Современная детская литература на уроках литературы и во внеурочной деятельности
статья по литературе (5, 6, 7 класс)

Дурапова Ольга Александровна

Статья представляет собой презентацию опыта по использованию текстов современной детской литературы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрен воспитательный оптенциал некоторых произведений современных авторов, даны методические подсказки по их использованию в педагогической практике учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дурапова Ольга Александровна,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91» г. Котласа,

учитель русского языка и литературы

Современная детская литература на уроках литературы

и во внеурочной деятельности

В современном обществе все чаще поднимается вопрос о необходимости возрождения интереса к книгам и чтению в детской и подростковой среде. И это не случайно. В педагогике возвращается понимание важности воспитания образованного, достойного человека. Чтение – это функциональное базовое умение, овладение которым необходимо для жизни в современном обществе. Кроме этого литература несет в себе поддержание и развитие родного языка, родной культуры. В частном случае развивает творческие способности ребенка, заставляет думать, учит высказывать свои мысли, воспитывает личную культуру, патриотизм, формирует высокие нравственные качества личности.

В России в последние годы вновь наблюдается тенденция на увеличение хороших и талантливых писателей, которые пишут детские книги. Привитие у учащихся интереса к современной литературе способствует пробуждению интереса к литературе вообще.

Для организации урочной и внеурочной работы с привлечением современной детской литературы на учебный год выбираю 5 книг, которые прочитаем вместе: учитель + дети + родители. Где и когда читаем и обсуждаем эти книги? Во-первых, на уроках внеклассного чтения, на которых проводим сравнение с программными тексами. Возможно пятиминутное чтение вслух в начале каждого урока литературы и русского языка, потому что очень полезно в 5 – 6 классах слушать, создается ощущение сериала на уроке. Во-вторых, во внеурочной деятельности: это может быть литературный клуб; может быть организованная учителем, учащимися и родителями книжная полка в кабинете, на которой стоят произведения современных авторов, пишущих для детей и подростков, к которой имеют доступ все учащиеся класса. Может быть организация театральной постановки по тому или иному произведению. В-третьих, чтение в он-лайн формате: вечерние чтения книг, просмотр бук-трейлеров, спектаклей и фильмов, снятых по современной детской литературе. Можно придумать и другие формы работы.

Мир тем, поднимающихся в современной детской литературе очень разнообразен, широк, но мне хотелось бы остановиться на тех, что волнуют и задевают подростков, обучающихся в моих классах. Первая тема, которая не оставляет равнодушным, это инклюзия. Инклюзия не в смысле инвалидности или инаковости, а в смысле включенности самых разных людей в социальные отношения. Современные произведения «предлагают» читателю абсолютно новую модель проведения. Это принятие мира таким, какой он есть. И здесь уместно обратиться к книге Нины Дашевской «Я не тормоз». В ней мы знакомимся с Игнатом, у которого СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Игнат мчится по жизни на бешеной скорости. И мыслей у Игната полно. Своих, ни у кого не занятых. Хотя Игната все любят. Он это случайно как-то понял – удивительно! Но он много чего, оказывается, не догоняет. Например, что у него друг есть на самом деле. И не один. И что некоторые всерьез собираются жизнь посвятить помощи другим людям… Ничего, он не тормоз, он догонит.

А вот Юлия Яковлева в книге «Дети ворона» и Ольга Громова в книге «Сахарный ребенок» обращаются к такой важной теме в истории нашей страны, как репрессии.

Книга О.Громовой «Сахарный ребенок» записана ею со слов Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец 1930-х – начало 1940-х годов в Советском Союзе. Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью «врага народа» и попадает в страшный, непонятный ей мир. Это во многом «роман воспитания», история о любви, а еще о том, что такое достоинство и что такое свобода.

«Дети ворона» - это повесть-сказка, написанная Юлией Яковлевой, положившей в ее основу свою семейную историю. В ней автор также показывает жизнь в эпоху сталинского террора в предвоенные годы.

