Проблемно-диалогический урок "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова – философская баллада»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Сапронова Надежда Николаевна

В современной педагогике всё более остро встаёт вопрос о необходимости не просто вооружить ребёнка знаниями, а учить разрешать его различные жизненные проблемы. Сегодня урок, построенный по схеме: учитель даёт знания, а ученик просто их берёт, не прилагая к этому усилий, не может отвечать современным требованиям. Ученик должен сам находить ответы на поставленные вопросы. А постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а старается их разрешить.  Таким образом, проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы способно помочь процессам вхождения ребёнка в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. При проблемном подходе на уроках словесности происходит диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-dialogicheskiy_urok.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка проблемно-диалогического урока

Тема : «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова – философская баллада»

        Подготовила: учитель русского языка и литературы

Сапронова Надежда Николаевна

        

2012 г.

                                        Пояснительная записка.

     В современной педагогике всё более остро встаёт вопрос о необходимости не просто вооружить ребёнка знаниями, а учить разрешать его различные жизненные проблемы. Сегодня урок, построенный по схеме: учитель даёт знания, а ученик просто их берёт, не прилагая к этому усилий, не может отвечать современным требованиям. Ученик должен сам находить ответы на поставленные вопросы. А постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а старается их разрешить.

      Таким образом, проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы способно помочь процессам вхождения ребёнка в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. При проблемном подходе на уроках словесности происходит диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира.

      При использовании проблемного обучения на уроках литературы реализуются, прежде всего, такие элементы, как дискуссионность, творческие способности и углубление внимания к задачам исследовательского литературоведческого характера.

         Рассмотрим применение проблемно-диалогического метода на уроках литературы.

     Есть несколько способов организации проблемных уроков.

Урок версионного характера – путём проблемного изложения создаются проблемные ситуации на основе познавательных задач, содержащих противоречивые точки зрения по изучаемому материалу, проблема решается с помощью дискуссии и логических аргументов. Уже на уроке литературы в 5 классе, работая с рассказом И.С.Тургенева «Муму» можно выявлять проблему душевного состояния главного героя:

   создаём проблемную ситуацию, которую перевожу в проблемную задачу и организую познавательную деятельность учащихся. Успешность деятельности учителя достигается тогда, когда проблемная ситуация связана с жизнью и содержащийся в ней материал соответствует интеллектуальному уровню школьников. Поэтому строю проблемную ситуацию, опираясь на жизненный опыт учеников.

- Какая работа легче: землю пахать или двор мести?

        «Конечно, мести двор», - отвечают ребята.

- Чем занимался Герасим в деревне?

        Пахал землю, косил траву, молотил зерно.

- А что входило в обязанности Герасима в Москве?

        Воды в бочке привезти, дров наколоть, двор подмести.

- Как относился Герасим к своей работе? Прочитайте описание каморки Герасима. Как она характеризует хозяина?

        Любил во всём порядок – был ответственным; работал шутя, легко.

        Мебель в каморке была сделана его руками – умелый. Она такая же надёжная, как Герасим, - на него во всём можно положиться.

По ходу поисковой работы учащихся записываю на доске

  в деревне                                           в городе

пахал землю                                воды привезти

косил траву                                дров наколоть

молотил зерно                                двор подмести

тяжёлая работа                        лёгкая работа

                               трудолюбивый

  умелый

серьёзный

                                         ответственный

надёжный

«Весело было смотреть                        «Бросался на землю лицом и целые

    на то, как он работал.»                          часы лежал на груди неподвижно…»

                                      ПОЧЕМУ?

Почему Герасиму в городе жилось труднее, чем в деревне?

Сформулирована проблемная задача. Вместе с учащимися ищем пути её решения, работаем с текстом.

        Герасим оторван от родной земли, которая давала ему богатырские силы и величие.

        Он тоскует по своей земле, поэтому подолгу лежит на земле на груди, как будто старается обнять эту землю, передать ей свою любовь.

        В городе Герасим чувствует себя как пойманный зверь.

Подводя итог урока, формулирую перспективную проблемную задачу. Для этого использую приём опережающего чтения, что обостряет интерес учащихся, желание прочитать произведение до конца.

«Он шёл по нём [по шоссе] с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд…»

- Похож ли Герасим сейчас на пойманного зверя? Почему изменился Герасим?

Урок сравнительно-обобщающего характера – на материалах, не дающих однозначных выводов создаются проблемные ситуации сравнительно-обобщающего вида. Проблемы решаются в ходе самостоятельного анализа.

