Урок по рассказу Юрия Казакова "Оленьи рога".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Мельникова Валентина Борисовна

Основной целью работы на уроке по рассказу Ю.Казакова является постижение замысла автора путем сопоставления эпизодов(описание жилища троллей и картина весеннего дня).Работая в группах,пятиклассники размышляют о том,каковы особенности внутреннего мира героини, с какой целью писатель использует прием антитезы,а также какова основная мысль рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_yu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО РАССКАЗУ Ю.КАЗАКОВА « ОЛЕНЬИ РОГА » В 5-ОМ КЛАССЕ.

УЧИТЕЛЬ: МЕЛЬНИКОВА ВАЛЕНТИНА БОРИСОВНА, ГИМНАЗИЯ 227 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

ТЕМА УРОКА; « СОПОСТАВЛЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ЖИЛИЩА ТРОЛЛЕЙ

И ВЕСЕННЕГО ДНЯ» ЦЕЛИ УРОКА: - закрепление навыка аналитического перечитывания ;

  • раскрытие авторского замысла путем сопоставления фрагментов текста;
  • повторение теоретико-литературного понятия: прием антитезы;

-        закрепление навыка работы в группах.

ЗАДА ЧИ:      - установка на эмоциональное восприятие темы урока;

  • аналитическое перечитывание текста;
  • составление таблицы  для сопоставительного анализа;
  • словарная работа.

ХОД УРОКА.

1. Вступление.

В начале урока используется один из элементов французских педагогических мастерских « разрыв ». Детям предлагается ответить на следующий вопрос: если бы вам предоставилась возможность остаться навсегда подростком, кто воспользовался бы ей, а кто отказался? Почему?

Ответы каждого из учеников записываются на доске в два столбика

ДА       | НЕТ

Учащиеся размышляют и высказывают предположения, почему большинство ответили отрицательно? ( расти - это естественно; меняться, переходить из одного возраста в другой - значит, жить).

2. Беседа по вопросам.

  • Вспомните, сколько лет героине рассказа «Оленьи Рога»? (16 лет)
  • Это детство или юность, как вы считаете? (юность)
  • В чем противоречие возраста героини с ее мироощущением? (живет в мире сказок)

  • Почему она так любит сказки? (не хочет расставаться с детством)
  • Чем притягивает героиню дом с оленьими рогами? (она думает, что там живут тролли)
  • Что противопоставлено в рассказе ночному дому троллей? (весенний день)
  • Давайте посмотрим, как и для чего автор сравнивает описание дома троллей и весеннего дня?

3.  Работа в группах.

Работая в группах по четыре человека, учащиеся перечитывают отдельные фрагменты рассказа, находят и выписывают слова и словосочетания, при помощи которых автор передает атмосферу ночного дома троллей и весеннего дня, записывая в два столбика в тетради.

По окончании работы учащиеся каждой из групп зачитывают выписанное, дополняя друг друга. В результате составляется следующая таблица:

Какие звуки и краски преобладают при описании дома троллей? (темные краски, приглушенные звуки)

  • А какие - при описании весеннего дня? (яркие краски, острые запахи и пронзительные звуки)
  • Что олицетворяет для героини рассказа дом троллей? (ее сказками,* детством)
  • С чем у автора ассоциируется атмосфера весеннего дня? (с юностью, с новыми яркими впечатлениями, с любовью)

-'Как меняется отношение девочки к окружающему миру, к весне, к лыжнику после встречи с троллями? (она понимает, что нужно расстаться со сказкой, с детством и идти навстречу весеннему дню и юности)

-4 Что хочет подчеркнуть автор, таким образом сопоставляя дом троллей и весенний день?(неизбежность и прелесть взросления). Для чего автор использует прием антитезы?(для того, чтобы подчеркнуть яркость и прелесть весеннего дня, а значит -юности).

ИТОГ УРОКА.

На основе сопоставительной таблицы обнаруживается замысел автора, в котором обращается внимание на контраст темного и тихого жилища троллей и яркой, звонкой весенней природы. При помощи художественного противопоставления автор показывает

читателю и героине рассказа, что необходимо расстаться с детством и идти навстречу юности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопрос в форме рассуждения: как изменилась девочка от начала к концу рассказа. Почему? Аргументируйте свой ответ.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».

Конспект заключительного урока по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб»....

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов   по рассказам Юрия Казакова  «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках  предмет...

Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне»

План-конспект открытого занятия в 3 «А», 3 «Б» классах. Февраль 2015г. (предмет-риторика)Учителя : Масошина Л.В.,Гришина Е.А.Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне» («Сапер», «Друг капи...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....

Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»

Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"...

Викторина по рассказу Юрия Павловича Казакова "По дороге".

11 вопросов по рассказу Юрия Павловича Казакова "По дороге"....