Эти книги помогают нам поговорить о трагических событиях в истории нашей страны. 47% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет признались, что никогда не слышали о репрессиях 20-50-х годов ХХ века (по данным ВЦИОМ, 2018 год). Только память о тех событиях поможет нашему обществу никогда не допустить повторения массовых репрессий. Начать урок на эту тему лучше с обращения к их личному опыту столкновения с несправедливостью, а затем переходить к тексту, пытаясь выстроить корректный диалог о смерти, угнетении, несправедливости, разобраться кто это – «враг народа»? А также проследить, что помогло героям этих книг выстоять, сохранить в себе тепло, любовь, человечность. Закончить работу можно рефлексией: напишем письмо герою произведения или автору прочитанной книги, в котором зададим волнующие нас вопросы, поделимся своими чувствами и ощущениями.

Очень важным и даже обязательным считаю обращение к теме Великой Отечественной войны. Сегодня писать о войне – сложно, потому что уже много о ней написано и рассказано, а писать для подростков – сложно вдвойне. Современное молодое поколение интересуют совсем друге вещи, поэтому рекомендую подойти к этой теме с учениками 8-10 классов через книгу Эдуарда Веркина «Облачный полк». Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе «Книгуру».

Эта пронзительная, сложная, неоднозначная повесть выворачивает душу наизнанку, заставляет лучше понять и почувствовать то, что было. Перед нами встают партизаны, почти ровесники читателей: Димка, потерявший семью в первые дни войны, дрезкий Саныч, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, Ковалец, смелый и обаятельный воин. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они – облачный полк. Нельзя пройти мимо этой книги. Беседа по сюжету повести будет строиться вокруг таких тем, как война и герои на войне, долг, мужество, несмотря на то, что в самой книге, в ходе ее повествования отсутствует «геройство», а на первый план выступают простота, недосказанность, обыденность войны. Вот об этом и стоит рассуждать с подростками, обсуждая эту повесть.

А самое страшное – это возрождение фашизма. И тут предлагаю обратиться к книге Анне Провост «Падение». Переход можно сделать разговором о том, что общего между современным миром и миром времен войны, а точнее, между нацистской Германией и современной Европой. Это переводная литература, книга европейского писателя, отчего взгляды на положение в современной Европе, озвученные в ней, более остро воспринимаются современными подростками. Работу над книгой начинаю с рассуждения над вопросом: «Откуда берутся предатели?» А потом обращаюсь к выпискам из дневника Анны Франк, прошу ребят ответить на вопрос, как информация из дневника Анны Франк меняет наше отношение к событиям сюжетной линии дедушки Лукаса и сестры Беаты. А затем рассуждаем над следующими вопросами:

  • Лукас Бень: герой, преступник или жертва?
  • В чем смысл названия романа?
  • Феликс Стокс: спаситель или предатель?
  • В чем актуальность книги «Падение» сегодня?

И как противоположный мир тому, что мы видим в «Падении» - мир подростков в книге Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги». Ребята очень остро чувствуют, что герои этих книг диаметрально противоположны. Можно их спросить: кто из героев этих книг вам ближе, понятнее? С кем бы вы хотели дружить? Почему? Что вам близко и понятно в аларм-гвардейцах? Кто из героев понравился больше всего? Почему? Почему Димка не уезжает с отцом за границу? Что такое патриотизм? В какой из книг: «Падение» или «Гвардия тревоги» - мы видим истинный патриотизм? Поверьте, после работы над этими книгами ваши ученики уже никогда не будут прежними.

Очень острая и болезненная тема, которая также поднимается в современной детской литературе – это тема потери. Для чего говорить о смерти на уроках литературы? А для того, что разговоры на эту тему помогают пережить потерю, помогают не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своим горем. Эту тему опять же затрагиваю на уроках по 2 книгам: одна переводная – Анджеллы Нанетти «Мой дедушка был вишней» и отечественная – Дины Сабитовой «Где нет зимы». По той и другой книге начинаем разговором о семье, о бабушках, о родителях героев. И потом наблюдаем над героями: Тонино в «Мой дедушка был вишней» теряет сначала бабушку, потом дедушку. Мы наблюдаем над тем, как он пытается вписать смерть в свою картину мира. Как это ему удается пережить?

