Урок литературы в 10 классе
материал по литературе (10 класс) на тему

Тухбатуллина Ляйсан Хурматулловна

 Урок   по  современной  литературе  в 10  классе   по  рассказу  В.Распутина «Нежданно-негаданно». «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась..."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx94.39 КБ
Файл test_nezhdanno.docx13.54 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнеметескинская   средняя  общеобразовательная  школа

Урок   по  современной  литературе  в 10  классе

по  рассказу  В.Распутина «Нежданно-негаданно».

«Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась…»

(урок-рассуждение)

Учительница: Тухбатуллина  Ляйсан  Хурматулловна

                                                           2010  год

Тема:  

           Урок   по  современной  литературе  по  рассказу  В.Распутина «Нежданно-              негаданно».       «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась… »

          (урок-рассуждение).

   

Цель:

          Научить  анализировать   прочитанное; побудить  учащихся  к  размышлению  над              взаимоотношениями  чужих  людей  по  рассказу В.Распутина  «Нежданно-негаданно».

         Уметь  делать  выводы  и  обобщения;  продолжить  работу над  нравственными    проблемами ;  помочь  понять  героев,  их  мысли  и чувства.

         Формировать   умение   защищать  свою  творческую  работу.

Оборудование:  презентация  к  рассказу  «Нежданно-негаданно»,  

                             рисунок  к  рассказу – « Моё     восприятие рассказа»,  

                             творческие  проекты учащихся:

                                1) Биография  Распутина.

                                2) Пейзаж и портрет в  художественном  произведении.

                                3) Детство – прекрасная  пора.

                              книга   В.Распутина « Повести. Рассказы », том 2

                                               Ход  урока:

  1. Слово  учителя.

 -  Сегодня  у  нас  урок  по  современной  литературе, мы  побеседуем по  рассказу  Валентина  Распутина  «Нежданно-негаданно». Начнём  наш  урок.

 - Валентин Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее..  Заглядывая внутрь человеческой души, писатель будит мысль, заставляет работать душу, говорит о том, кто мы есть и что с нами стало, размышляет, откуда в людях появились эгоизм, черствость, бездушие. Он исследует вечные вопросы добра, справедливости, долга, ставит своих героев в такие жизненные ситуации, которые требуют полного проявления моральных качеств человека.

2. – Что  же  мы  знаем  о Валентине  Распутине? Дадим слово    1 творческой   группе  -      Аскарова  Дильбар.

Презентация - «Добролюбие»  в творчестве    В.Г. Распутина.

3.Чтение стихотворения Ю. Друниной  -   Фасхутдинова Алсу :

 Почему для одних жизнь прекрасна

 И полна утешительных слов?

 Для других тяжела и ужасна

 И полна только горя и слез?

 Почему же одним удается

 Все удары судьбы обойти?

 А другим ничего не дается

 Без упорной и трудной борьбы?

 Почему же судьба так жестока,

 Что блаженство дает одному,

 А другому страданье и горе,

 Отчего ж это так? Почему?

- Несправедливо, правда? Ведь Сенека говорил: « Природа людей рождает братьями и душа у всех одинакова». Хотелось бы сегодня на уроке найти причину такой несправедливости, жестокости. А может, и не судьба вовсе виновата, а мы сами?

 - Скажите, можно ли назвать отношения между людьми в обществе нормальными?

-  Нет, так как нарушен закон гуманности.

 - Поставим перед собой задачу – выяснить, что мешает людям наладить гуманные отношения между собой. Тема нашего урока: «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась… » Поговорим сегодня о гуманности в обществе. Цель наша будет считаться выполненной, если анализ рассказа    

 В. Распутина « Нежданно- негаданно» поможет нам.

 Эпиграфом   к  нашему  уроку  послужат  слова  В.А.Чалмаева:

 «Всё художественное  пространство  Распутина – и малые  детали, и главные  конфликты, даже  пейзажи – насыщено  этими  вопросами,  страхами  перед « облегчённостью»,  то есть  беспочвенностью, бездомностью, и волей  к  самопознанию, то  есть  к  возрождению  надёжных  ориентиров  жизни. Он  умный  и  внимательный   смотритель  русской  жизни»

4.Беседа.                                                                                                                                                   - Что такое гуманизм?

