Заключительный урок по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

 

Конспект заключительного урока по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_nagibinu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Русская литература.

                                5 класс.        

План заключительного урока по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».

Цели урока:

                1.  Развитие навыков работы с текстом (подробный и выборочный пересказ, выразительное чтение, элементы анализа).

  1. Совершенствование   устной речи учащихся
  2. Формирование чувства любви к природе
  3. Повторение и закрепление знания биографии Ю. Нагибина и его рассказа «Зимний дуб»

Оборудование урока: портрет Ю. Нагибина, картины русских пейзажистов, карточки для словарной работы (можно использовать компьютерный проектор.)

     

                  Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Повторение биографии писателя.

Вопросы викторины:

  1. Когда  родился писатель?
  2. С каким городом и связано его детство?
  3. Чем увлекался  Юрий Маркович Нагибин в детстве?
  4. Когда он начал писать?
  5. Чем занимался писатель во время Великой Отечественной войны?
  6. О чем писал Нагибин в своих произведениях?
  7. Когда начал писать для детей?

  1. Повторение новых слов.  

Можно поиграть в лото. Класс делится на команды. Командам раздаются карты с объяснениями слов и карточки со словами. Какая команда быстрее накроет карты, та команда побеждает.

Образец карты:


    солнечное

Остроконечный, конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка церковной колокольни

Плоская меховая барашковая шапка

Головной убор с завязываемыми под подбородком лентами

Неформенная фуражка

   

теплый головной убор, надеваемый поверх шапки


чуть засветилась


редкий лес

маленькое углубление, пещера

хранитель, сторож

с задором

тревожно

Слова и выражения для повторения:

Напоенное светом – солнечное

Зубчатая стенка – очертания видневшегося вдали леса  

Шпиль – остроконечный, конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка церковной колокольни.

Кубанка – плоская меховая барашковая шапка

В сознании своего педагогического опыта  (ироническое) -  опираясь  на свой педагогический опыт

Капор – головной убор с завязываемыми под подбородком лентами

Картуз – неформенная фуражка

Башлык – теплый головной убор, надеваемый поверх шапки

Класс забурлил – ученики зашумели

Полетело – здесь: со всех концов класса слышались ответы

Напрямки (просторечное) – прямо, напрямик

Смутно – тревожно

Азартно – с задором

Забрезжила – чуть засветилась

Редняк (просторечное) – редкий лес

Страж – хранитель, сторож

Гротик – маленькое углубление, пещера

                                                                                                                                                               

  1. Обсуждение рассказа. Вопросы:
  1. Как вы думаете, почему Савушкин постоянно опаздывал в школу?
  2. Понравился ли вам этот мальчик? Если да, то чем?
  3. Что удивительного показал он своей учительнице в зимнем лесу? Перескажите этот эпизод.
  4. Перечитайте описание зимнего дуба. В чем его красота? Какие слова и выражения использовал автор, чтобы лучше показать читателям эту красоту? Почему дуб назван «великодушным стражем леса»? Опишите его, используя авторские эпитеты и сравнения.
  5. Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес?
  6. Какие описания природы в прочитанных вами произведениях о природе вам запомнились?
  7. В каких произведениях показано отношение автора к природе?
  8. В каких произведениях единство человека и природы показано, по-вашему, наиболее явственно?
  9. Рассмотрите расставленные перед вами произведения живописи и выберите наиболее, по-вашему, близкое  по настроению к прочитанным произведениям о природе. Объясните свой выбор.
  10. Какие из прочитанных вами стихотворений (строки из стихотворений)  наиболее близки к рассказу «Зимний дуб»? Прочитайте.
  11.  Выразительно прочитайте рассказ,  представив те картины природы, которые описал автор, стараясь проникнуться его настроением и стараясь передать это настроение слушателям.
  1. Домашнее задание.

  Письменно опишите свою дорогу из дома в школу. Встречаете ли вы что-нибудь интересное по пути.

               Заключительный урок – семинар по творчеству Юрия Нагибина.

                                            5 класс.

Цели урока:

  1. Углубить знание творчества Нагибина, понимание значения его произведений.
  2. Привить навыки научно-исследовательской работы.
  3. Привить навыки публичного выступления.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о целях урока, порядке работы.
  2. Выступления учащихся.

Можно предложить учащимся такие темы: «Жизнь и творчество Юрия Марковича Нагибина», «Природа в рассказах Ю. Нагибина», «Дружба в рассказах Ю. Нагибина», «Человек и природа в рассказах Ю. Нагибина», «Любимые страницы в рассказах Ю Нагибина», «Великодушные стражи леса: образы деревьев в произведениях русских и якутских писателей» и т.д.

К семинару нужно подготовиться заблаговременно: проводятся консультации по поиску материала и  требованию к написанию рефератов и докладов,  по выступлению с публичной речью. К этой работе целесообразно привлечь родителей, их же можно пригласить в качестве почетных гостей семинара.

3. В перерывах между выступлениями можно предложить учащимся разгадать кроссворд «Ю. М. Нагибин».

  1. В каком городе родился Ю. Нагибин?
  2. Как фамилия главного героя рассказа «Зимний дуб»?
  3. Что автор называет «Великодушным стражем леса»?
  4. Кем был Ю. Нагибин во время ВОВ?

к

с

м

о

с

к

в

а

р

в

р

д

у

б

е

ш

с

к

п

е

т

я

и

о

н

н

д

е

н

т

  1. Как звали героя рассказа Ю. Нагибина «Непобедимый Аксенов»

  1. После выступлений учащимся можно предложить письменную работу «Лучшее выступление», в которой предлагается выбрать, по их мнению, лучшую работу и аргументировать свой выбор.
  2. Итог урока. Учитель подытоживает урок, проставляет оценки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по произведению Ю.Нагибина "Зимний дуб"

2 урока по данному произведению помогут коллегам сэкономить время....

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...

Урок по рассказу Юрия Казакова "Оленьи рога".

Основной целью работы на уроке по рассказу Ю.Казакова является постижение замысла автора путем сопоставления эпизодов(описание жилища троллей и картина весеннего дня).Работая в группах,пятиклассники р...

Процесс формирования характера ( заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Урок по рассказу В.П. Астафьева является заключительным. Его можно провести как интегрированный с уроком ОБЖ....

Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»

Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»...

Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...