Арт-педагогика и сценические технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности в ОУ как главная форма воздействия на эмоциональную сферу обучаемых
статья по литературе по теме

Творческие формы организации учебного процесса расширяют возможности познания ребенком действительности в ее многообразных  связях.Арт-педагогика, как особое напрвление в педагогике, предполагает осуществление воспитания, образования, развития личности средствами искусства в результате диалога педагога с воспитанниками в образовательном процессе. Использование сценических технологий на уроках литературы, соединение театрализации с анализом произведения, применение современных педагогических технологий, проведение образовательных экскурсий, погружение ребенка в мир писателя  приобретает, большую воспитательную эффективность: содействует формированию творческой. гражданственно настроенной личности, способной к самопознанию и самовоспитанию, чуткой по отношению к искусству, отзывчивой по отношению к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-педагогика и сценические технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности в ОУ  как главная форма  воздействия на эмоциональную сферу   обучаемых.

           Гаврилова Людмила Владимировна

 учитель русского языка и литературы  ГОУ СОШ №  648.

 «Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса».

Таким образом, педагогика в целом - органическое порождение как культуры, так и цивилизации, поскольку обнаруживает себя и в духовной, и в материальной сферах бытия человека

     Специфические признаки арт - педагогики:

-использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства;

-доминирование диалога педагога с воспитанниками в образовательном процессе;

-совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности;

-«включение» произведений искусства при изучении самых разных предметов (освоение программного материала на внутреннем, глубинном уровне, в трех модальностях восприятия информации).

Следует отметить, что арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели:

-помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, --научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.

Специфические цели арт-педагогики:

- формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.

Одним из эффективных путей развития творческой активности учащихся считается театрализация. Использование сценических технологий на уроках литературы позволяет выявить особенности личности ребенка и вместе с тем учит пониманию взаимодействия, коммуникабельности, активизирует внимание и воображение учащихся, повышает интерес к прочтению произведения, к коллективному творчеству.

В обучении театрализации выделяются следующие этапы:

- подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;

- исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);

- репетиционный этап перед воображаемым зрителем;

- презентация подготовленного проекта;

- рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.

При выборе материала учителю  необходимо придерживаться определенных критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения; соответствие темы читательским, зрительским интересам и возрастным особенностям учащихся; ограниченность объема произведения или его фрагмента;  преобладание в избранном фрагменте диалогов.

Творческие формы урока.

  1. Уроки-лекции
  2. Уроки-семинары
  3. Уроки-практикумы
  4. Уроки-исследования
  5. Защита рефератов и     докладов
  1. Урок-концерт
  2. Урок-композиция
  3. Урок-монтаж
  4. Урок-сказка
  5. Урок-путешествие
  6. Урок-спектакль

Задача учителя на 1-м этапе работы - познакомить учащихся с новой  формой работы на уроке литературы. такой, как урок-концерт, который проводится в

5-ом классе при изучении басен И. А. Крылова. Слово  «концерт» говорит само за себя: здесь есть выступающие и зрители.    Цель данного урока  – создать условия для самовыражения каждого ребенка. Можно выделить и более широкую цель: приобщение школьников к прекрасному.

Следующий этап работы – соединение театрализации с анализом произведения. Такой урок проводится в 6-ом классе при изучении творчества Н. А. Некрасова.

Цель данного урока - развитие творческого восприятия учащимися художественного произведения, формирование черт квалифицированного читателя.

Большей подготовки требует, конечно, урок-спектакль, который  проводится в 8-ом классе по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Урок представляет собой инсценирование и анализ самых важных эпизодов повести. Цель такого урока –оказать эмоциональное воздействие на школьников, развить творческие способности учащихся, помочь учащимся раскрыть своеобразие характера главного героя.

     Творческую деятельность и фантазию школьников максимально      активизируют и современные педагогические технологии:

  1. интеграция
  2. личностно-ориентированный подход
  3. проектно- исследовательская деятельность

 Также и экскурсионная работа мотивирует обучаемых на творчество…

Экскурсия  –  это  одна из основных форм культурно-образовательной деятельности в системе школьного и дополнительного образования.

