Технология проведения литературного турнира.
методическая разработка по литературе по теме

АНТИПОВА ТАТЬЯНА ВАДИМОВНА

В материале рассказывается о том, что такое литературный турнир и как его проводить. На моей страничке представлен сценарий литературного турнира для 10 класса (Гончаров "Обломов" - Тургене "Отцы и дети".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_turnir._tehnologiya_provedeniya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

     Литературный турнир – это форма урока, проходящего как соревнование команд. Конкурсы, входящие в турнир, всегда одинаковы: «Разминка», «Тесты», «Создаем литературный образ», «Мир литературных вещей», «Конкурс капитанов», «Домашнее задание», «Азартные игры», «Конкурс болельщиков». Турнир целесообразно проводить после изучения нескольких произведений разных авторов, так как  технология проведения предполагает анализ больших объемов текста.

В зависимости от возраста школьников турниры продолжаются от полутора до двух часов. Наиболее оптимальное время – сдвоенный урок.

     К литературному турниру необходимо готовиться заранее. Команды получают домашнее задание, состоящее из двух частей. Учитель должен обязательно проверить его, прежде чем команда выйдет на турнир. В процессе изучения произведений учитель должен акцентировать внимание на вопросах, которые могут быть предложены на турнире; необходимы подробные комментарии к тексту произведения, а также внетекстовому материалу.

     Литературный турнир позволяет

  1. реализовать нестандартный подход к произведению, т. к. предполагается доскональное знание его текста;
  2. сочетать принцип научности в подходе к тексту с занимательным литературоведением;
  3. сделать изучение литературы увлекательным, интересным и глубоким;
  4. понять, что в художественном произведении часто нет однозначных ответов;
  5. создать психологический комфорт и возможность реализовать себя.

ОПИСАНИЕ КОНКУРСОВ.

        Конкурс «РАЗМИНКА» (первая часть домашнего задания).        

        

Цель: научить формулировать проблемные вопросы и отвечать на них.        

     Команды готовят по 3 – 5 вопросов сопернику по теме турнира, после ответа соперников дается правильный ответ.

Максимальная оценка – 3 балла.

Учитель ориентирует школьников на определенные типы вопросов: биографические, связанные с хорошим знанием текста, концептуальные. Ученики должны понять, что, формулируя вопрос, они обнаруживают, показывают понимание предмета обсуждения, его специфику. Жюри оценивает и качество самого вопроса, и данный ответ, иначе не избежать неосмысленных, случайных, «крохоборческих» вопросов, направленных на то, чтобы «поймать» противника.

Рассмотрим примеры удачных и неудачных вопросов:

  1. «Какой рассказ написал Чехов в 1885 году?» (7 класс) Подразумевался ответ – рассказ «Унтер Пришибеев». В 1885 году Чехов написал 90 рассказов, но ученики могут и не знать этого, но им известно другое: в 1890 году Чехов ездил на Сахалин. Уместнее было бы спросить: когда был написан рассказ «Унтер Пришибеев»  – до поездки на Сахалин или после?
  2.  « Какого цвета были глаза и волосы у Евгения Онегина?» Очень интересный вопрос, если будет дан комментарий: Пушкин не описывает внешность Онегина, потому что это поэту это не нужно. Для автора важна внутренняя жизнь героя, а не его внешность. Это же касается и Татьяны Лариной.
  3.  «Какую книгу в романе Лермонтова читает Печорин?» В этоМ вопросе не хватает одного слова, чтобы он был оценен максимально: «Какую книгу  читает Печорин перед дуэлью?» (В. Скотт «Пуритане»).

Важно объяснить ученикам, что вопросы для разминки должны затрагивать важные и интересные факты в произведении или биографии автора.

        Конкурс «ТЕСТЫ».

Цель: проверка знания текстов произведений и биографии авторов.

     Это конкурс можно считать базовым, потому что он показывает основательность подготовки школьников к турниру. Тесты распадаются на две группы. Одна рассчитана на проверку знания текстов и необходимого внетекстового материала. Вторая – на проверку понимания художественного мира писателя, его проблематики и художественного своеобразия. Чем младше школьники, тем больше вопросов первой группы должно быть. Каждый ответ оценивается от 0 до 2 баллов.

