Обобщение педагогического опыта на примера урока по стихотворению в прозе "Нищий"
статья по литературе по теме
Методическое выступление "Опыт работы по применению современных образовательных технологий на уроках литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
![]() | 557 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Александра Валерьевна
Учитель русского языка, литературы и истории
МБОУ СОШ п. Солидарность
Представление опыта работы
учителя русского языка и литературы
Поповой Александры Валерьевны
Изменение вектора развития общества диктует и необходимость модернизации процесса образования, которая невозможна без инноваций. Учитель сегодня сталкивается с новыми требованиями, выдвижение которых связано с изменениями, произошедшими, прежде всего в субъекте образовательного процесса – ученике. Соответственно, меняется и роль учителя. «На современном уровне инновационности» «не столько важно передать обучаемому определенный объем знаний, сколько помочь ему освоить виды деятельности, владея которыми, он сам в любой ситуации сможет получать необходимую информацию» [Олешков М.Ю. Образовательная технология как педагогический феномен]. В реальной практике возникла необходимость применять методы обучения, дающие возможность усваивать больший учебный материал, формировать основные компетентности и универсальные учебные действия в ограниченное время. Речь идет о современных педагогических технологиях.
В дидактике это понятие имеет несколько трактовок. Наиболее часто употребляется определение, предложенное В.А. Сластениным и Н.Г. Руденко, которые под педагогической технологией понимают «упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса» [Олешков М.Ю.] Любая педагогическая технология универсальна, воспроизводима и тиражируема.
Педагогические технологии имеет достаточно широкую классификацию:
- модульные технологии ( проблемное, модульное, разноуровневое обучение);
- технологии концентрированного обучения («погружение», цикловая система преподавания);
- технологии контекстного обучения (групповая работа, игровые технологии);
- проектно-исследовательские технологии;
- информационно-коммуникационные технологии и т.д.
Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий позволяет учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Выбор той или иной образовательной технологии зависит от ряда критериев: целесообразность, возможность воспроизведения в конкретном учебном заведении на определенном контингенте обучающихся, учебная нагрузка, результативность и т.д. Возможно также использование не всей технологии в полном объеме, а отдельных элементов, что сокращает временные затраты, позволяет акцентировать внимание на наиболее значимых результатах деятельности и сокращает нагрузку обучающихся. Остановлюсь более подробно на педагогических технологиях, которые я использую в своей работе.
Проблемное обучение подразумевает создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной (или в содружестве с учителем) деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемное обучение основывается на трех принципах:
§ общности целеполагания (цели преподавателя и учащихся);
§ бинарности (взаимодействие обучающего и обучаемых);
§ проблемности (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения).
Так на сегодняшнем уроке использовался проблемный вопрос, прозвучавший на этапе постановки учебных целей и формирования мотивационной установки обучающихся. Почему урок анализа стихотворения в прозе «Нищий» был назван уроком милосердия?
Таким образом, обучающиеся в начале урока получают установку: проанализировать художественное своеобразие произведения, чтобы ответить на поставленный вопрос. Использование подобного приема позволяет не только рассмотреть литературное произведение с точки жанровых, композиционных и других составляющих, но прежде всего «связать» его с жизнью, сделать урок литературы действенным, усилить практическую направленность. Я считаю, что текст – это не только памятник литературы и к нему нельзя относится как к «мертвому» наследию, художественный текст – это всегда диалог читателя и автора. И использование проблемных вопросов позволяет «оживить» этот диалог, побуждает ребят к активному высказыванию собственной позиции.
