Проект - Технология проблемно-диалогического обучения
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

Технология проблемного - диалогического обучения как средство повышения мотивации обучающихся к изучению географии

Выполнила:

учитель географии МОУ

«СОШ пос.Уральский»

Томилина И.В.

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка ……………………………………………………………….. 3

Основная часть

1. Проблемно-диалогическое обучение: общая характеристика ………………… 5

2. Мониторинг мотивации обучающихся к изучению географии …..................... 7

3. Разработки фрагментов уроков географии с применением технологии проблемно –диалогического  обучения ……………………………………………. 10

3.1. Фрагмент урока географии по теме «Подземные воды» (6 класс) …………10

3.2. Фрагмент урока географии по теме «Восточная Сибирь» (9 класс) ……….15

3.3. Фрагмент урока географии по теме «Ветер» (6 класс) ……………………… 18

Заключение ……………………………………………………………………………. 22

Список литературы …………………………………………………………………... 23

Приложение …………………………………………………………………………… 24

Пояснительная записка

География – это предмет, который изучает целостность картины мира, образование нашей планеты, её геологическую историю, разнообразие природы планеты Земля, население, хозяйственную деятельность человека в разных уголках планеты, жизнь и занятия различных народов мира, стихийные явления, происходящие в оболочках Земли, и я всегда была уверена, что изучать данный предмет должно быть интересно. Но при обучении  географии возникла проблема: недостаточно сформированная внутренняя мотивация у обучающихся к изучению предмета.

Без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. Как говорил еще Г. Галилей, «вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя». В связи с этим, мной были рассмотрены возможности различных современных образо- вательных технологий в повышении мотивации обучающихся к изучению предмета.

В последствии я пришла к выводу, что использование многих образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, но для применения мной была выбрана технология проблемно-диалогического обучения, так как постоянная постановка и решение проблемных задач, на мой взгляд, является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности учащихся.

Наряду с этим данная технология способствует  эффективному развитию твор- ческих способностей учащихся, их интеллекта, качественному усвоению знаний, умений и навыков. А это для меня как для учителя тоже чрезвычайно важно.

Цель проекта: повысить интерес обучающихся к изучению географии посредством применения технологии проблемно-диалогического обучения.

Задачи:

1) изучить литературу по данной теме;

2) осуществить мониторинг мотивации обучающихся к изучению географии;

3) разработать и провести систему уроков географии с применением технологии

проблемно-диалогического обучения.

Объект исследования: мотивация учащихся к изучению географии.

Предмет исследования: технология проблемно-диалогического обучения.

Методы, используемые для реализации данного проекта:

- наблюдение;

- анкетирование;

- сопоставление;

- обобщение;

- анализ;

- мониторинг.

Планируемый результат: повышение мотивации учащихся к изучению географии.

Основная часть

1. Проблемно-диалогическое обучение: общая характеристика

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побужда- ет учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной пробле- мы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посред- ством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводя- щего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не пони- мать то, до чего додумался лично.

2. Мониторинг мотивации обучающихся к изучению географии

Мотивация в обучении – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов – к целевым задачам, а от них к содержанию.

Мотивы – это побудительная сила, заставляющая человека переходить к дей- ствию. В учебной деятельности – это желание, стремление школьников учиться.

Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.

Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристи- кой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, которые во внутреннем плане выражены через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения обучающихся, активное включение в учебную деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они ставят учителю.

Работа, которой человек увлечён, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и даёт хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъёмом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость.

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успевае- мостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллек- туальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. В моей практике данная проблема тоже существует. Попробо- вать повысить мотивацию учащихся к изучению географии я решила через использование технологии проблемно-диалогического обучения. Для реализации  цели проекта необходимо решить одну из поставленных задач: осуществить мониторинг мотивации обучающихся к изучению географии.

Причины недостаточной сформированности учебной мотивации у каждого обучающегося свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое. Работа по изуче- нию возможностей обучающихся и созданию условий для их оптимального разви- тия проводилась поэтапно:

  1. 1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведе- нием на уроке и во внеурочной деятельности);
  2. 2-й этап – анкетирование;
  3. 3-й этап – сопоставление, анализ полученных данных и определение возмож- ных причин низкой мотивации;
  4. 4-й этап – выбор средств, для совершенствования учебной деятельности.

Для определения причин низкой учебной мотивации с помощью классного руководителя было изучено отношение учащихся к учебным предметам. Для этого я воспользовалась анкетами для определения учебной мотивации (приложения 1, 2, 3).

