет скакать верхом., спел один куплет песни и рассказал о ней. И. рассказал о том, почему приехали в Томск, какие были трудности, что ему нравится, какие у них планы. В заключение занятия мы вместе определяем, что же у нас у всех общего, к чему мы стремимся, что нас объединяет. Пришли к выводу:

  1. Все мы хотим быть счастливыми.
  2. Желаем здоровья и благополучия близким.
  3. Пришли на занятие, чтобы хорошо знать русский язык.
  4. Все любим общаться.

Намечаем планы на завершение курса:

  1. Ж. примет участие в конференции «Деятельность. Знания. Успешность»
  2. А. выступит с презентацией на конференции и расскажет о творчестве турецкого писателя.
  3. У. сдаст успешно ГИА по русскому языку.
  4. Б. выступит на школьной конференции с докладом по литературе 18 века.
  5. К. сдаст экзамен переводной по русскому языку.

На индивидуальных занятиях, так же, как и в группе, мы делаем установку на общение, основанное на доверии к собеседнику, чтобы был хороший контакт, и эта атмосфера доверия должна поддерживаться в течение всего занятия. Начиная урок, мы всегда должны помнить о коммуникативной задаче и продумывать вопросы в деталях. Сейчас мы можем говорить о значении контроля и его видах при изучении русского языка.

При контроле нельзя нарушать позитивное отношение к предмету, обязательно анализировать ошибки и наметить пути их исправления. Контрольная работа – это продолжение общения между учителем и учеником, а не наказание.

Нам, конечно, предстоит работа над выявлением деталей технологии. Наверное, этому должно предшествовать изучение имеющегося опыта, чтобы не открывать «велосипед». Работа интересная, многоплановая, есть серьезные «задумки». Что-то уже получилось.

г. Томск. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

   В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...

Проблемы работы с детьми-мигрантами

Выступление школьного психолога по проблеме работы с детьми-мигрантами...

Работа с детьми-мигрантами

Презентация о работе педагога с детьми-мигрантами...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

 В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки зрения, ...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...

Представление опыта работы с детьми-мигрантами.Семинар.

Представление опыта работы с детьми-мигрантами.Семинар....