Главные вкладки

    Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»
    материал по литературе на тему

    Киселева Ольга Вячеславовна

    Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_yu.nagibin_zimniy_dub.docx30.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»

    Цели деятельности учителя: продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа; развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать произведение; составлять план рассказа и выделять микротемы; закреплять умение выразительного чтения, чтения по ролям.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Предметные умения: включать творческое воображение учащихся: по слову, детали,  уметь   высказываться в соответствии с поставленной задачей, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

    Метапредметные УУД :

    Личностные: высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвует в диалоге при обсуждении прочитанного; формулирует несложные выводы, основываясь на тексте.

     Регулятивные: оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

    Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

    Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

     Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

                                           

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    Постановка цели урока. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

    Итак, что было задано  на дом ?

     Вы прочитали произведение  до конца, а сейчас попробуем разобраться в его  содержании.

     Дочитать рассказ до конца…

    Регулятивные:

    - целеполагание .

    - принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

    Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Задача 1: определять тему частей текста

    1.Рассказ «Зимний дуб» разделён на 4 части.

    У вас на парте лежат карточки, на которых написана тема каждой части. Определите порядок тем в этом рассказе. Предлагаю работать в паре.

    - Назовите тему 1 части, 2 части, 3 части и 4 части.

    Проверим выполненную работу.

    Кто согласен? Поднимите сигнальные карточки.

    ( На доске правильное расположение тем)

    Т.е что мы составили?

    (Правильно, молодцы)

    2.А теперь  составим картинный план.

    Проверим!

    (Ученики работают в паре. Определяют последовательность тем каждой из частей)

    Тема 1 части: тропинка в школу (или «напоённый светом январский денёк»)

    Тема 2 части: урок русского языка в 5-а классе.

    Тема 3 части: разговор учительницы с учеником

    Тема 4 части: красота зимнего леса (или «зачарованный мир покоя и беззвучья»)

    Учащиеся проверяют ( поднимают сигнальные карточки.)

    План рассказа.

    1 уч-ся соотносит тему и картинку у доски, делает вывод.

    Класс оценивает.

    Познавательные:

    формировать умения: самостоятельно определять последовательность микротем каждой части произведения

    Коммуникативные:

    планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

                                                                             Задача 2: находить в тексте конкретные аргументы, сведения, факты.

    1.Проверим, насколько внимательно вы читали  рассказ. Ответьте кратко на вопросы в рабочих тетрадях.

    Вопросы:

    -Как звали молодую учительницу-героиню рассказа?

    -Сколько ей было лет?

    -Сколько лет она проработала в школе?

    -Какой предмет преподавала?

    -Как относились к молодой учительнице ученики и их родители?

    -К ученикам какого класса спешила учительница морозным утром?

    -Какую тему проходили ученики?

    -Назовите фамилию ученика, опоздавшего на урок.

    -Какой пример существительного привёл герой рассказа?

    -Что послужило причиной вызова мальчика в учительскую?

    .

    2.Поменяйтесь тетрадями  с соседом. (Правильные ответы указаны на слайде)

    Проверим.

    -  Чей сосед справился с заданием без ошибок?

    3. Работа на воображение.

    В какое время года происходят события рассказа?

    А какие чудеса происходят зимой? Закройте глаза и представьте зимние картины. Кто что увидел?

    ( На доске картины зимнего леса, зимних деревьев)

    На кого похожи зимние  деревья?

    4.А о  каком дереве я буду сейчас говорить?

    Крепок, строен и силен,

    Ведь владыка леса он,

    Он для нас живой свидетель

    В лету канувших столетий,

    Из него добротен сруб,

    Угадали? Это…….Картина дуба на доске.

    Так о каком дереве  мы сегодня будем говорить на уроке? А что вы  знаете о дубе?

    А кто автор произведения, которое вы читали дома?

    Какая же тема  нашего урока?

    Сформулируйте цель и задачи нашего урока.

    Уч-ся записывают  ответы на вопросы. (Индивидуальная работа).

    Анна Васильевна

    24 года

    Два года

    Русский язык

    Уважительно

    5 «а»

    Имена существительные

    Савушкин

    Зимний дуб

    Савушкин постоянно опаздывал на 1 урок.

    Взаимопроверка.

    Поднимают сигнальные карточки.

    Зимой.

     Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Деревья спят под белыми снежными шапками…

    (Чудовище, фонтан, снежный шар, Баба-Яга)

    Умение видеть  необычное в обычном…

    (Дуб!!!)

    О зимнем дуб.

    Ю.Нагибин.

    Ю.Нагибин «Зимний дуб.»

    Познавательные:

    развивать умения строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературного произведения

    Регулятивные :

    осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль результата, определять степень успешности работы

    Коммуникативные:

    уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

    Задача 2: находить в тексте  примеры, доказывающие приведённое утверждение

         

    Задача 3:

    Сравнительная характеристика

    1.Найдите описание зимнего дуба   в тексте, прочитайте выразительно.     

    2.-Найдите средства выразительности, которые использует автор в этом отрывке.  

    -Для чего писатель использовал эти сравнения?

    -Почему дуб назван «великодушным стражем» леса?

    Чтение по цепочке

    .Выборочное чтение:

    -Кого приютил зимний дуб? Подтвердите словами из текста.