В результате проведённого анкетирования учащихся по выявлению причин низкой мотивации удалось выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают у учащихся трудности, с чем или с кем связаны учебные трудности детей. В анкетирование были включены вопросы, кото- рые объединены способами познавательной деятельности, характером отношений между учащи мися и учителем,  характером отношений внутри классного коллектива и вне его. Кроме этого была определена значимость предмета для класса в целом и для

каждого учащегося в отдельности.

С помощью способа ассоциаций было выявлено, что у большинства учащихся сформировано положительное отношение к предмету, а это значит, что существуют хорошие предпосылки для повышения мотивации обучающихся.

В качестве средства повышения мотивации обучающихся к изучению геогра- фии мной была выбрана технология проблемного - диалогического обучения, в связи с этим в проекте представлены разработки фрагментов уроков географии с применением технологии проблемно-диалогического обучения. После проведения системы подобных уроков я планирую повторно провести анкетирование обучаю- щихся с целью изучения мотивации к изучению географии.

3. Разработки фрагментов уроков географии с применением технологии проблемно-диалогического обучения

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, всё то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к новому, радость удовлетворения любознатель- ности, возбуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуж- дает любовь к знаниям. Именно на основе этого благодатного материала в совокупности с технологией проблемно-диалогического обучения возможно, на мой взгляд, повышение мотивации учащихся к изучению предмета.

Формирование мотивации учащихся требует длительной и целенаправленной работы, эпизодическое использование технологи проблемно-диалогического обучения не принесет желаемого результата. Чтобы повысить интерес к предмету, каждый урок как бы это ни было сложно, должен быть ярким событием в жизни ученика.

В данном проекте представлены фрагменты уроков, направленные на повыше- ние мотивации учащихся к изучению географии посредством применения технологии проблемно-диалогического обучения.

3.1. Фрагмент урока географии по теме

«Подземные воды»

(6 класс)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временные затраты

Изучение нового

материала

Домашнее задание

Изучение нового материала начинается с вопроса:

«Куда исчезают лужи после дождя?»

Вопрос: «Знаете ли вы, как называются воды, которые находятся в земной коре?»

Следует вопрос: «А почему на асфальте лужи стоят дольше, чем на почве?»

Обозначает свойства водопроницаемых горных пород:

- пропускают воду

- состоят из крупных частиц, между ними много пустот и трещин

- насыщаются водами (пески, галечники)

Предлагает учащимся применить правило противоположностей и самостоятельно определить свойства водонепроницаемых пород.

Затем  задаётся следующий проблемный вопрос: «Может ли случиться так, что вода просочится очень глубоко, вплоть до мантии?».

Подводит итог: предлагает определить условия образования подземных вод.

Предлагает превратиться ненадолго в гидрогеологов, которые занимаются изучением подземных вод. Ставит перед учениками задача - обеспечить животноводче скую ферму чистой водой, пригодной для водоснабжения. Ручьев или родников в округе нет.

Через два-три метра на дне ко- лодца появилась вода. Однако вы заметили в стенках колодца и на его дне песок. Что будете делать?

Кроме того, вода на дне колод- ца быстро убывает. Почему?

Что будете делать дальше?

 «Зачем? — возража ет учитель — ведь вы же нашли хороший горизонт грунтовых вод».

Хорошо, копаем колодец глуб- же. Укрепляем стенки деревян- ными брусьями. Стало трудно копать, лопата упирается в твердую породу. Подняли ее в ведре наверх — темная плотная глина. Какой слой горных по- род вы вскрыли на дне колодца -водопроницаемый или водоупорный?

Верно. Вы вскрыли водоупорный слой. Над ним накапливаются грунтовые воды. Они образуют первый от поверхности посто янный водоносный горизонт. Грунтовые воды не прикрыты сверху водоупорными породами. Уровень их зависит от атмосферных осадков. В какое время года он должен повышаться?

В слоях горных пород между двумя водоупорными гори зонтами залегают межпластовые  воды. Эти воды также питаются атмосферными осадками, но в основном лишь в тех местах, где на поверхности обнажаются водоупорные и во- допро ницаемые слои. Иногда горизонт межпластовых вод за- легает чашеобразно. Если про- бурить скважину в центральной части такой чаши, скрытой в земной коре, то что будет происходить с водой?

Урок заканчивается выяснением значения подземных вод.

Учитель задаёт домашнее задание: ответьте письменно на следующие проблемные вопросы

1) Как вы думаете, почему лю- ди стараются брать воду из колодцев, а не из рек?

2) Что произойдёт с подземны- ми водами, если их расход бу- дет превышать пополнение за- пасов?

Отвечают:

«Впитываются в почву».

Отвечают: «Подземные»

В ходе рассуждений приходят к выводу о том, что разная поверхность по-разному впитывает воду, отсюда формулируют понятия «водопроницаемые» и «водонепроницаемые породы».