Так, на уроке литературы в 9 классе, изучая комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», учащимся предлагается охарактеризовать двух героев комедии: Чацкого и Молчалина, пользуясь только текстом произведения. Характеризуя героев, дети должны сравнивать описания образов и прийти к определённому выводу.

На таком уроке ведущей деятельностью ученика становится психологический анализ произведения, дискуссии по его нравственным проблемам и литературное творчество детей, связанное с проявлением собственной оценки происходящему или всему произведению.

Урок с включением морально-этической проблемы – в ходе проблемного изложения дети сталкиваются с различными точками зрения на морально-этические вопросы, отражающими отношения людей к общественным явлениям; такие проблемы решаются путём индивидуального анализа жизненного опыта учащихся и чувств учащихся, которые могла вызвать дискуссия.

В 8 классе на уроках по зарубежной литературе учащиеся получают представление о культурных эпохах и литературных направлениях, о роли общечеловеческих «вечных» вопросов в литературе. Изучая произведения У.Шекспира, Данте Алигьери, Ф.Петрарки дети должны прийти к ответу на вопросы: нужны ли современному обществу талантливые люди; нужно ли само искусство; какие имена, произведения вам более интересны?

В более старших классах (9,10,11) можно использовать урок сознательного применения проблемно-диалогического метода к анализу конкретных явлений – учитель даёт задания по текстам; проблемная ситуация возникает на основе противоречия между необходимостью применить общие законы развития к объяснению некоторых явлений и уровнем умений учащихся обобщать и конкретизировать.

Работая над рассказом Н.С.Лескова «Человек на часах», учащиеся решают вопросы: что такое праведность и кого и почему на Руси называли праведниками? Исходя из полученных ранее  умений работать с проблемным вопросом, дети высказываются. Подводя итоги обсуждения, ребята делают вывод (самостоятельно или с помощью учителя), что солдат Постников из тех праведников, о которых пишет Лесков.

    Итак, проблемная ситуация создана: школьники столкнулись с противоречием и испытывают острое чувство удивления и затруднения. Учителю следует помнить, что из проблемной ситуации нужно выйти к учебной проблеме. А для этого стоит проделать с классом определённую мыслительную работу, заключающуюся в формировании умения выделять главное, понимать суть проблемы и высказывать гипотезу. Из выше сказанного следует, что при подготовке проблемного урока учителю надо не только продумывать текст побуждающего и подводящего диалогов, но и планировать, какими будет выдвижение гипотез.

      Конечно, не на каждом уроке следует использовать проблемную задачу. Она не должна создаваться навязчиво, а должна естественным образом «вытекать» из материала. Результатом такой работы будет, во-первых, желание учащихся заниматься литературой, при этом комфортно чувствовать себя на уроке, а во-вторых, будет заметен творческий рост учеников.

     

              

Библиографический список.

1.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. №10. – С.8.

2.Брюханова О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников // Литература в школе. 2007. №11. – С.25-26.

3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. №6. – С.11.

4.Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. – М.: Флинта: Наука, 2002. – С. 12.

5.Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974.

6.Леонов С.А. Литература. Интегрированные уроки. 8–9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2003. – С. 8.

7.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.

Тип урока: урок анализа лирического произведения.

Тема урока: «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова – философская баллада»

Цели урока:

- познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», выявить её художественное своеобразие, расширить и углубить представление учащихся о балладе, как лирическом жанре поэзии;

- развивать навыки анализа лирического текста, умение видеть и интерпретировать художественные детали;

- побудить учащихся к мысли о нравственных проблемах (смысле жизни, назначении человека, его взаимоотношениях с природой);

- учить составлять план текста, различать главное и второстепенное.

Методы:проблемно-диалогический, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, иллюстрации.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. (Учащиеся составляли план вводной статьи о М.Ю.Лермонтове. План проверяется выборочно).
  3. Работа по теме урока.

А)Введение темы и постановка целей урока. (Слайд 1,2)

Б) Слово учителя.

На прошлом уроке мы начали разговор о лирике М.Ю. Лермонтова. Сегодня мы продолжаем изучать его стихотворения. (Запись темы урока в тетрадь)

Жанр стихотворения Михаила Юрьевича «Три пальмы» - баллада. Давайте обратимся к определению слова «баллада». (Слайд 3)

«Баллада» (от французского – танцевальная песня) – повествовательная песня или стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай. Для баллады характерен относительно небольшой объём, выраженная сюжетность, особая напевность, «магическая» музыкальность. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого.

