Урок "Страшилка как жанр современной детской литературы".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Пирожкова Наталья Юрьевна

Некоторые приёмы работы с текстом на примере данного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор : учитель русского языка и литературы МАОУ»СОШ №153 с углубленным изучением иностранных языков г. Перми

Тема урока «Страшилка» как жанр детской литературы.

Цель: совершенствовать умение учащихся по работе с текстом;

Задачи.

А) По содержанию урока.

Учащиеся проанализируют тексты;

 будут комментировать особенности жанра

сконструируют собственное определение жанра

Б) По критическому мышлению.

Учащиеся будут анализировать,

оценивать  

составлять и планировать итоговую презентацию

расширять свой кругозор

совершенствовать культуру речи

 демонстрировать умение работать с текстом, схемами развивать интерес к получаемым знаниям

самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

работать на аудиторию

В) По организации деятельности на уроке.

Учащиеся будут работать в парах

Совершенствовать коллективистские отношения

 учиться слушать друг друга,

 учиться высказывать, защищать свою точку зрения

оценивать свою деятельность и деятельность товарищей на уроке

Оборудование.

  • Таблицы.
  • Раздаточный материал.
  • Мультимедиа.
  • Бумага, маркеры.

Ход урока.

1.Вызов.

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся.
  2. Объявление темы урока.

Ученик: « Сегодня мы с вами поработаем над понятием «страшилка» как жанр детской литературы. Я подготовил для вас презентацию о страшных историях (Идет презентация).Приложение1.

2.Осмысление

1.УчительРебята, я раздаю вам тексты страшилок. Читаем и работаем с ними по схеме, схема на экране.

(Учащиеся самостоятельно работают с текстами.)

  1. Работа по схеме.

Учитель: «У кого страшилка  «Белая простыня»? Слушаем по схеме (ответ учащихся)

А у кого страшилка «Желтая лента»? Слушаем ……..(ответ учащихся)

У кого  страшилка «Зеленая пластинка». …….. (ответ учащихся)

И, наконец, страшилка «Красные сапоги» (ответ учащихся)

  1. Рефлексия

Обобщение понятия.

1.Учитель:А теперь вместе выходим на обобщение понятия.  Графическая  схема для вывода на экране.

2.Соотносим получившиеся понятие с понятием, данным в Википедии.

  1.  Составление синквейна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Белая простыня.

             Жила мама и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать матери по дому: готовить, мыть посуду и пол. Однажды она мыла пол и обнаружила под кроватью, в углу, большое пятно крови.

         Она сказала об этом матери. «Ты это пятно не стирай, - сказала ей мать, - а то меня больше не увидишь». Мать ушла на работу. А дочка позабыла ее наказ, взяла ножик и соскребла пятно.

          Вечером мать не вернулась с работы. Дочь уже собиралась бежать к ней, как вдруг по радио объявили: «Закрывайте окна и двери. По городу летает белая простыня!» Девочка быстро закрыла дверь и окна. А вскоре увидела, что перед ее окнами несколько раз пролетела белая простыня. Девочка обо всем рассказала старушке-соседке. А старушка ей и говорит: « В следующий раз, когда объявят, ты окна не закрывай, а залезь под кровать. Когда простыня влетит в твою квартиру, уколи иголкой свой палец и капни крови на то место, где было пятно. И вместо простыни появится твоя мать». Девочка так и сделала: только простыня влетела в квартиру, она взяла ножик, надрезала вену и капнула крови.

             И на месте простыни появилась ее мать.

                                                                       Зеленая пластинка.

            В одном городе жили мама и дочка Светлана.

Однажды мама попросила дочку сходить в магазин за пластинками. При этом мама предупредила, чтобы она не брала зеленых пластинок. Пришла девочка в магазин, а там все пластинки раскупили, остались только зеленые. Света не послушалась маму и купила зеленую пластинку. Вернулась она домой и показала маме эту пластинку. Мама ругать ее не стала, но сказала, чтобы она не включала пластинку, когда будет дома одна.

     Утром мама ушла на работу, а девочку разобрало любопытство. Она не послушалась и включила зеленую пластинку. Сначала играла веселая музыка, потом  заиграл похоронный марш, а затем девочка услышала голос: «Девочка, выключи пластинку, а то с мамой случится беда!» Но девочка не послушалась и не выключила. Вечером мама пришла с работы без рук. Она предупредила, чтобы девочка больше не включала пластинку. Но дочь не послушалась и на следующий день снова включила зеленую пластинку. Вечером мама вернулась с работы без ног. На третий день прикатилась одна голова, а после – никого.

                                                                      Желтая лента.

            В одном городе жила девочка Катя. Однажды она пошла

гулять и потеряла желтую ленточку из косички. Мама Кати

рассердилась, но потом дала ей деньги и послала в магазин за новой лентой. Катя обошла все магазины, но лент нигде не было. Наконец в последнем магазине Катя увидела ленточки. Она стала просить продавца продать ей желтую ленту, но продавец не согласился. Катя  долго его упрашивала. Наконец продавец согласился, но, давая ей ленту, сказал: «Когда будешь ложиться спать, обязательно привязывай ее к батарее или окну. Не забывай это делать!» Катя пообещала, что не забудет и побежала домой.

      А в этот день к ним приехали гости. Они так веселились, что вечером Катя забыла привязать ленту к окну. Утром она проснулась и увидела, что мама и папа плачут. «Что случилось?» - спросила Катя. «Гости умерли», - ответили мама и папа. Катя очень расстроилась и в этот вечер опять забыла привязать ленту. Утром проснулась и увидела, что папа и мама умерли.

          Катя очень испугалась и позвала соседей. Вечером соседи спрятались, а вместо Кати положили в кровать большую куклу. Ровно в полночь лента превратилась в старуху со стеклянной трубочкой. Она подошла к кровати и вставила свою трубочку кукле в руку. Она думала, что это живая девочка и хотела выпить у нее кровь.

 Утром соседи разрезали ленту и выбросили. Кусочки ленты превратились в желтые пуговицы, которые очутились на дороге. У того, кто их поднимет, дома повторится та же история.

Красные сапоги.

 Однажды девочка стала проситься у мамы отпустить ее погулять.

А был уже вечер. Мама долго не соглашалась: у нее было предчувствие, что  что-то должно случиться. Но девочка все-таки упросила ее. Мама сказала, чтобы она возвращалась не позднее десяти. На часах десять – дочки нет. Одиннадцать… Двенадцать… Дочери все нет. Мать забеспокоилась. Собралась звонить в милицию. Вдруг – в первом часу ночи _ звонок в дверь. Мать открыла дверь и видит: на пороге стоят красные сапоги, в которых дочь ушла. В них – руки, а в руках записка: «МАМА,Я ПРИШЛА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по литературе "Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»

Программа элективного курса "Современная русская литература. Обзор жанров и идейных и тематических направлений" представляет собой цикл занятий,  посвященных творчеству современных авторов, и опи...

О детских фантазиях, страхах и детской литературе

В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.На примере из практики рассматривается роль вообра...

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

В статье представлено несколько разновидностей нетрадиционных жанров школьных сочинений по литературе, разработанных с учетом актуальной для современных учащихся среды виртуального общения. Кратко ана...

Страницы современной детской литературы

Страницы современной детской литературы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.

Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...

Современная детская литература на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Статья представляет собой презентацию опыта по использованию текстов современной детской литературы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрен воспитательный оптенциал неко...