Заполняют таблицу (первый столбик)

Водопрони-цаемые породы

Водонепрони-цаемые породы

1.  Пропускают воду

2. Состоят из крупных частиц

3. Насыщаются водами (песок, галечник)

Заполняют таблицу (второй столбик)

Водопрони-цаемые породы

Водонепрони-цаемые породы

1. Пропускают воду

1. Не пропус-кают воду

2. Состоят из крупных частиц

2. Состоят из мелких частиц, не имеют пор и трещин

3. Насыщают-ся водами (песок, галечник)

3. Не насыщаются водами (глины, граниты)

Зная строение земной коры, учащиеся отвечают, что это невозможно.

Определяют  условия образования подземных вод:

1) атмосферные осадки, выпадающие в достаточном количестве;

2) способность горных пород, слагающих поверхность, пропускать воду

Ученики принимают решение: «Будем копать колодец».

Ученики предлагают закрепить его брусьями.

Отвечают: «Вскрыли водопрни- цаемый слой».

Ученики предлагают копать глубже.

«Это не грунтовые воды,— объясняют учащиеся – а верховодка, сезонные подземные воды. Они залегают близко к поверхности. Уровень их зависит от погоды. Прошли дожди — обводнился горизонт верховодки. Наступила сухая погода — и иссякли ее воды».

Отвечают: «Мы вскрыли водоупорный слой».

Отвечают: «Уровень грунтовых вод будет повышаться в сезон дождей».

Отвечают: «Вода будет подниматься по скважине, а иногда и фонтанировать из нее».

Работают с текстом учебника, делают записи в тетради.

Записывают домашнее задание

20 мин.

7 минут

3 минуты

3.2. Фрагмент урока географии по теме

«Восточная Сибирь»

(9 класс)

На изучение данной темы отводится два урока:

1 урок - характеристика района по плану (сбор информации).

2 урок - постановка проблемы, её проявления и пути решения проблемы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временные затраты

Постановка проблемы

В районе отсутствуют дорожно- транспортные магистрали и крупные железные дороги. От- сюда нарушается связь с други- ми районами, затрудняется то- варооборот, район несёт убыт- ки. Молодёжь не в состоянии выехать на учёбу, т.к. дорого обходится  авиаперелет. Недос- таток магистралей и ж/д ведёт к отдалению района от остальной России. Отсюда недовольство людей органами власти, жела-ние изменить как внутреннюю так и внешнюю политику, что пагубно скажется на экономии- ческой и политической стабиль- ности в районе. Что вы можете предложить для решения дан-ной проблемы?

Предлагает разделиться на группы и решить следующие проблемные вопросы:

1 группа:

Что необходимо сделать для реализации данного проекта?

2 группа:

Что уже сделано для решения данной проблемы?

3 группа:

Докажите, что данный проект действительно улучшит сложившуюся ситуацию в районе.

Обсуждение проблемных вопросов:

Что необходимо сделать для реализации данного проекта?

Что уже сделано для решения данной проблемы?

Докажите, что данный проект действительно улучшит сложившуюся ситуацию в районе.

Учащиеся предлагают следующее  решение: создать проект по стро- ительству железных дорог и ма- гистралей.

Работают в группах

Отвечают: «Для реализации дан- ного проекта необходимо

1. выделение финансовых средств из бюджета страны;

2. организация конкурса на строительство магистрали или железной  дороги среди крупных компаний;

3. нельзя отдавать управление магистралью или ж/д в частные руки, т. к. это может привести к дестабилизации цен в сфере транспортных услуг.

Отвечают: «Существует множество проектов создания ж/д магистралей: Полярно- Сибирс- кая (Салехард - П. Анадырь); Северо-Сибирская (Нижневар- товск - крайняя восточная точка России). К сожалению данные проекты не реализованы.

Приводят доводы за необходи- мость реализации данного проек- та:

- Появление новых вакантных мест

- Привлечение большого числа людей для строительства магис- тралей

- Образование центров для про-живания рабочих, впоследствии преобразуемых в города.

  1. Увеличение объёма транс- портировки полезных ископае- мых и природных ресурсов, улуч- шение экономической ситуации в районе
  2. Наличие магистралей поз- волит освоить обширные незасе- лённые территории

25 минут

3.3. Фрагмент урока географии по теме

«Ветер»

(6 класс)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временные затраты

Изучение нового материала

Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний ве- чер, за окнами вьюга. Вы со своей семьей сидите у камина и слушаете, как трещат дрова.

Проблемный вопрос: «А куда девается дым? Почему он не за- ходит в комнату?»

Почему дым вытягивается в трубу?