     Примеры тестовых вопросов:        

  1. Почему чиновники поверили в то, что Хлестаков – ревизор?
  1. Они были предупреждены письмом (1)
  2. Хлестаков был одет по-столичному (1)
  3. Каждый знал за собой грехи и потому боялся ревизора (2)

  1. Как Николай I относился к Пушкину? (7 – 8 класс)
  1. Хорошо: он дал Пушкину чин камер-юнкера и позволил бывать на придворных балах (0)
  2. Плохо: он дважды отправлял Пушкина в ссылку (1)
  3. Противоречиво: дал возможность работать в архивах и объявил себя цензором поэта (2)

Учитывая  то, что в ЕГЭ по литературе нет тестовой части, можно не вносить коррективы в конкурс «ТЕСТЫ». Возможно, целесообразно несколько изменить форму этого конкурса, включив в него вопросы части В ЕГЭ по литературе.

Конкурс «МИР ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЕЩЕЙ».

Цель: формировать умение видеть художественную деталь в тексте и понимать ее смысл, ощутить достоверность, «фактуру» предмета, «спрятанного» за словом, воспринять его в реальности и выработать привычку делать это при чтении постоянно.

     Это один из самых интересных и любимых конкурсов. Учащиеся могут воочию увидеть предмет, который в произведении только назван.

Командам предлагается набор «литературных» предметов, которые надо «опознать». Выбор предметов для конкурса должен быть обусловлен задачей поговорить о специфической роли вещи в художественном произведении.

  1. Эта вещь может быть важной психологической деталью в характеристики персонажа (пряничный петушок, который нес пьяный Мармеладов детям Катерины Ивановны или стеганый халат Ленского, а потом Обломова).
  2. Это может быть вещь-символ, допускающий неоднозначность интерпретаций (топор во сне Гринева неизбежно потянет за собой топор Раскольникова).
  3. Возможна и вещь-характеристика героя: например, Георгиевский крестик на шинели Грушницкого -   очень говорящая деталь.
  4. Но и «нефактурная» вещь может дать повод для разговора: сухарики из черного хлеба («Обломов») показывают принципиальную разницу в русском и немецком характере.

     Конкурс можно усложнить «обманками» - предметами, которые не принадлежат анализируемым произведениям, т. к. связаны с другой исторической эпохой. Например, зубная паста на турнире, посвященном произведениям  19 века, или вата на турнире по романам «Отцы и дети» и «Обломов».

     В этом конкурсе организаторов подстерегает значительная трудность – малое число вещных деталей в произведении. Найти такие предметы у Пушкина и Гоголя не составляет труда, а вот у Лермонтова и Толстого мир вещей представить довольно сложно. В этом случае можно использовать в качестве предметов книги, которые читают герои.

Конкурс «СОЗДАЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ».

Цель: научиться видеть литературный персонаж как живое лицо и выделять в тексте способы раскрытия его характера (речевая характеристика, портрет, манера поведения и т.п.).

     Ведущий турнира-урока читает вслух по очереди для каждой команды определенный набор текстов. Игроки должны на слух определить, из какого произведения прочитан отрывок, и ответить на конкретные вопросы:  чей это портрет; кто это говорит; о ком это говорится; кто пишет это письмо; кому снится этот сон; кто владелец этой вещи, и др.

     Вот некоторые примеры:

  1. Чей это дом?

«…вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота».

(Капитана Миронова).

  1. Кто пишет это письмо?

     «Помнишь, как мы с тобой беседовали, обедали на-шерамыжку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля?»

(Хлестаков пишет Тряпичкину)

Конкурс «Создаем литературный образ» дает возможность проследить развитие сквозных тем, мотивов, образов.

  1. Например, можно предложить командам для определения сны персонажей: Гринева, Татьяны Лариной, Раскольникова, Свидригайлова, Базарова и др.
  2. Интересно определить и сравнить портреты немцев в русской литературе: у Пушкина, Гончарова, Толстого, Достоевского.
  3. Образы двух столиц – еще одна сквозная тема. Тут можно собрать всю Москву (Грибоедов, Пушкин, Булгаков, Цветаева, Есенин) и весь Петербург (Пушкин, Достоевский, Некрасов, Блок)
  4. Интересно сравнить образы природы: гроза (Лермонтов, Островский, Гоголь, Булгаков) или метели (Пушкин, Гоголь, Блок)

Конкурс КАПИТАНОВ.

Цель: выявление индивидуального интеллектуального уровня лидеров команд.

     Каждый капитан получает в напечатанном виде два задания. Характер заданий может быть различными:

  1. «редактирование»: исправить смысловую, фактическую ошибку в предложенном тексте («Оно, конечно, Наполеон герой, но зачем же стулья ломать?»; «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Картинами»)
  2. Исправление географических или топографических ошибок (заменить яицких казаков на донских или Казань на Рязань во фрагментах из «Капитанской дочки»)
  3. Задания, связанные с работой над поэтическим текстом, предполагают написание мини-сочинения (5-8 предложений): сравнить ритмический рисунок двух фрагментов и т.п.