А у героев Дины Сабитовой? Почему разрушается семья? Кого вы считаете своей семьей? Что связывает людей вместе? Складывается ли новая семья у Паши и Гуль? Почему текст заканчивается словами: «Хорошо, что я пошел прямиком домой. Дома тепло».

Тему новой семьи поднимает Тамара Михеева в книге «Легкие горы». Девочку Дину удочерили. Из детдома она попала в Легкие горы, в новую семью, которую она приобретает: доброго Юрася, талантливого Женьку, нежную маму Катю, тетю Свету, дядю Сашу, дядю Петю. А старшей в этой семье была бабушка Тася. Разбирая сюжет книги, мы наблюдаем, как каждый из героев учится просто любить, а это оказывается так легко и так сложно одновременно. Но один раз научишься – не забудешь. Мы рисуем иллюстрации к книге, наблюдаем, как природа помогает героям, говорим о простом гражданском долге, о подвиге в мирное время в простой повседневной жизни. И опять говорим об обретении самого главного в жизни человека – семьи. Пишем сочинение: «Зачем человеку нужна семья?» Это очень важно.

Ну и, конечно же, нельзя обойти книги о животных. В жизни многих из нас животное становились членами семьи, и сколько было связано с ними драматических историй! Читаю с детьми повесть в рассказах «Мохнатый ребенок» Марины Аромштам. Можно прочитать всю книгу целиком, поиграть: провести викторину по содержанию, порисовать, написать сочинение «Мое любимое животное» - все это будет уместно. А можно обратиться только к отдельным главам, обсудить их более детально, понаблюдать, как люди и животные живут рядом и вынуждают друг друга меняться. В этой книге веселое и грустное соседствуют. В жизни чаще всего так и бывает.

Ну а в заключение хотела бы остановиться на книге, которая объединила в себе удивительным образом тему семьи, истории, любви, чуда, инаковости, потери. Книга добрая, светлая, очень волшебная, которая погружает нас в невероятный мир Новогодних чудес, дарит ощущение нового, веры в то, что все будет хорошо. Это книга Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Правдивая история деда Мороза». Эта волшебная сказка дает возможность познакомить детей с реальной историей России в ХХ веке, помогает узнать правду о жизни простых людей нашей страны. По данной книге организую новогодний квест, который помогает ребятам в игровой форме и атмосфере праздника сформировать предвкушение открытия нового перед чтением произведений, посвященных истории нашей страны.

Сегодня мир детских книг огромен, сложно представить, что все дети и все мы будем читать одинаковые книги, как это было в советское время, но важно, чтобы для каждого конкретного ребенка через взрослого, через учителя дошла своя книга, которая стала бы проводником в познании им мира, или помогла найти ответ на важный вопрос, или помогла разобраться в событиях прошлого. Мы, взрослые, понимаем, что книги, которые мы читаем в детстве и юности, закладывают основу мировоззрения человека.

Коллеги, читайте детские книги, они откроют вам много нового в мире современных подростков.

Литература:

  1. Борода Е.В. Потенциал современной литературы в воспитании нравственности детей и подростков. – Гиперленинка. (https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-sovremennoy-literatury-v-vospitanii-nravstvennosti-detey-i-podrostkov/viewer)
  2. Материалы с курса для учителей литературы на портале «Фоксфорд» «Современная детская литература в школе» (https://foxford.ru/teacher/courses/2336/landing)
  3. Материалы он-лайн курса для учителей литературы «Читают все!» (http://a4.clab.tilda.ws/kidslit)
  4. Материалы проекта А4 «Клуб учителей русского языка и литературы» (http://a4.clab.tilda.ws/)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности»

Тема проекта актуальна, т.к.ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.Культурный человек не может счит...

Развитие интереса школьников к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности

В данной работе указаны аспекты и пути формирования у школьников интереса к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности...

Урок "Страшилка как жанр современной детской литературы".

Некоторые приёмы работы с текстом на примере данного урока....

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."

В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....

"Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».

Доклад  "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности»....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования

В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...