Гуманизм: -  гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Гуманный – направленный  на  благо  других, человеколюбивый  и отзывчивый.                                                  - Назовите черты гуманной личности:

 Умение владеть собой

 Доверие

 Чуткость

 Способность к сопереживанию

 Снисходительность

 Расположенность к другим

 Доброжелательность

 Милосердие

 Сочувствие

 Ответственность

 Готовность понять другого человека

 Отзывчивость

 Культура поведения

 - Кого из персонажей можно назвать в рассказе гуманным? Почему?

 Гуманным человеком можно назвать Сеню Позднякова:

 - для него характерно гуманное отношение к окружающим;

 - его беспокоит то, что творится в городе, в обществе, в государстве;

 - Сеня всегда и во всем проявляет чуткость (выбрасывает телевизор ради спасения комнатных растений);

 - с добром относится к чужому, совершенно незнакомому ребенку, стараясь «растопить» в нем «застывшее сердечко».

 Гуманным человеком можно назвать и жену Сени Позднякова – Галю, которая страдает вместе с Катей, переживает за нее, не зная, чем помочь девочке. Расставшись с Катей, «сдавленно, страшно, чужеголосо выкрикивает:

 - Сеня! Сеня! Сеня!»

 - А кого из героев рассказа нельзя считать гуманным?

 Антигуманными людьми можно назвать:

1) многих жителей города, которые с равнодушием проходят мимо друг друга, не задумываются о несчастье других, о детях, которые остались без родителей;

2) мужика «в толстой кожаной куртке и с короткой стрижкой на голой голове…из горлохватов, из тех, кто любит идти напролом»;

 3) Олега…Ахмета…»Там много было. Приезжали и уезжали», которые приносили горе другим, которые «стреляли в тетю Люсю…».

- Какие  ассоциации   у  вас  возникают  когда  вы  произносите  слова

нежданно-негаданно?  О  чём  говорит  состав, звучание  слов  «нежданно-негаданно»?

- Да, произошло  что-то   непривычное,  неожидаемое, непредполагаемое,  из  ряда  вон  выходящее.

а)нежданно-негаданно на человечество обрушивается антигуманность, обрушивается на всех, не щадя ни старого, ни малого, ни здорового, ни больного;

  б) нежданно-негаданно взрослые люди с жестокостью используют детей в своих интересах;

  в) нежданно-негаданно жизнь опять испытывает людей на прочность, честность, добропорядочность;

  г) нежданно-негаданно «…недвижное, холодное лицо, затуманенное изнутри» просветлело, «глаза заискрились»;

  д) нежданно-негаданно девочку стремительно оторвали от Сени, не дав даже попрощаться.

5. Анализ  рассказа «Нежданно-негаданно»  

- Шокируют  ли  вас  события, происходящие  на  страницах  рассказа?

( - Нет, здесь  показана  реальная  жизнь.

-Хотя, конечно, всё  это  ужасно, печально, обидно,  но это  происходит  в  нашей  стране.

- Я одобряю  поступок  Сени: взять  ребёнка, ничего  не  зная  о  нём, ничего  не  имея: ни  документов, ни вещей...)

- Как  вы  думаете,  случайно  ли  среди  всех  зтих  “невинных”  людей ( деревенских) женщина  выбрала  именно  этого  “петушистого”  (Сеню),  с  голосом “горячащимся, нервным, наивным, “острым”?

- Значит,  есть  в  нём  что-то такое,  на  что   можно  положиться, ему  можно  довериться.

- Что  вы  можете  сказать о   Сене  Позднякове? Какой  он?

- Сеня  живёт  по  своим  законам, у  него свой  барометр,  который  чутко  реагирует  на  человеческую  боль. Он  живёт  в  своём  мире  и  жизнии   за  пределами  деревни  не  знает.

- Что  вы  можете  сказать  о  Гале?

( - При  принятии  важного  решения  Сеня   чувствует  отсутствие  жены  рядом, она  для  него  опора.

Он  знает, что  она  поймёт, но  она  должна  увидеть  и  оценить  то,  что   видит  он.)  

-   Как  меняется  настроение, состояние  Сени. О  чём   это  вам  говорит?

( - Мы  видим,  как   высокое,  приподнятое   настроение   Сени  Позднякова  меняется  в  череде  происходящих  событий: герой  недоумевает, как это  можно  продавать  ребёнка; сетует, когда  его  ругает  Галя  за  то,  что  “украл  ребёнка” (документов-то  нет   никаких) ;  так  теряется   при  виде  мужиков, что  впускает  в  ограду;  отчаивается, погружается  “в  нравственную  полутьму” )

- Что  вы узнали  о Кате? Какой  жизнью  жила  девочка  Катя? Как  складывается  жизнь  Кати в семье  Поздняковых? Какой  стала  Катя  среди  добрых  людей?

