Главные вкладки

    Система уроков по произведению Ю.Казакова "Арктур - гончий пес".
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Ягафарова Гульдар Закиевна

    Система уроков поможет коллегам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uroki.yu_.kazakov._arktur-gonchiy_pes._yagafarova_g.z.rar37.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Ю.Казаков. Арктур – гончий пес. Важное изменение в жизни – встреча с лесом.

    Цели: 

    1. продолжить знакомство с жизнью Арктура, отметить изменения в жизни;
    2. научить читать и выделить в тексте нужные для характеристики пса слова и выражения;
    3. развивать  познавательную активность детей, умение сопоставлять;
    4. формировать «читательскую самостоятельность».

    Ход урока:

    1. Проверка домашнего задания

    Часть 3

    - Что же любопытного узнал рассказчик о псе, познакомившись с ним поближе?  (

            Силен, велик для своего возраста

    - Прочитаем выписанные дома ключевые слова, характеризующие пса.

            Двигался осторожно, медленно, не бегал свободно; неуверенность, настороженность.

    - Как Арктур мог не заблудиться, ориентироваться?

            В этом помогает чутьё: изучил все запахи города; слух: слышал тончайшие звуки.

    - Как вы думаете, почему в фрагментах, где речь идет о собаке, автор дает в основном не зрительные образы, а вводит в мир звуков и запахов?

            Он не видит, поэтому ориентируется только по запахам и звукам.

    - Какая же особенность была у пса?

            Не визжал, не скулил в отличие от других собак.

    Пересказ.

    1. Чтение 4, 5 частей.
    2. Аналитическая работа

    Часть 4

    - Какое изменение произошло в жизни Арктура? (встреча с лесом)

    - Каково мнение рассказчика о знакомстве пса с лесом и почему?

             Рассказчик считает, что для Арктура это счастливый случай, потому что он  навсегда остался бы домашним псом, разжирел и обленился бы.

    - Чем же лес ошеломил его?

            Незнакомые предметы; запахи разные. Он был растерян, напуган.

    - О чем жалеет рассказчик, размышляя о судьбе бедного пса?

            «Ты гнал бы зверя, захлебываясь лаем»;  «служил бы своему владыке-охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя».

    Самостоятельна работа по тексту

    - Какие изменения произошли в псе после знакомства с лесом? Каким он был раньше и какой он теперь? Выписать в 2 столбика по данному учителем плану.

    план

    раньше

    после знакомства с лесом

    1.Движение

    2.Голос

    3. Ощущения, чувства

    4.Жизнь

     двигался осторожно, медленно, свободно не бежал

    выл мрачно, длинно, тоскливо

    неуверен, напряжен

    обычная жизнь домашнего пса

    Выкатился, мчался, бежал высоко подпрыгивая, гнал

    Азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь

    Азарт, страсть, он был неузнаваем

    Жизнь приобрела героический, возвышенный смысл.

    Часть 5

    - Найдите подтверждения   словам рассказчика  «с этого дня жизнь его пошла другим чередом».

    - Объясните фразу из рассказа, сказанную об Арктуре: «Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью” .

    1. Обобщение.
    2. Оценки за участие на уроке + домашнее задание.

    Домашнее задание: прочитать часть 6, выписать ключевые слова, создающие слуховой образ лая пса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система уроков по произведению Ю.Нагибина "Зимний дуб"

    2 урока по данному произведению помогут коллегам сэкономить время....

    Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

    В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

    Самостоятельный анализ системы образов в произведениях

    Статья представляет собой методику работы для самостоятельного анализа учащимися системы образов в произведении. В ней предложены примеры планов и схем, используя которые ученики могли бы раскрыть сис...

    Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"

    Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"...

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

    Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...