Конкурс «АЗАРТНЫЕ ИГРЫ».

Цель: научить нестандартно мыслить в экстремальной ситуации; подключать знания из других дисциплин.

     Этот конкурс является кульминацией турнира, т.к. дает возможность получить большое количество баллов, но одновременно и потерять уже набранные баллы. Этот конкурс проходит следующим образом.

У ведущего на столе лежат рубашкой вверх 12 карт. Достоинство карты обозначает «стоимость» вопроса (от 1 до 5 баллов), кроме этого, лежат два «Джокера», стоимость которых не указана. Капитаны по очереди берут карты, и команда ищет ответ в течение 30 секунд. Если попался «Джокер», от него можно отказаться или передать сопернику. Только после этого объявляется его «стоимость».        

Оценка конкурса: за неправильный ответ на вопрос в 5 баллов команда теряет 1 балл; в 4 балла – потеря 2 баллов; в 3 балла – потеря 3 баллов; в 2 балла – потеря 4 баллов; в 1 балл – потеря 5 баллов.

Вопросы в «Азартных играх» могут быть любого содержания. Все интересное, что не вошло в предыдущие конкурсы, может стать темой вопроса, но лучше приберечь что-то неожиданное, с «изюминкой», потому что сам конкурс имеет азартны характер.

Вот примеры вопросов для «Азартных игр»:

  1. Василий Теркин говорит о себе: «Я вторую, брат, войну на веку воюю». Какую первую войну подразумевает герой Твардовского?
  2. Сколько книг прочит за свою жизнь Ляпкин-Тяпкин?
  3.  Как переводится фамилия Штольц?
  4. Онегин дважды нарушил дуэльный кодекс. Какие это были нарушения?
  5. Какой чин носил отец Татьяны Лариной?

Конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ».

Цель: формирование умения составлять картотеку; формирование умения писать мини-сочинение.

Это задание состоит из двух частей:

  1. Составить картотеку по изучаемым произведениям: выписать и растолковать пословицы, поговорки и крылатые выражения из изучаемых произведений «Капитанская дочка», «Ревизор») или выписать имена всех зарубежных писателей и поэтов, которых Пушкин упоминает в «Евгении Онегине»
  2. Написать мини-сочинение, в котором проанализировать круг чтения героев, сделать обобщающие выводы .
  3. Как вариант темы мини-сочинения можно предложить интерпретацию событий, допускающих разные оценки. Например, почему Печорин помчался вслед за Верой; можно ли назвать Чацкого глупцом, и т.п. Здесь возможно использование материалов для подготовки к ЕГЭ.

Конкурс БОЛЕЛЬЩИКОВ.

Цель: подключить к активному участию всю аудиторию.

Конкурсы болельщиков проводятся тогда, когда команды работают над обдумыванием заданий. Этот конкур имеет двоякое значение:

  1. каждый болельщик получает за правильный ответ 1 балл и работает на победу в личном зачете;
  2. победившие болельщики команды приносят ей 2 очка.

Материалом для конкурса болельщиков могут послужить все вопросы, не вписавшиеся в конкурсы: биография писателей и сопутствующий биографический контекст; интересные факты, предположения; задание «продолжи цитату» и т.п.

     В этом выступлении рассмотрена общая схема проведения турнира-урока. Разумеется, учитель может изменить ее под конкретный класс, конкретную ситуацию. Возможно использование отдельных конкурсов, изменение порядка их проведения, сокращение или дополнение содержания. Учитель может соединять произведения по своему усмотрению или вообще отказаться от таких комбинаций и работать только с одним произведением. К сценарию следует относиться как к «конструктору»  из которого учитель составляет то, что нужно ему в данный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по произведению И. С. Тургенева "Муму".

Данная презентация позволяет повторить рассказ....

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина...

Литературный турнир. 10 класс.

Литературный турнир по романам И. А. Гончарова "Обломов" и И. С. Тургенева "Отцы и дети"...

«Литературный турнир по произведению И.С.Тургенева «Муму» в 5 классе

Урок-обобщение по произведению Тургенева И.С. "Муму". 3-й урок в теме....

Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина

Игра, целью которой является обобщение и закрепление знаний учащихся по сказкам А.С.Пушкина, а так же совершенствование умения читать и анализировать произведения поэта через формирование положительно...

Литературный турнир

Сценарий внеклассного мероприятия для 6 классов Цели: поощрение детского чтения, приобщение к книге и библиотеке.Оборудование: книжная выставка, карточки с заданиями.Предварительная по...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...