В)Установление связи с изученным.

Учитель:

Ранее, ребята, мы изучали балладу В.А.Жуковского «Светлана» и балладу А.С.Пушкина «Утопленник».

- Что общего в изображении мистического есть в обоих произведения?

(Ответ: Кошмарные видения оказываются сном. Но у Пушкина они изображены иронично).

- Какими средствами выражена авторская ирония?

(Обращается внимание на подзаголовок баллады – «простонародная сказка»)

Вывод: В балладе Пушкина много разговорных и даже просторечных слов. В сочетании с ними таинственные события теряют свой мистический смысл, приобретая ироничную окраску. Как видим, А.С.Пушкин, внешне сохраняя черты волшебной баллады, наполняет её новым содержанием.

Г) Постановка проблемы.

Учитель:

- Послушаем, как звучит баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

(Читает учитель. Слайд 4) Приложение 1.

Учитель:

-баллада написана традиционно торжественным слогом. Что же тогда нового внёс поэт в развитие жанра баллады, чем обогатил его? В этом нам и предстоит разобраться.

Д)Словарная работа.

Для лучшего понимания содержания баллады давайте проведём словарную работу.

Роптать - …

Караван - …

Вьюк - …

Фарис - …

Челнок - …

Шатёр - …

Е)Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения.

Учитель:

- Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет. Найдём ключевые моменты сюжета и отразим их в опорной записи. Сколько картин вы представили? Составим план.

Возможный план:

1)Жизнь гордых пальм в пустыне.

2)Упрёки пальм небу.

3)Появление каравана.

4)Приветливая встреча усталых путников.

5)Гибель пальм.

6)Описание бесплодной пустыни, опустевшей без срубленных пальм: «Всё дико и пусто кругом»

Учитель:

- Как изображены пальмы? (Отмечаем карандашом в тексте примеры олицетворения).

-Баллада – это лироэпическое произведение. Чьи же чувства она выражает?

- О недовольстве пальм сказано прямо, найдите эти строки.(…стали три пальмы на Бога роптать…). Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворённость жизнью. Это чувство знакомо каждому человеку. Чувства автора выражены не столь открыто. Перечитаем восьмую строфу. Обратим внимание на восклицательный знак «И пали без жизни питомцы столетий!» «Пали…»

- Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя).

- Какие же чувства скрывает это слово?

Ж) Учитель: В 9-й строфе подчеркните эпитеты. «И следом печальным на почве бесплодной

                                                                   Виднелся лишь пепел седой и холодный…»

(Данные эпитеты выражают глубокое сожаление и тоску о погибших деревьях; эпитет седой и холодный создают эффект опустошённости).

З) Учитель: Попытаемся определить авторскую позицию.

- О чём размышляет М.Ю.Лермонтов?

И) Выражение решения проблемы.

Обобщения учащихся. Учитель подводит итог сказанному:

- Мы уже поняли, что речь идёт о человеческой жизни, о людях и их выборе. Перечитаем начало стихотворения.

- Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, рослыми; они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение «высокая жизнь»? Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь».Жизнь для себя достойной не назовёшь. Но стремление к достойной жизни привело пальм к гибели. Так как же надо жить? Смысл жизни – это есть главный вопрос философии. Какой ответ даёт М.Ю.Лермонтов?

     Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно  – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.  

Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!

Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.

Дети обычно говорят  о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.

 Ценность жизни – это тоже философская тема…

4. Реализация поставленного проблемного вопроса. Подведём итоги.

- Так что же нового внёс М.Ю.Лермонтов в развитие жанра баллады? (Учащиеся высказывают своё мнение. Учитель подводит итоги. Короткая запись в тетрадь: Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то есть поставил в ней вечные вопросы жизни). Слайд 7.

- Перечитаем балладу в соответствии с новым её пониманием.

5. Д/З. Дать развёрнутый ответ «Развитие баллады от Жуковского до Лермонтова».

6. Оценивание.

7. Рефлексия. (Слайд 8)Приложение 2.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическая технология на примере урока «Возвышение Москвы»

Проблемно-диалогическая технология нацелена на то, чтобы учащиеся самостоятельно открывали новое знание. Использование этой технологии приводит к изменению структуры урока. Урок начинается с создания ...

Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" "

Презентация будет полезна для занятий в школе молодого учителя. Она раскрывает основную суть данной технологии по УМК "Школа-2100"...