-Началась  осень, прошёл  месяц  жизни Кати  у  новых  людей. Девочка внешне  оттаяла,  подружилась  с  соседкой. Но  светлое жаркое   лето  отошло. Обратим  внимание  на  природу   под  пером  писателя. Прочитаем  описание  природы  на  стр. 317

 - На  дворе тоже  осень,  как  в  душе  героев. Во-первых, мы  понимаем, что  с  началом  осени  никуда  нашим  героям  и  Кате  не  деться  от  дум, которые  уходили  на  второй  план  летом  из-за  работы   по  дому  и  в  огороде.

Во-вторых,  очень  печальна,  гола   и  безрадостна  природа   осенью, видимо, так же,  как  и  жизнь  Кати. Она  тоже, как  оторванный  от  ветки  листок,  принесена  к  чужому  углу. Что  ждёт  её? О  чём  её  мысли?   Этих  дум  больше  всего  и боится  Сеня.

-  Что  чувствует  Сеня   и чего  боится?

- Сеня  несколько раз  расспрашивал  Катю   о  её  прежней  жизни  и  понял  главное,  что  она  чего-то  очень  боится.  Это  что-то   не  даёт  покоя  Сене.  – стр.318

“ Что  она  там  видит?  О  чём  думает? Куда  улетают  её  желания?  И с кем  она – с ними  или  с кем-то   другим?”  -  задавал  в  это  время  вопросы  Сеня,  смотря  на  неё  “со  стылым  сердцем”. “Мы  с ней  по-простому, а  она  как  стеклянная. Не  разбить бы!”  -  беспокоилась  Галя.

 - Он  ждёт  беды  и  боится   быть  застигнутым  врасплох. Торопит  дни, чтобы  быстрее  пришла  зима,  когда  заметёт  все  дороги,  и  этот   кто-то  не  достанет  у  него  Катю. Да  и  метеору  осталось   сделать всего  несколько  ходок.

-Но  недолгими  оказались  детские  радости  Кати  и  радость  приютивших   её  Сени  и  Гали.

-Как  призошла  встреча  с  этим  кем-то,  который   приехал  за  Катей.  Как   ведёт   себя  Катя?  

-  Как  всегда  всё  произошло  неожиданно,  внезапно.    Болью  захлестнуло  Сеню. Растерялся   он,  но  обмер, когда увидел  Катю   - стр.-322

- Когда  за  Катей  приехали  два  мужика, она  вмиг  повзрослела:  «перед  ним  стояла  другая, до неузнаваемости  изменившаяся  девочка…».

  Катя   лучше  Сени  и Гали  знает  тех,  кто  её  отыскал. Она  додумала,  как до  неё  добрались эти  люди: разыскали  тётю  Люсю,  пытали, пока  она не  сказала о местонахождении  Кати. Поэтому  она  торопится   уйти, спасая  приютивших  её людей  от  всего  того, что  могут  сделать  её  хозяева. Она  в  этом  опытнее, чем  деревенские  жители – люди  «невинные  и  настоящей  жизни, которая  теперь  взяла  силу, не  знают».  

6.  - Обратим  внимание  на особенности  художественной  манеры  писателя.

- Дадим  слово 2  творческой   группе  –  Рахматуллин  Ленар.

Презентация  «Роль  портрета  и пейзажа в  художественном  произведении.»

- Напомни нам,  что  такое  портрет.

- Чей  портрет  в  рассказе  дан  так  ярко?

- Давайте  зачитаем. ( портрет  девочки Кати  -  стр. 298)

…Сеня  увидел  эту девочку, точно слетевшую из сказки. Не засмотреться на него было нельзя: дымно-белые волосы, какие называют льняными, сразу уходили назад в тугую косу с темно-красным бантом, и лицо, чуть вытянутое, чистое, нежного и ласкового овала, было открыто. Глаза, нос, губы, щеки - все было вылеплено на этом лице с удивительной точностью, чтобы ничто отдельно не выделялось, а вместе являло ангельский лик. Глаза небольшие, глубокие, голубые; курносинка, та самая изюминка, которая делает лицо занимательней; щеки без подушечек, ровные; рот правильный, со слегка оттопыренной нижней губой. Нет, не лепилось это лицо взаимным наложением родительских черт, а выдувалось, как из трубки стеклодува, небесным дыханием.

