Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму".(Урок №3).
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

 

Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму». (Урок №3). Тема:" Герасим и Муму." Обучающие цели: раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_3_po_rasskazu_i.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму». (Урок третий) Тема: Герасим и Муму.

   Цели урока:

 Обучающая: раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости

 Развивающая: научить учащихся навыкам исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом; углубить навыки общения в группах;

Воспитывающая:  развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его

личности;   формирование  коммуникативной компетенции

                                                      Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного.

- Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

(потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.)

  1. Изучение новой темы. Герасим и Муму.

- Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?

 - Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

( Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».)

-Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей?

( Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой… )

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

-Пересказ эпизода о пропаже Муму.

4. Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала?

(Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.)

- Какой вопрос вам хочется задать  автору, мне, себе?

 - Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?

 - А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал?

5. Работа в группах.

     а) Аналитическое чтение сцены ухода. Задание: подчеркнуть глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя. ( усердно и безостановочно шагал, спешил без оглядки, спешил домой, шёл, торопился )

- Чем не похож на себя здесь главный герой? Что изменилось в нём? ( Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой )

 - Что показал Герасим своим поступком? ( Что выражает протест против самодурства барыни )

– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

В опорном конспекте у вас дано задание – найти сравнения и сделать вывод.

  (Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

6) Итог урока Рефлексия.

 - Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

( выявление личностно-эмоционального отношения к герою)

«Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?»

 ( Последний этап рефлексивной деятельности: принять решение, которое становится выводом )

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

7) Домашнее задание. Сочинение на тему «Протест дворника Герасима против крепостничества».