Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-5-liter-belenkiy.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)

 СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

  Заседание ШМО                  Зам. директора по УВР                Директор школы № 2        

    Протокол № ____                        Казикова Е.В.                             Корчагина Н.С. _________________                 __________________                    _________________

«___»_______20__г.               «___»_________20__г.                  «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО   ЛИТЕРАТУРЕ

для 5-А класса

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2012-2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Практическая часть программы.
  5. Программно-методическое обеспечение.
  6. Обязательные результаты обучения.
  7. Список литературы для учителя.
  8. Список литературы для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И. Ляссого (М.: Мнемозина, 2009).  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе являются:

  1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.
  3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.
  4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 105 часов (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п\п

Разделы  

Кол-во часов

по разделам

1.

Введение. О художественной литературе и чтении

3

2.

Мифы

12

3.

Устное народное творчество

15

4.

Сказочные события и герои в литературе

22

5.

Басни

6

6.

Человек перед лицом жизненных испытаний

22

7.

Поэзия природы

10

8.

«Идёт война народная, священная война!..»

4

9.

Рассказы о твоих сверстниках

8

10.

Резервные уроки

3

                                                                                 Итого:

105

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Содержание

Раздел

(часы)

Тема

(часы)

Дата

(нед)

I четверть. Сентябрь.

1

2-3

4

5

6

7-8

9

10-11

12-13

Введение. О художественной литературе и чтении

О художественной литературе и чтении

Проекты «Путешествие в Книгоград»

Мифы

Мифы Древнего Египта «Путешествие солнечной Ладьи»

Мифы Древней Греции «Олимп»

Мифы Древней Греции «Ночь, луна, заря и солнце»

Мифы Древней Греции «Орфей и Эвридика»

Мифы Древней Греции «Пигмалион»

Мифы Древней Греции «Подвиги Геракла»

Гомер «Одиссея»

3

12

1

2

1

1

1

2

1

2

2

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

5 н.

Октябрь.

14-15

16

17

18

19-20

21

22-23

24-25

26-27

Мифы древних славян

Устное народное творчество

Народные сказки

«Коршун и кошка». Египетская сказка

«Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Русск. сказка

«Белая уточка»

Внеклассное чтение. «Царевна-лягушка»

О легенде и предании

Загадки

Пословицы и поговорки

15

2

1

1

1

2

1

2

2

2

6 н.

7 н.

8 н.

9 н.

II четверть. Ноябрь.

28

29

30

31

32-36

Народный кукольный театр

«Петрушка Уксусов»

Проекты по разделу «Устное народное творчество»

Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

22

1

1

1

1

5

10 н.

11 н.

12 н.

Декабрь.

37-38

39-42

43

44

45-46

47

48-49

О стихотворной речи

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

Х.К. Андерсен «Истинная правда»

Сказки о гонимой падчерице. Е.Л. Шварц

Ш. Перро «Золушка»

«Золушка» Кинокомедия

П.П. Бажов «Каменный цветок»

2

4

1

1

2

1

2

13 н.

14 н.

15 н.

16 н.

17 н.

III четверть. Январь.

50

51

52

53

54

55

56

57

58

П.П. Бажов «Каменный цветок»

Внеклассное чтение. Сказы П.П. Бажова

Проекты по разделу «Сказочные события и герои»

Басни

И.А. Крылов «Волк на псарне»

И.А. Крылов «Демьянова уха»

И.А. Крылов «Квартет»

И.А. Крылов «Волк и ягнёнок»

Басни Эзопа, Лафонтена и И. Крылова

Проекты по разделу «Басни»

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18 н.

19 н.

20 н.

Февраль.

59-61

62

63-67

68-71

Человек перед лицом жизненных испытаний

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

А.В. Кольцов «Косарь»

И.С. Тургенев «Муму»

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

22

3

1

5

4

21 н.

22 н.

23 н.

24 н.

Март.

72-73

74-76

77-80

В.М. Гаршин «Сигнал»

Л.Н. Андреев «Кусака»

А.И. Куприн «Белый пудель»

2

3

4

25 н.

26 н.

27 н.

IV четверть. Апрель.

81

82

83

84

85

86

87-89

90

91-93

94

Поэзия природы

А.С. Пушкин «Обвал»

Ф.И. Тютчев, стихотворения

А.Н. Майков, стихотворения

К.Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал…»

Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»

Проекты по разделу «Поэзия природы»

К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона»

Е.И. Носов, рассказы

«Идёт война народная, священная война!..»

Стихотворения о Великой Отечественной войне

В.М. Шукшин «Жатва»

10

4

1

1

1

1

1

1

3

1

3

1

28 н.

29 н.

30 н.

31 н.

32 н.

Май.

95-96

97-98

99-100

101-102

103-105

Рассказы о твоих сверстниках

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

В.А. Солоухин «Мститель»

Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка»

Проекты «Любимые книги, любимые авторы»

Резервные уроки

8

3

2

2

2

2

3

33 н.

34 н.

35 н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Классное сочинение (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»; И.С. Тургенев    «Муму»; Л. Андреев «Кусака»)

3

Домашнее сочинение (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)

1

Проекты                       (устные, изобразительные работы, презентации)

6

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого / М.: Мнемозина, 2009.
  2. Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. / М.: Мнемозина, 2010.
  3. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". / М.: Мнемозина, 2008.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  1. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  2. владеть различными видами пересказа;
  3. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  4. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  3. Беляева Н.М.  Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
  4. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  5. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  6. Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.:  СОЮЗ, 1998
  7. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2002
  8. Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.
  9. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. В.П.Журавлев.  Читаем, думаем, спорим… 5 класс.-  М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...