-  Мы,  в  отличие  от  Сени, понимаем, что   очень   красивая  девочка, привлекающая  людское  внимание,  - профессиональная  нищенка, из  тех  детей, какие  побираются  не  для  себя. Но  чем  пристальнее  вглядываемся   в  лицо  девочки, тем больше  замечаем: «ангельское лицо, с  таким  вдохновением  слеплённое, пожалуй, не  вздуто  изнутри  свечкой, которая  бы  его  освещала и теплила. Или  она  загасла   уже  при  жизни;  лицо  казалось   тусклым». Не  зря  автор  подчёркивает: «сколько  катало  её  по  недобрым  людям -  не узнать, но  пришлась   эта  злая  доля  на  самые  чувствительные  годы…»

- Сочувствие, боль  автора  разделяем  и  мы, читатели.

- А что  вы  скажете  о  пейзаже  в  рассказе  Распутина?

- Всё  очеловечено  Распутиным:   и  любимая  Ангара ( «бурлила, закручивалась в воронки, пенилась, звенела и, скатываясь мимо дебаркадера, уходила быстро и рябисто»),  и  огурцы, и морковка, «шушукающие»   на  грядке ( «Делать  нечего, - переговариваются  грядка  с грядкой, - надо бежать. Бежать  от  лютой  погибели  в  этом  огороде, от  людей»).     

-  В  этом  и  заключается  одна  из  особенностей  его  художественной  манеры: метафорическое  осмысление  природы. Именно  пейзаж   создаёт  у  читателя  соответствующее  настроение, готовит   его   к   тому, будут  ли  описываемые  события  радостными   или   далеко  не  радостными.

-  У  Распутина  ничего  не  бывает  случайно. Даже  название  дебаркадера - «Метеор» - символично. Жизнь  тоже  быстро  проходит,  поворачивается  к  людям    то  светлой,  то  тёмной  стороной , как  «Метеор»  причаливает  к  берегу,  на  котором  находились  заброшенные  деревеньки. Ведь  «Метеор», на которой  оторвали  Катю был  последний. Как  ни  торопил Сеня  дни, как  ни  считал  оставшиеся  ходки  дебаркадера, то, чего  он  не  хотел, случилось.    

- Особую  роль   играет  и  такая художественная  деталь,  как  лампа: «Катя так и обмирала перед лампой…Она то прибавляла, то убавляла фитиль, по лицу ее ходили блики, глаза искрились. " Полюбилась лампа Kaтe - привык и Сеня наблюдать за девочкой, что-то нашептывающей, представляющей волшебное...»

- Почему  керосиновая  лампа, а  не  электрическая?( От  электрического  всё  сияло и  сияло,  а  ей,  возможно, хотелось  уйти от  суеты, блеска. Посиди-ка  на  людях,  на  жаре!

-  Контрастное поведении  Сени:  в  начале  рассказа -  человек  бывалый,  уважаемый, нравственно   стойкий человек,  в  конце  же -  «Сеня  не  помнил,  как  он  воротился»,  «лежал  без  сна и,  пытаясь  защититься,  натягивал  на  себя  одеяло,   слушал…".

  Говорящие имена  героев.

-Та  же  точность, продуманность   видны  и  в  выборе  имён  героев. Главного  героя  называют по-простому,  по-детски  что ли  -  Сеня,  хотя  он достаточно  взрослый  человек. И  производное  имя не  от  Семёна, а  от  Сенниса  ( стар. редкое.  ) . Может,   стоит вместе   с  Сеней  подивиться:  «  Как  в  деревню  залетают   такие  имена?»  А  фамилия  Поздняков  тоже  многоговорящая:  поздно  догадался,  зачем  пришли  чужие  мужики, опоздал, припозднился…  с  правильным  решением?

- Катя, Екатерина  -  в  переводе  с  греческого  означает  «чистая». Может,  поэтому  личико   её  «являло    ангельский  лик.

- Галя  -  ласковая.

- Наталья  -   родная. Люся, Людмила – милая…  И тянется  к  ним  наша  героиня,  как  родным  и  близким.

- Правдея  Фёдоровна  -  Клавдея   ещё  в  старые  времена  за  пристрастие  к  правде  приобрела  новое  имя.   И  только  «горлохваты»,  те,  кто «  любит  идти напролом»  не  имеют  имён.  Да  нужны  ли  им  имена?..

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         7. Обобщение.

