Крнспект урока литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" и презентация
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Галкович  Оксана Вячеславовна

Данный конспект предназначен для учащихся 7 класса. 

Цель: 1) познакомить учащихся  с  рассказом А. Платонова «Юшка»;

           2) углубить представление  учащихся  о платоновской «формуле жизни»;

           3) раскрыть емкость и философичность содержания платоновского рассказа;

           4) рассмотреть образ главного героя  со стороны главных законов человеческого бытия ;

           5) воспитывать у учащихся  сострадание  к людям, взаимопонимание, доброту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                  Краснодарского края   Новопокровского района                

                                  учитель русского языка и литературы        

 

Урок литературы в 7 классе. «Уметь любить человека» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Цель: 1) познакомить учащихся  с  рассказом А. Платонова «Юшка»;

           2) углубить представление  учащихся  о платоновской «формуле жизни»;

           3) раскрыть емкость и философичность содержания платоновского рассказа;

           4) рассмотреть образ главного героя  со стороны главных законов человеческого бытия ;

           5) воспитывать у учащихся  сострадание  к людям, взаимопонимание, доброту.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка книг, портрет А. Платонова, сочинения учащихся, « Толковый словарь С.И.Ожегова».

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя об А.П. Платонове.(слайд  №3)

-Ребята, вам всем немного известно имя Андрея Платонова. В 6 классе мы изучали  его рассказ.

-Вспомните, как он назывался?  («Корова»)

-Сколько  книг выпустил А. Платонов? (23)

-Что еще вам известно о писателе?

1) Он проработал подручным мастера  на заводе и рабочим. У Платонова была большая семья.

2) При  жизни  он был не признан,  его произведения не печатались

Сегодня же мы продолжаем знакомство с героями А.Платонова.

 Информация о писателе .(слайд № 4)

Это был необыкновенный человек и писатель. Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет, он и сейчас как будто всматривается в вас. Что вы за люди? Его книги пробуждают и делают острее добрые чувства в человеке. Главная цель писателя: открыть людям истинный смысл и правду жизни, показать, какая радость это, понять мир и помочь ему стать на деле лучше...

II. Рассказ ученика о писателе от 1-го лица.

" Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже в семье железнодорожника в 1899 году. Настоящая моя фамилия Климентов.  Подписывать свои произведения я стал именем отца, старого паровозного машиниста. Многому у него научился - и в детстве, и потом, когда работал   у него на паровозе помощником машиниста.

    Десять лет назад в Ямской было все: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов - хаты, и много мужиков. Единственной музыкой слободы был церковный колокол. А по праздникам устраивались кровавые драки, бились до смерти, лишь изредка кричали: "Дай дух!" А потом снова начиналась драка. Вскоре для меня наступило время учебы, потом время работы. В одно время в семье было 10 человек, я - старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую ораву.

   

                                            Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                      Краснодарского края   Новопокровского района                

                                      учитель русского языка и литературы        

В 1918 г. я опубликовал в журнале "Железный путь" рассказ "Очередной" и несколько стихотворений.

     В 1927 году появились книги: "Епифановские шлюзы",  "Сокровенный человек"'; "Происхождение мастера" и др. Любимые герои в моей прозе чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, сироты, по своему душевному  состоянию - пребывают в своеобразном странствии,  скитальчестве. Человек для меня - это праздник.

III.  Работа с учебником. Чтение рассказа  « Юшка».    

IV. Выбор эпиграфа к уроку.(слайд  № 5-6)

  1.   Верю я, придет пора,

  Силу подлости и злобы

            Одолеет дух добра.                 (Б.Пастернак.)

  1.   Провозглашать я стал любви

  И правды чистые ученья;

            В меня все ближние мои

            Бросали бешено каменья        (М.Ю.Лермонтов.)

  1.    А он, мятежный, просит бури,

             Как будто в бурях есть покой.           (  М.Ю.Лермонтов.)

  1.     Я счастлив счастием, мне чуждым,

    И грустен горестью чужой;

    Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой.      (И.Суриков.)

- Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу  «Юшка" и почему?

Ответы детей: (слайд № 7)

-Я выбираю стихи  Б. Пастернака, потому что Юшка своим добром пытается одолеть силу подлости и злобы.

- Юшка готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте. Дети же бросают в него камни. Поэтому я выбираю 1-ю цитату из Лермонтова.

- Я выбираю 4 эпиграф Сурикова, потому что Ефим Дмитриевич готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте, отдавал ей свои деньги, а сам обходился так, он все делал для того, чтобы людям было лучше.

Слово учителя : (слайд № 8)

- Почему вы не выбрали 3-й эпиграф? (Юшка не бунтующий,  не мятежный, а очень тихий  безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому это высказывание к рассказу не относится)

 

- Откройте тетради, запишите тему урока и выбранный вами эпиграф.

                                         Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                  Краснодарского края   Новопокровского района                

                                  учитель русского языка и литературы        

V. Анализ произведения.

Многие исследователи творчества Платонова обратили внимание на исключительную точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п. А ведь мы знаем, что имя определяет многое в характере  и   судьбе человека.

VI. Словарная работа.(слайд  № 9)

- Что же означает слово  юшка? (Словарь Ожегова. Юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью, утрата ее губительна для людей.)

