Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне»
план-конспект занятия на тему
План-конспект открытого занятия в 3 «А», 3 «Б» классах. Февраль 2015г. (предмет-риторика)
Учителя : Масошина Л.В.,Гришина Е.А.
Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне» («Сапер», «Друг капитана Гастелло», «Часовой», «Где стояла батарея», «Девочка с Васильевского острова»).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 925.07 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия в 3 «А», 3 «Б» классах. Февраль 2015г. (предмет-риторика)
Учителя : Масошина Л.В.,Гришина Е.А.
Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне» («Сапер», «Друг капитана Гастелло», «Часовой», «Где стояла батарея», «Девочка с Васильевского острова»).
Оборудование:
- Слайды с фактами биографии писателя, сведения по созданным им произведениям;
- Карточки-задания для 4 групп учащихся (исторический раунд, раунд «Лексика», литературный раунд).
Цель работы:
Осмысление, анализ содержания рассказов Ю. Яковлева о войне в рамках Года Участника войны, воспитание чувства патриотизма, гражданственности.
Задачи:
- учить детей устному высказыванию по содержанию литературного произведения;
- учить высказывать собственное мнение по проблемным вопросам;
- учить работать в группе;
- Учить проведению рефлексами.
Ход занятия:
- Тематический индуктор.
Какое важное событие мы отмечаем в мае 2015 года? Под каким знаком проедет 2015 год? Сколько лет Великой Победе мы будем отмечать?
- Вступительное слово учителя.
Вечная память о павших Героях и подвиги. Самоотверженность и патриотизм. Что заставляет человека идти на подвиг?
- Знакомство с творчеством Ю.Яковлева (слайды)
- Интеллектуальная игра. Ответы команд судит жюри (3 человека из 10 класса). В кабинете 4 команды учащихся. Во главе команды- командир. Вопросы обсуждаются в группе в течении 1 минуты и распределены они по 3 направлениям (раундам):
- Исторический раунд (вопросы, касающиеся истории России- начало и окончание войны, города-герои, герои Великой Отечественной);
- Раунд «Лексика» предусматривает определение лексического значения слов военной тематики, в том числе встречающихся в рассказах Ю. Яковлева;
- Литературный раунд, в котором для каждой команды определены по 4 вопроса, касающихся содержания, осмысления рассказов Яковлева. Причем, вопросы предусматривают не только передачу событий произведений, но и домысливание, представление, логические предположения.
Формы работы в ходе проведения занятия:
- Устное словестное рисование;
- Диспут (по вопросу №4 в литературном раунде);
- Выразительное чтение.
- Подведение итогов работы по рассказам Ю. Яковлева.
Выразительное чтение стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».
- Рассказ учителя Масошиной Л.В. об участнике войны, награжденном медалями за отвагу, за победу над Японией, - Окорокове В. И. (отце Масошиной). Представление документов и чтение письма с фронта.
- Подведение итогов игры. Определение команды-победителя.
- Награждение.
- Рефлексия.
- Что было наиболее интересным в игре?
- Понравилось ли тебе работать в группе?
- Где ты искал информацию, необходимую для ответов на вопросы?
- Как ты оцениваешь свою работу? Что помогло тебе победить?
Примеры заданий:
- Словарная работа:
Объясни лексическое значение слов патриотизм, артиллерия, самоотверженность, батарея, медсанбат, миномет, сапер, Рейхстаг, «Катюша», маршал.
- Вопросы исторического раунда:
- Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
- Почему война называется Великой, Отечественной?
- Назовите города-герои Великой Отечественной войны.(Москва, Керчь, Одесса и т.д.)
- Назовите героев-участников Великой Отечественной войны (А. Матросов, Н. Гастелло, Зоя Космодемьянская, герои-молодогвардейцы, генерал Панфилов, пионеры-герои: Марат Казей, Зина Портнева и т.д.)
- Кого из героев-участников войны, своих земляков вы знаете?
- Литературный раунд:
- «Сапер»:
- Как мальчик оказался в отделении милиции?
- Какие чувства у вас вызывает дядька в черном плаще? Почему?
- Для чего мальчик полез на чужой участок?
- Почему милиционер не стал составлять протокол и отпустил мальчика?
- «Часовой Петров»:
- Что в мирное время охраняет Петров?
- Один раз Петров заснул на посту. Как это было?
- Как умирает Петров?
- Почему в конце рассказа автор пишет, что Петров умер великой смертью солдата? Ведь он умер не в бою.
- «Друг капитана Гастелло»:
- Почему рассказ так называется?
- Назовите героев рассказа.
- Какие чувства у вас вызывает дядя Владя? Почему?
- О чем говорят грязные ботинки дяди Влади?
- Кого можно назвать друзьями капитан Гастелло? Почему?
- «Где стояла батарея»:
- Что вдруг вспомнил автор, когда оказался возле школы? (По какому признаку?)
- Что раньше было на месте школы?
- Что сделал автор, чтобы все узнали о батарее?
- Что означают слова в конце рассказа: «здесь в годы войны стояла батарея. И поэтому здесь стоит школа»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Ах, война, что ты сделала. подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "Ева Ева")
Урок обучения анализу художественного произведения....

Интеллектуальная игра по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."
Интеллектуальная игра по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."Цели и задачи:совершенствовать знания обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., защитниках Родины и их подвигах...

Интеллектуальная игра "События и люди Отечественной войны 1812 года"
Игра разработана в соавторстве с коллегой - Агапитовой Мариной Игоревной.Игра призвана активизировать интерес обучающихся к отечественной истории, совершенствовать знания, воспитать ...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....

Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»
Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"...
Сценарий читательской конференции по книге Юрия Яковлева «Страсти по четырем девочкам»
Сценарий читательской конференции....

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлевича Яковлева «Багульник» «Доброта нужна всем!»
Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность. Оно н...