    Ответить на вопросы по почитанному отрывку.

    -Как ведет себя Савушкин в зимнем лесу, как он общается с деревом?    

    -Какие чувства испытывала Анна Васильевна?  

     Чем мы занимались на  этом этапе  урока?

    Молодцы, вы хорошо справились с этими задачами.

    Физкультминутка

     Савушкин показал учительнице сказочно красивый  зимний дуб, А.В. по- своему увидела красоту этого стража леса; по этому произведению режиссер М.Кожин  снял художественный фильм, посмотрите, как он  представил себе дуб.

    Работа в группах.

    -А у вас совпало мнение с автором Ю.Нагибиным  и режиссером Михаилом Кожиным? Каким вы представили зимний лес, зимний дуб?   

    Молодцы!

    Выразительно читают с.103.

    Находят сравнения в тексте, читают:

    (как собор, его нижние ветви шатром раскинулись)…

    Чтобы лучше показать красоту зимнего леса, зимнего дуба.

    Потому что он огромный, могучий, стоит много лет как страж; он охраняет сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, козявок

     Читают С.103-104

    Находят и зачитывают текст:

    Ежа.1уч-ся «он с усилием отвалил глыбу…»

    Лягушку.2уч-ся «затем он раскопал снег у другого корня…»

    Жуков, ящериц, козявок. 3уч-ся.   «подножие дуба приютило….».

    « от дерева исходило столько силы и живой теплоты, что это не могло не задеть чуткую душу мальчика»

    «как со старым снакомым»

    « робко шагнула к нему»

    «очарована зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы

    Выразительно читали, выборочно читали, находили средства выразительности, составляли план рассказа, находили соответствие между пунктами плана и картинками, находили в тексте  примеры, доказывающие приведённое утверждение.

    Просмотр худ.фильма « Зимний дуб» режиссера М.Кожина (2,5 мин)

    1.Опишите зимний лес в этом отрывке.

    2.Опишите зимний дуб, используя авторские средства выразительности.

    3.Расскажите о жителях дуба. Старых знакомых мальчика.

    4.Каким вы представляете Савушкина, какой урок он преподал учительнице?

    5.Как изменилась Анна Васильевна после прогулки по лесу?

    6. Почему  рассказ называется «Зимний дуб»?

    Нагибин говорит о дубе как о живом существе

    Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя,

    Коммуникативные:

    уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

    Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    Коммуникативные:

    уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

    Итог урока.

    Рефлексия

     

    Какое у вас сейчас  настроение?

    Самым интересным на уроке для меня было…

    Самым сложным на уроке для меня  было…

    Урок заставил меня задуматься…

    Оцените свою  работу на уроке.

    Зимний дуб тоже герой рассказа, причем главный, т.к озаглавлен текст.

    Встреча с ним изменила А.В., она  открыла для себя другой мир, научилась видеть необычное в обычном.

    Природа меняет человека, делает его лучше, добрее, помогает задуматься., что человек-это песчинка во всей Вселенной. Наша задача беречь и охранять эту красоту, родную природу.

    Ответы уч-ся.

    О красоте родной  природы, что ее нужно любить и охранять, быть внимательным,  видеть необычное в обычном,  в зимнем лесу буду внимательным к его жителям.

    У каждого человека свой мир, его нужно понимать и ценить, как свой собственный

    Оценивают.

    Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    Коммуникативные:

    уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

    Оценки

    Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

    Д/з

    Как вы думаете, что нужно сделать дома, чтобы подготовиться к следующему уроку?

    -Перечитать внимательно  последний отрывок .

    Ю.Нагибин вот так описывает зимний дуб, режиссер фильма представил свой вариант. А вы дома, внимательно перечитав отрывок, нарисуете свой  зимний дуб.

    По выбору, разноуровневое д.з.

    1.Читать и пересказывать.

    2.Читать , пересказывать, нарисовать рисунок.

    3.Читать, пересказывать и подготовить проект «Сказочная красота зимнего дерева»

    Перечитать последний отрывок.

    Нарисовать, каким представляю зимний дуб.

       

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система уроков по произведению Ю.Нагибина "Зимний дуб"

    2 урока по данному произведению помогут коллегам сэкономить время....

    Урок английского языка в 8-м классе на тему "Russian Winter Festivals" (Зимние праздники в России)

    Культуроведческий фон развития речевых умений: культурные традиции России;основные зимние праздники народов России;место России в мировой культуре.Основные учебные задачи: развитие умений использовать...

    Заключительный урок по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».

    Конспект заключительного урока по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб»....

    Интегрированный урок по литературе по теме: "Святочные обряды и зимние праздники Кубани"

    Презентация к уроку литературы в 7 классе посвящена святочным обрядам и зимним праздникам Кубани....

    Тема урока: Уход за плодоносящим садом поздней осенью. Сбор зимних гнезд вредителей.

    План -конспект занятия по сельскохозяйственному труду,раздел "Осенний уход за плодоносящим садом" , 8 класс школы 8 вида.Цель урока:                   ...

    Тема урока «Н.М. Рубцов. Стихотворение «Зимняя песня».

    Цели:Образовательная: познакомить обучающихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Зимняя песня», отработать выразительное осознанное чтение.Развивающая: развивать речь, интерес к поэз...