В соответствии с современными представлениями, «экскурсия – коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы…по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями».

Образовательные экскурсии – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации нации.

Экскурсионная работа в нашей школе

-носит системный, плановый характер,

-учитывает возрастные особенности учащихся,

-имеет тесную связь с учебными программами по предметам,

-учитывает познавательные интересы учащихся.

Цель экскурсионной работы -создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.

Задачи:

-воспитать у школьников чувство патриотизма, бережного отношения к культурному наследию своей страны;

-совершенствовать нравственное и физическое развитие детей и подростков;

-способствовать многостороннему развитию личности, повышению интеллектуального уровня школьников.

Тематические экскурсии подразделяются на группы:

-исторические,

-искусствоведческие,

-литературные,

-архитектурно-градостроительные.

В свою очередь литературные экскурсии подразделяются на

-литературно-биографические,

-историко-литературные,

-литературно-художественные.

Цель литературных экскурсий

- дополнить программный материал;

-расширить представления учащихся о жизни писателей и поэтов, истоках их творчества;

-создать более полную картину жизни, отраженную в художественных произведениях.

 Литературно-экскурсионная работа приобретает первостепенное значение для подготовки учащихся к постижению личностного начала искусства, неотделимого от его специфики.

Идя "по пути писателя", школьники органичнее и полнее воспринимают его как человека, гражданина, художника, начинают чувствовать свою читательскую ответственность перед ним.

     Соединяя использование сценических технологий и литературно-экскурсионной работы, мы помогаем ребенку постигать «мир писателя» например, А. С. Пушкина.

Пушкин… Слово, которое давно перестало быть для нас только фамилией писателя, пусть великого, а стало обозначением чего-то такого, без чего саму жизнь нашу помыслить нельзя.

      Ежегодно 19 октября учащихся 5-ого класса в нашей школе посвящают в гимназисты. Ко Дню гимназиста вместе с учащимися готовим литературные композиции, выпускаем газеты и отправляемся на экскурсию по пушкинской Москве. С этого дня начинается путешествие школьников в «Страну Пушкина».

      С учетом школьной программы мы составили план экскурсий по пушкинским местам:

5 класс -  экскурсия по Москве « Сказки Пушкина» с посещением дома-музея поэта.

6 класс – экскурсия в  Захарово – имение бабушки поэта М. А. Ганнибал.

И Вязёмы - имение князя Б. В. Голицина .

7класс – экскурсия в Санкт-Петербург с посещением дома-музея А. С.  Пушкина и Царскосельского лицея.

8 класс – экскурсия на  Полотняный завод - имение брата Н. Н. Пушкиной, Д. Н. Гончарова.

9 класс- экскурсия в город Торжок ,  с посещением сел  Берново ( имение И. И. Вульфа),    Малинники ( тверское имение П. А. Осиповой-Вульф ),Грузины  ( имение дяди А. П. Керн, героя Отечественной войны 1812 года К. М. Полторацкого), Прутня ( здесь похоронена А. П. Керн ).

10 класс – экскурсия в Михайловское.

11 класс – экскурсия «Пушкинский Петербург».

Захарово и Вяземы, Торжок и Прутня, Берново и Малинники, Михайловское и Тригорское, Царскосельский Лицей и Петербург -

этапы постижения удивительного мира Пушкина.

Способствует пробуждению интереса к изучению жизни и творчества

А. С. Пушкина , как уже отмечалось, использование сценических технологий на уроках и внеклассных мероприятиях.

Театрализация и анализ… В итоге – соединение мысли и чувства, глубины и эмоциональности, творчества и логики.( Примером такой работы и стал урок-спектакль по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».)

Нравятся детям и уроки, на которых выявляются особенности авторского стиля, а потом дети описывают, например, интерьер комнаты Марьи Гавриловны («Метель»), стараясь сохранять особенности синтаксических конструкций, характерных для писателя.  