- Значение имени Ефим (благочестивый, благожелательный, священный). Имя героя определяет его назначение в произведении.

- Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия.

Слово учителя: (слайд № 10)

Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф.М. Достоевского:  "Человек есть тайна". Откровенно понятным в своей « нагой простоте»  кажется Юшка людям, рядом с  которыми он живет. И мысли, и душу которого они так и не смогли постичь - это оказалось для них тайной, и вот эту тайну и попробуем постичь.

(В ходе работы перерисовывается опорный конспект)

1) Каким же видят Юшку люди? (цитата)

2) Как он одевается?

3) Что он ест? Где живет?

4) Что знают о нем люди? (уход из деревни).

5) Почему в руках у него было мало силы? (он был тяжело болен туберкулезом)

6) Скажите, почему автор особо выделил его глаза?  (Глаза - зеркало души человека. Душой мы сострадаем, любим, ненавдим)

7) Любит ли Юшка работать? (Подтвердить текстом стр. 230-231)

8) Замечают ли Юшку окружающие? (Да) Юшка в разговоре с Дашей

утверждает : «Меня, Даша, народ  любит!»

Так ли это? Любит ли народ Юшку?

 Слово учителя: (слайд № 11)

Мы проследим по тексту, используя вопросы на доске, как

относились к Юшке взрослые, и как дети?

                                           I гр.'

Что влечет детей к Юшке? (ждут естественной реакции зло - на зло). Зло детей -проявление нормы и естества жизни.

-Почему Юшка не обижается на них? (цитата)

                                        Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                  Краснодарского края   Новопокровского района                

                                  учитель русского языка и литературы        

           

- Почему взрослые обижают и ненавидят Юшку?

-Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?                                                          

                                                 II гр.

- Чем отвечаем  людям  Юшка?

- Какое чувство они, взрослые, вызывают у вас? (Они омерзительны. Непохожесть, кротость Юшки взрослые не могут простить)

-Скажите,  осуждает ли автор Юшку  за такое молчание терпение? (Нет, чувствуется симпатия  автора к нему.)

Платонов пишет: «Он не отвечает ударом на удар: он знает, что бить злых - это бить детей. Прощение малых. Важно и истинно – видеть  во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый - это лишь изуродованный ребенок".

- Согласны ли вы с этим суждением автора?(слайд № 12)

Беседа по вопросам: (слайды № 13-14)

 -Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

- Куда каждый год на месяц уходил Юшка?

- Что же произошло, почему Ефим покинул этот мир? Чем помешал Юшка веселому прохожему?

- Почему Юшка осерчал, должно быть,  первый раз в жизни?(Каждый  человек ценен, неповторим каждый человек)

- Может, не надо было серчать?

(обращение к опорному конспекту)

- Почему людям без Юшки стало грустно? Можем ли мы тоже сказать: «Прости нас, Юшка?»

- Случалось ли вам просить прощения у кого-либо? И стоит ли это

: делать?

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?

- Назовите основные качества Юшки.

-Можно ли Юшку считать человечным? (Составление кластера) (слайды  № 15-16)

Слово учителя.  (слайд № 17)

 Библия учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов, так поступает и Юшка.

 «Побеждай зло добром», - сказано в Библии. То же самое делает Юшка.

- А считаете ли вы, ребята, себя нравственными, человечными   людьми?

Поучение Владимира Мономаха:  «Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым»

- Что общего между горьковским Данко и Юшкой? (В легенде о Данко безымянный человек наступил на гордое сердце.  А в рассказе  «Юшка»  веселый  

прохожий, тоже безымянный , посмеялся над Юшкой. В легенде Горького: «Люди, радостные, не заметили смерти Данко и не видели, что рядом с трупом Данко

                                         Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                  Краснодарского края   Новопокровского района                

                                  учитель русского языка и литературы        

пылает его сердце». В рассказе «Юшка»:  «Полежав ,Юшка перевернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся».  Хотя Юшка был через некоторое

время замечен столяром, но мы можем  сказать, что они уходят из жизни незамеченными. Один гордый, смелый и добрый. Другой тихий, терпеливый и очень добрый).

VI. Заключительная часть урока. Чтение фрагментов из сочинений учащихся на тему:  «Какого человека я считаю красивым?»

-  Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком?

- Так что же значит по-вашему любить человека?

      Слово учителя.(слайд  № 18)

 К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды.

    1) А. П . Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как  теперь он не видит и не слышит других».

    2)  Вы учили в 5 классе стихотворение Александра Яшина  «Спешите делать добрые дела». Кто помнит его? Прочтите это стихотворение.

Учитель. Мы сегодня говорили о добре и милосердии. Какие мысли возникли у вас после нашего разговора?

   3) Закончим урок словами, начертанными на могиле другого доброго человека - доктора  Ф.П.Гааза:  «Спешите делать добро, пока не стало поздно!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Урок литературы "Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева "Кусака"

На уроке используются различные приёмы стратегии смыслового чтения как один из планируемых результатов освоения учебных программ....

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»

В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму"....

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой”

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой&rdquo...

Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического".

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме: "Рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического"....

Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала".

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала": особенности композиции и поэтика"....