Доказано влияние проблемного обучения на активизацию мыслительной деятельности школьников, на формирование у них нестандартных подходов к решению проблем и, наконец, на развитие их творческого мышления. Интерпретация литературного произведения – процесс творческий, зависящий от личностных качеств интерпретатора, целей, уровня образованности и общей культуры. Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение, особенно применяемое в системе, позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед обучающимися духовно-нравственные возможности литературы. Необходимо также оговориться, что не все проблемы, выдвигаемые на уроках литературы, имеет однозначное решение. Авторская трактовка может не совпадать с мнением критиков, позиция учеников с позицией учителя. Поэтому здесь я считаю особенно важно, что проблемная ситуация заставляет ученика выдвинуть свою позицию, научиться ее аргументировано презентовать, что как известно, не только положительно сказывается на процессе формирования личности подростка, но и является одним из элементов подготовки к итоговой аттестации. (слайд – примеры формулировки проблем)
Групповая работа как технология активного обучения. В числе основных факторов, побуждающих обучающихся к активности, можно назвать состязательность. Наиболее ярко она проявляется при использовании технологии групповой работы. Групповая работа может быть организована как на уроке, так в качестве одного из элементов домашнего задания.
Доказано, что работа в условиях кооперации – весьма эффективный режим учебной деятельности.
На сегодняшнем уроке данная форма деятельности предложена классу в форе домашнего задания: разбившись на группы (3-4 человека) подготовить представление-презентацию стихотворений в прозе И.С. Тургенева, представленных в учебнике. Первое условие эффективности групповой работы – наличие четкого плана деятельности, предложенного учителем и максимально точная формулировка конечной цели. Сегодня обучающимся предстоит самостоятельно разбить на группы, определить роли и форму представления произведения. Это может быть использование фрагментов писем, воспоминаний писателя и его современников, подбор иллюстраций или создание собственных, инсценировка или компьютерная презентация и т.д. Задание творческое, что позволит проявить свои способности каждому члену группы. Например, во время выразительного чтения одним обучающимся его коллеги по группе представят художественное или музыкальное сопровождение, кто-то предпочитает работать с источниками, а кто-то оформлять результаты работы в формате компьютерной презентации и т.д. Численность группы должна отвечать условиям вовлеченности в работу всех ее членов, поэтому предпочтительнее небольшие (от 2 до 4 участников) группы. Групповая работа имеет ряд преимуществ, как то
1. Повышение уровня осмысления материала.
2. Рост числа нестандартных решений.
3. Перенос. Знаменитое высказывание Л. С. Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» – хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников.
4. Позитивное отношение к изучаемому материалу.
5. Готовность не отвлекаться от решаемой задачи.
Литература – не только учебный предмет, но и вид искусства, поэтому рассмотрение литературного произведения вне сопоставления с произведениями других жанров искусства невозможно. На практике это обращение к живописи, музыкальным композициям и т.п. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Данный метод нельзя назвать новым, но современные педагогические технологии, а именно ИКТ, позволяют интенсифицировать учебный процесс. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Так, на сегодняшнем уроке для усиления эмоционального воздействия, создания широкого образного представления, «погружения» обучающихся в тему использовалось музыкальное сопровождение в комплексе с видеорядом. Это позволило не просто «рассказать» о затронутой проблеме, но и «показать» ее истинное лицо в историческом преломлении: со второй половины XIX века до наших дней. На уровень восприятия также влияет сопоставление с картиной В. Перова «Чаепитие в Мытищах». Информационные технологии дают возможность подготовить презентацию широкого иллюстративного материала. Безусловно, компьютер не сможет заменить живое слово учителя, непосредственное общение с художественным текстом, но он становится хорошим помощником в этом процессе. У обучающихся, хорошо владеющих современными компьютерными технологиями, появляется возможность применить свои технические знания на практике при оформлении проектно-исследовательских работ, творческих заданий (например, домашнее задние по представлению одного из стихотворений в прозе) и т.д.
