Главные вкладки

    Система уроков по произведению Ю.Нагибина "Зимний дуб"
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Ягафарова Гульдар Закиевна

    2 урока по данному произведению помогут коллегам сэкономить время.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yu.nagibin.zimniy_dub._yagafarova_g.rar13.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Юрий Нагибин. Зимний дуб

    Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;

    1. развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
    2. воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.

    Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

    Ход урока: 

    1. Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)
    2. Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.
    1. Совместное чтение рассказа.
    2. Проверка первоначального восприятия

    - Почему произведение называется «Зимний дуб»?

    - Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?

    - Что можете сказать о мальчике?

    - Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?

    - Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.

    1. Аналитическая работа

    - На сколько частей можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).

    - Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.

    - С чего начинается повествование?

    (С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)

    - В литературоведении это называется… (Экспозицией)

    - Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье.  «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка»,  «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)

    -  Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?

    (Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).

    - А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)

    - Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)

    - Перед нами образ  идеального человека.

    – А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)

    – Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)

    - Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)

    - Из-за чего конфликт развивается дальше?(привел пример на существительное словосочетание «зимний дуб»)

    - Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

    - Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова   «вырвались из души», в этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце")

    - Можно ли было погасить, уладить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?

    (Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

    - Читаем диалог между учителем и учеником.

    -  Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?

    - В каких словах звучит голос автора? ("Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!")

    -  Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

    -  Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?

    1. Рефлексия

    1. Домашнее задание: готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

    В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

    Самостоятельный анализ системы образов в произведениях

    Статья представляет собой методику работы для самостоятельного анализа учащимися системы образов в произведении. В ней предложены примеры планов и схем, используя которые ученики могли бы раскрыть сис...

    Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"

    Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"...

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

    Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...