     В результате такой работы происходит погружение ребенка в мир писателя. Как писал А т Твардовский,  «Пушкин приходит  к нам  с детства,

а  мы    приходим   к   нему только   с годами…»

Данную работу проводим, конечно, и при изучении жизни и творчества других русских поэтов и писателей, например, орловцев. В Орел и Спасское-Лутовиново мы отправились с целью познакомить учащихся  с литературными местами города Орла, с жизнью и творчеством писателей-орловцев, поскольку Орел, по словам Н. С. Лескова, «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город». ; а также воспитывать чувство патриотизма; развивать интерес к русской классической литературе, к творчеству писателей-орловцев.

Сторона Тургенева и Фета

На просторы летние манит.

Льется ливнем утреннего света,

Голубыми реками шумит.

Бунина, Андреева, Лескова

Отчий край…

Тут чище серебра

Закипает пламенное слово

И любви, и веры, и добра.

     На уроках продолжился разговор о творчестве поэтов и писателей-орловцев: была проведена литературная гостиная «Литературный Орел», учащиеся продолжили собирать материал по данной теме, подготовили рассказ о творчестве  А.Н. Апухтина . Этко А., Труба Е. на окружном конкурсе «Горизонты открытий» представили презентацию «Дорогами литературного Орла».

Подобная работа проводится и по изучению творчества Б. Л. Пастернака, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова.

Использование сценических технологий, литературно-экскурсионная работа, ставшая системой, приобретают большую воспитательную эффективность: содействует формированию творческой, гражданственно настроенной личности, способной к самопознанию и самовоспитанию, чуткой по отношению к искусству, отзывчивой по отношению к человеку, наделенной социальной активностью.

Большое внимание уделяем мы и историческим экскурсиям, целями которых является

-воспитание любви к Родине, уважения к прошлому, к истории страны;

-формирование настроения восхищения, активизирование эстетического и нравственного переживания.

Каждый человек должен знать историю своей Родины, потому что без прошлого нет будущего.

Смоленск и Кострома, Петербург и Орел, Мир и Несвиж, Киев и Витебск,

Хатынь и Полоцк, Брест и Минск –вот путь к постижению прошлого и настоящего.

Творческие формы организации учебного процесса расширяют возможности познания действительности в ее многообразных связях: чем богаче эти связи, тем успешнее в сознании ребенка создается "единая картина мира, диалектическое взаимодействие явлений природы и общества" (М.М.Бахтин).

Представление о мире как едином целом является условием формирования эстетической восприимчивости личности и позволяет понять многие жизненные, в том числе литературные, процессы в их динамике и сложности.

      Итоги работы.

Проектная работа Шведкого В. «Словарь быта и уклада дворянской усадьбы пушкинской поры» (3 раздела) –Диплом II  степени на конкурсе «Горизонты открытий».

Проектная работа Барабановой Е., Спиркиной Д. «Механические явления в пословицах и поговорках русского народа» -1место на конкурсе «Шаг в науку-шаг в будущее».

Проектная работа Авдосьевой А. Качалиной Л. «Слово о Полку Игореве в иллюстрациях русских художников».

Творческие работы Соловец Е., Карелина И. отмечены дипломами на городском празднике «Литературный венок России».

Труба Е. – I место на международном конкурсе фотографий.

Труба Е. – участник окружного конкурса «Горизонты открытий» с презентацией «Очерки о Киеве».

Соловец Е. – участник городского конкурса «Кастальский ключик», окружных академических чтений (цикл стихотворений «Читая Куприна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности

из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»

Литература –  предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...

Статья на тему "Формирование эмоционального интеллекта учащихся 9–х классов на уроках литературы и во внеурочной деятельности как фактора повышения эффективности обучения"

Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления...

Современная детская литература на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Статья представляет собой презентацию опыта по использованию текстов современной детской литературы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрен воспитательный оптенциал неко...