-  Дадим  слово  Илюзе. Она  попыталась   на  своём  рисунке  показать  своё  восприятие  этого  произведения. http://www.belti.ru/vt/sch172/rus/s_rasp.jpg

- Какие  проблемы  подняты  в  рассказе?  (Нравственные  и  социальные: беспризорные  дети, сиротство, торговля  детьми)

-  Как  вы  оцениваете  поступки  Сени?

 - Что  стало   с  Сеней  и  Галей?

 - Они  не  просто  переживают,  они  себе  простить  не  могут, что   подчинились  злым  людям. Зло  оказалось  сильнее  добра. Такого  не  должно  быть,  поэтому   нет  прощения  Сене   и  ничего   его   не  спасёт. Даже  время  не  вылечит от  болезни,  название   которой  отступление, трусость. Такое  помнится   всегда, и  виноват   в   этом, он  Сеня.

  Изменения  в  жизни   произошли  неожиданно, внезапно. Сеня  оказался    не  готовым  к  борьбе  с  трудностями,  которые  на  него    навалились.

- Какие  чувства   вызвали   у  вас  герои  произведения? Кого  вам   жаль?

( Мне  очень  жаль  Катю. Она  взрослая  не по годам. У  неё  нет  детства. Такого  не  должно быть. Ведь,  детство - счастливая  пора,    и  оно  должно  быть  незабываемым.)

 Слово  3  творческой   группе   -  Хальфин  Айрат.

 Презентация  «Детство – счастливая  пора».

- Детство – это  начало жизни  и  оно  должно  быть  прекрасным.

 -Да,  жизнь  диктует  свои  правила.  Но   большинство  из  нас  верит  в  добро  и  справедливость, в  порядочность  и  чистоту  отношений.

Не  смотря  ни  на  что  хотелось  бы  сказать   людям,  чтобы  проявляли   гуманность  по  отношению  друг  другу,  жили  в  ладу  с  совестью, уважительно  относились  к  друг  другу, приходили   на  помощь  в  трудную  минуту.

 Помогайте!

 Любите!

 Жалейте!

 Вдохновляйте друг друга в пути!

 Не жалейте добра,

 не жалейте!

 Распахните сердца для людей!

8. Домашнее  задание:

Небольшое  сочинение-рассуждение  на  тему:

«О чём  вас  заставил  задуматься  рассказ  В.Распутина  «Нежданно-негаданно»?»

К следующему  уроку  по  современной литературе прочитать   повесть  В.Быкова «Сотников»

9. Оценка  деятельности учащихся.

- Надеюсь, никого  из  вас  рассказ  не  оставил  равнодушным, а  если  это  так  то  цель  нашего  урока  достигнута.

-За  работу  творческих  групп  ставлю  «5». Особо  активны  были  на  уроке …. Молодцы! Спасибо   за  урок!



Предварительный просмотр:

10  класс        

           Тест   по  рассказу  В.Распутина  «Нежданно-негаданно».

   1.Какое  из  произведений  не  принадлежит  перу  В.Распутина:

а) «Женский  разговор»

б) «Нежданно-негаданно»

в) «Телеграмма»

г) « Уроки  французского».  

    2. Название дебаркадера  __________

    3.Чей  это  портрет:

  « Ей было лет сорок, на круглом лице с большими, теперь припухшими глазами и большими синими подглазьями замечались следы не только бессонной ночи, но и приметы покатившейся жизни. Смотрело лицо угрюмо и растерянно. Женщина еще старалась держать себя, на ней была свободная и длинная серая кофта поверх тонкой полосатой рубашки и короткие, открывающие щиколотки, коричневые брюки хорошей материи. На ногах кроссовки. Женщина старалась держаться, и все же нельзя было не заметить, что каждый месяц жизни дается ей в год ».

 4. Чьи это  слова: 

«Мы устали от грязной, оборванной нищеты, нам и нищету подавай красивенькую».

5.Сколько  времени   прожила  Катя  в новой  семье?

6. Кого  Сеня  звал  Ариной  Родионовной?

7.Нравились  ли  сказки  Сени  Кате?

8. Кто  о ком  так  говорит:

«Мы  с  ней по-простому, а  она  как   стеклянная. Не  разбить  бы!»

8. «Есть  сильные  и слабые, волки  и  овцы» - это:

а) метафора     б) эпитет    в) антитеза     г) сравнение.

9. «Господи, что же  это  на  свете  делается?!» - это:

 а) риторическое  обращение     б) градация

 в) риторический  вопрос           г) параллелизм

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Уроклитературы 5 класс

Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....