Открытый урок литературы в 6 классе по творчеству М.М.Пришвина
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Материалы к уроку и презентация. Урок называется Здесь мало увидеть,здесь надо вглядеться...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл images1_1.pptx2.17 МБ
Файл zdes_malo_uvidet.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образы и настроения пейзажной лирики А.А.Фета и Е.А.Баратынского

Слайд 2

Евгений Абрамович Баратынский (1800 -1844) БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович [1800-1844] – поэт, представитель пушкинской плеяды. Из старинного польского рода, поселившегося в XVII в. в Россию. Воспитание Баратынский получил первоначально в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности - кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища - был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу. Эта кара сильно потрясла Баратынского и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу. С целью снять тяготевшее клеймо Баратынский поступил рядовым в один из петербургских полков. Нижним чином Баратынский прослужил семь лет (из них пять лет в Финляндии) и только в 1825 был произведен в офицеры. После производства вышел в отставку, последующие годы он жил то в Москве, то в своих имениях. Умер во время заграничного путешествия, в Неаполе, 44 лет от роду.

Слайд 10

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 -1892) В 1835—1837 годах учится в немецком частном пансионе и начинает писать стихи, проявляет интерес к классической филологии. В 1838—1844 годах — учёба в Московском Университете. В 1845 году — поступление на военную службу. 1858 — поэт уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве 1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин . 1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни» 1892, 21 ноября — кончина Фета в Москве. Похоронен в селе Клейменово .

Слайд 17

Гармония Жизнь Любовь Душа

Слайд 18

Домашнее задание: Закончить составление сборника стихов. Включить в сборник стихотворения авторов, с которыми познакомились сегодня на уроке. Написать свое произведение о весне (стихотворение, рассказ, сказка, рисунок)



Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 6 классе.

«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»

(Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»)

Тип урока:  

  1. обобщающий урок;
  2. урок подготовки к сочинению-миниатюре.

Вид урока:

  1. мастерская ценностных ориентаций.

Цели урока:

  1. воспитание ценностного отношения к людям, к жизни через переосмысление текста и содержания произведения;
  2. создание авторского текста.

Задачи урока:

  1. рассмотреть жанровое своеобразие произведения;
  2. выявить особенности композиции
  3. раскрыть смысл названия произведения;
  4. развить навыки коммуникаций устной и письменной речи;
  5. уметь анализировать отдельные эпизоды и определять их роль в произведении.

Эпиграф.

Наибольшей ценностью, которой обладает человек, является его жизнь.

А.Сандей

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас заключительный урок по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». (Слайд №1).
  2. Наша тема «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (Слайд №2).

  Мы рассматривали  с вами сюжет, познакомились с очаровательными, смелыми, заботливыми ребятами, Настей и Митрашей. Подробно анализировали отдельные эпизоды и определяли их роль в произведении.

  1.  А сегодня постараемся разобраться, почему по жанру это произведение является сказкой-былью; в чем особенность композиции этого произведения; почему произведение называется «Кладовая солнца», какой смысл вложил автор в это название.
  2.   Вслушайтесь в эпиграф к уроку. В конце урока мы попробуем выяснить, почему же главная ценность – это жизнь?
  1. Работа над определением жанра «Кладовой солнца».
  1. Итак, начнем. М.М.Пришвин своему произведению сам дал жанровое определение – сказка-быль.

- А что же такое жанр? ( Жанр – это вид художественных произведений).

- Какие виды совместились в изучаемом произведении? ( Сказка и быль).

- Дайте определение были. ( Быль – это история о том, что действительно было). (Слайды №3, 4, 5, 6).

- А что такое сказка? ( Сказка – это произведение, основанное на вымысле). (Слайд №7)

- В какой момент герои произведения подходят к границе сказки? ( Во время спора у Лежачего камня).

- Сделайте вывод о жанре произведения. ( В сказке-были есть правда, т.е. реальность жизни, и вымысел, т.е. фантастика).

- А через какие образы и события это передается в «Кладовой солнца», вспомните и запишите их в свои технологические карты.

2. Работа учащихся с технологическими картами.

3. Записи зачитываются и проверяются с записями учителя на слайдах.

4. Ребята, а теперь на основе записей постарайтесь ответить на вопрос :

- Какие извечные проблемы поднимает М.М.Пришвин через сказку, а какие через реальность? (Через сказку поднимается проблема добра и зла. Символом добра является собака Травка, а символ зла – волк Серый Помещик. Через реальность – проблема жизни и смерти. Великая Отечественная война – символ смерти, дети – жизнь.)

  Вот мы и выяснили, насколько необычен жанр сказки-были «Кладовая солнца».

  1. Работа над композицией сказки-были.

А теперь обратимся к построению произведения.

- Каким термином называют построение произведения? (Композиция).

- Одинакова ли композиция авторского произведения и сказки? (Нет).

- Давайте вспомним, из каких частей состоит композиция авторского произведения (Слайд №8)

- А теперь вспомните, какие элементы композиции в сказке звучат иначе? (Зачин, концовка).

- Каждый герой сказки преодолевает препятствия на свое пути.

  1. Работа над смыслом названия сказки-были.

1.  Вот мы увидели, что в произведениях большую роль играет жанр и композиция. На их основе строится произведение. Но немаловажную роль играет и название произведения. Очень часто именно в нем заключена  идея. (Слайд №9)

- Обратимся к тексту. В каком эпизоде мы впервые встречаемся с фразой «Кладовая солнца»? ( При описании Блудова болота).

- Перечитаем этот отрывок ( Выразительное чтение).

- Что автор называет «кладовой солнца»? Подчеркните эти слова в тексте.

- С помощью ассоциаций передайте значение слов «кладовая» и « солнце». Запишите 5-6 слов-ассоциаций в таблицу.

- Посмотрите на записи друг друга и те слова, которые вам понравились, заинтересовали, перепишите себе.

- Познакомьтесь с моими словами и те слова из моего списка перепишите себе. (Слайд № 10)

- Еще раз внимательно посмотрите свои записи и составьте словосочетания, выбрав слова из двух колонок. Они должны быть связаны между собой по смыслу.

- Подчеркните два наиболее важных для себя словосочетания и с их помощью дайте определение, что же такое «Кладовая солнца». (Выслушиваются варианты : хранительница тепла, кладезь жизни, красота природы, чудо света и т.п.).

2. А теперь давайте вернемся к теме урока.

- Какое значение «Кладовой солнца» мы увидели, когда просто прочитали?

- А когда всмотрелись? ( Слайд №11)

- А связаны ли между собой слова «торф» и «жизнь»? (Да. Торф – это огонь, огонь –это очаг, очаг – это семья, семья – это жизнь)

  1. Рефлексия.

1. А сейчас подумайте и запишите в нескольких фразах:

- Что я могу назвать «Кладовой солнца» в своей жизни? Какая она, моя «Кладовая солнца»?

2. Зачитайте.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение по произведению. В чем смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

  И урок мне хотелось бы закончить такими словами: «В смысле жизни все имеет большое значение: что мы говорим, о чем думаем, что делаем и как поступаем; как относимся к людям; как относимся к природе; как относимся к трудностям, что ценим, к чему стремимся, что оставим после себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе по творчеству Платонова.

Конспект урока и презентация на тему: "Платонов - писатель будущего" (по рассказу "В прекрасном и яростном мире"). Технология развития критического мышления....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...