Сейчас мы с вами попробуем решить этот вопрос. Для этого необходимо определить, какая схема нагрева воздуха является верной:

1) Солнце - нагрев воздуха –нагрев земной поверхности.

2) Солнце - нагрев земной пове- рхности–нагрев воздуха.

- Из этой схемы следует, что воздух нагревается от земли?

- Равномерно ли нагревается воздух?

- От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхнос- тью?

- Какие типы подстилающей поверхности вы знаете?

- Над какой поверхностью воздух прогреется больше, и над какой меньше?

- Как изменяется температура воздуха с изменением высоты?

- Какой воздух легче теплый или холодный?

- Значит, над хорошо прогретой поверхностью воздух будет нагреваться,  и  подниматься вверх. А давление при этом будет уменьшаться или увеличиваться?  

- С высоты опустится холодный воздух, давление при этом увеличится или уменьшится?

- Значит, более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха. Соглас- ны?

Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении.

– Назовите пример такого явления.

Верно, тема нашего   урока «Ветер». Мы познакомимся с понятием «ветер», причиной образования ветра, с различными его видами, узнаем, какое значение он играет в природе и жизни человека.

Мы уже выяснили, что перемещение воздуха над земной поверхностью в горизонтальном направлении это и есть ветер.

- А какова причина возникнове- ния ветра? Но прежде давайте ответим на проблемный вопрос, который возник перед нами в начале урока. Почему дым вытягивается в трубу?

Таким образом, мы можем сделать вывод, что главная причина возникновения ветра – это…

Проблемное задание:

- Определите, в каком направлении будет дуть ветер?

А 740 мм – Б 750 мм            

А 763 мм – Б 758 мм

А 754 мм – Б 752 мм

- В каком случае ветер будет дуть сильнее?

- Почему?

Слушают учителя.

Отвечают: «Дым выходит в тру- бу».

???

(затрудняются ответить)

Отвечают: «Вторая схема нагрева воздуха является верной».

Отвечают: «Верно».

Отвечают: «Нет, неравномерно»

Отвечают:

1. От угла наклона солнечных лучей

2. От характера подстилающей поверхности

Отвечают: «Вода, песок, трава, лед, снег и т.д.».

Отвечают: «Больше – вода, песок; меньше – лед, снег».

Отвечают: «Понижается на 5-6 градусов с поднятием на каждый километр».

Отвечают: «Тёплый».

Отвечают: «Давление при этом будет уменьшаться».

Отвечают: «Давление при этом увеличится».

Отвечают: «Да»

Слушают.

Отвечают: «Ветер»

Слушают.

Отвечают: «На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. Дым движется из области высокого давления в область низкого».

Отвечают: «Разница в атмосферном давлении».

Отвечают:

(из Б в А)

(из А в Б)

(из А в Б)

Отвечают: «В первом случае ветер будет дуть сильнее»

Делают вывод: «Чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер».

20 минут

Заключение

В качестве средства повышения мотивации обучающихся к изучению геогра- фии мной была выбрана технология проблемного - диалогического обучения, в связи с этим в проекте представлены разработки фрагментов уроков географии с применением технологии проблемно-диалогического обучения. Представленные  фрагменты уроков предстоит апробировать во втором полугодии, кроме этого я планирую разработать целую систему уроков с применением технологии проблемно-диалогического обучения, так как  эффективность любого обучения определяется его системностью.

После проведения системы подобных уроков я планирую повторно провести анкетирование обучающихся с целью изучения мотивации к изучению географии.

Наряду с применением технологии проблемно-диалогического обучения  на отдельных этапах урока, мной рассматриваются возможности осуществления проблемно-диалогического подхода к изучению целых тем. Но уже сейчас существует большая доля уверенности в том, что подобные уроки позволят всецело реализовать цель данного проекта.

Безусловно, проблемно-диалогическое обучение – обязательный признак современного урока, это средство повышения мотивации обучающихся к изучению географии. Преодоление интеллектуальных трудностей, преград – это есть интеллектуальное развитие личности. Проблемные задания, ситуации на уроке, служат мотивацией познавательной деятельности школьников и вызывают интерес к предмету география.

Список литературы:

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: По- собие для учителя. – М.,2006г.

2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, пред- метная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образо- вание для всех. Сб. материалов. –М., Баласс. 2006г.

3. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: Учебное пособие.-М., «Просвещение», 1997г.

4. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе, М., «Просвещение»,1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" "

Презентация будет полезна для занятий в школе молодого учителя. Она раскрывает основную суть данной технологии по УМК "Школа-2100"...

Технология проблемно-диалогического обучения в обучении иностранным языкам.

В последние годы активно стали разрабатываться новые подходы к обучению школьников. Одним из таких подходов является технология проблемно-диалогического обучения....

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...