Современная парадигма образования на первое место выдвигает личностно-ориентированное обучение и деятельностный подход. Последний наиболее ярко проявляется не только в формировании основных предметных компетенций, но и в широкой связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, как например, русский язык и история. Формирование общепредметных и ключевых компетенций на уроках литературы достигается путем установления межпредметных связей, рассмотрения текста не только как памятника культуры и объекта анализа, но прежде всего и как носителя определенной информации, часто закодированной. Так, на сегодняшнем уроке текст рассматривался с точки зрения его синтаксической, морфологической и лексической организации, вопросы формулировались таким образом, что для полноценного ответа необходимо привлечение знаний из других областей. Определение «урок милосердия» связывает анализируемый материал с формированием ценностно-смысловых и социокультурных компетенций, позволяет провести параллель с курсом обществознания, коснуться проблем современной социальной структуры общества, отношения к людям, оказавшимся на низшей ступени социальной лестницы.
Важным элементом личностно-ориентированного обучения является дифференцированный подход, который использовался при формулировке домашнего задания. Отдельным элементом каждого урока является саморефлексия. Она может проходить как в устной форме, в процессе беседы с учителем, так и в письменной. Последняя в завершении сегодняшнего урока представляется мне наиболее удачной, так как позволяет охватить весь класс. А заранее сформулированные вопросы или утверждения исключают возможность пропуска какого-либо элемента структуры ученической деятельности.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Практические условия учебно-воспитательного процесса не всегда позволяют использовать ту или иную технологию в полном объеме. Однако необходимо отметить, что и отдельные элементы той или иной методики, применяемые в системе дают хорошие результаты. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. В заключении хочется отметить, что, на мой взгляд, сегодня, как и почти два столетия назад, «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитании», как говорил Адольф Дистервег.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача учителя в современной школе - «не столько важно передать обучаемому определенный объем знаний, сколько помочь ему освоить виды деятельности, владея которыми, он сам в любой ситуации сможет получать необходимую информацию» [Олешков М.Ю. Образовательная технология как педагогический феномен].
Педагогическая технология -упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса (В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко, 1997)
Педагогические технологии: - модульные технологии ( проблемное, модульное, разноуровневое обучение); - технологии концентрированного обучения («погружение», цикловая система преподавания); - технологии контекстного обучения (групповая работа, игровые технологии); - проектно-исследовательские технологии; - информационно-коммуникационные технологии и т.д.
Проблемное обучение Почему урок анализа стихотворения в прозе «Нищий» был назван уроком милосердия?
Примеры учебных проблем: «Андрей Штольц - двойник или антипод Обломова?» «Обломов – герой или антигерой своего времени?» «Григорий Печорин – причина страданий других или жертва?» Почему Иван Грозный является одним из главных героев «Песни про …купца Калашникова?» Кто виноват в трагедии Катерины?
Групповая работа как технология активного обучения Домашнее задание: Разбившись на группы (2-4 человека) подготовьте собственную презентацию одного из приведенных в учебнике стихотворений в прозе.
Преимущества кооперации Повышение уровня осмысления материала. Рост числа нестандартных решений. Перенос. «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» (Л.С. Выготский) Позитивное отношение к изучаемому материалу. Готовность не отвлекаться от решаемой задачи.
Информационно-коммуникационные технологии
Деятельностный подход Формирование общепредметных и ключевых компетенций на уроках литературы достигается путем установления межпредметных связей, рассмотрения текста не только как памятника культуры и объекта анализа, но прежде всего и как носителя определенной информации.
Дифференцированный подход Дифференцированное задание (выберите 1 вариант из предложенных) : 1 вариант . На основе материала учебника и знаний, полученных на предыдущих и сегодняшнем уроках, подготовьте диалог «Разговор о жизни и творчестве И.С. Тургенева» 2 вариант . Попробуйте себя в роли писателя, сочините свое стихотворение в прозе и представьте его одноклассникам. 3 вариант . Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».
Саморефлексия Карта самоанализа я на сегодняшнем уроке… Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями Был активен Грамотно формулировал ответы на вопросы Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитании» Адольф Дистервег
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/11/picture-40920.jpg)
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».
В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...
Обобщение педагогического опыта: "Использование ИКТ на уроках истории"
Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-376378-1389514738.jpg)
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.
Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/03/picture-462356-1404415590.jpg)
Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"
Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/09/picture-468835-1410285974.jpg)
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...