Вопросы к уроку по повестям Н. В. Гоголя "Нос","Портрет".
материал по литературе (7 класс) по теме

Миронова Любовь Николаевна

Вопросы к урокам в 7-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_po_soderzhaniyu_povestey_gogolya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы по содержанию повести Н. В Гоголя «Нос».

1) Кто такой Ковалев?

2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург?

3) Каков портрет Ковалева?

^ 4) Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?

5) Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?

6) Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего:


  1. назовите время действия
    назовите место действия
    назовите героя повести (
    7) Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего?
    - О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?
    8. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым?
    9. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору?
    10. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю?
    11.Расскажите об объявлениях в газете.
    В чём их абсурдность?
    Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений?
    12.Какова композиция повести?
    13.Зачем повествование начинается с I главы, в которой передана история цирюльника Ивана Яковлевича?

14.Какие несоответствия в поведении брадобрея вы обнаружили?
15.Что общего у Ивана Яковлевича с Ковалёвым?16.

 Почему у Ивана Яковлевича нет фамилии?
16.Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения?
17.Как вы понимаете фразеологизм “Остаться с носом”?
18.Что делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества?
19.О чём предупреждает нас Гоголь?

 20.Для чего автор создаёт гротескную ситуацию?

 21.Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет?

Вопросы для анализа повести Н. В Гоголя «Портрет».

Часть I. 

  1. Чем  был недоволен Чартков,  когда рассматривал картины в лавке на Щукинском дворе?
  2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
  3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
  4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?
  5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
  6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
  7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
  8. Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?
  9. Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
  10. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
  11. Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
  12. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
  13. Почему работа над портретом “завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
  14. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
  15. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
  16. Почему “Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?
  17. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?
  18. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
  19. Отчего Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие” и умер?

Часть 2.

  1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
  2. Почему ростовщики необходимы “осадку человечества”, поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
  3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
  4. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
  5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
  6. Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
  7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
  8. В чём значение искусства и почему “талант...чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: “Гений и злодейство – две вещи несовместныые”?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не собирайте сокровищ на земле..." Урок по повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Урок в 10 гуманитарном классе,"Что есть талант, какова его цена, как не изменить себе" Взгляд Гоголя на служение творчеству. Материал сопроводается презентацией...

"Не собирайте сокровищ на земле..." Урок по повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Стилистический анализ очерка К.Г. Паустовского "М.Пришвин". Приложение- текст очерка....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...

Г.В. Мокина. Материалы к уроку по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Подводя итоги работы над изучением повести Н. В. Гоголя "Портрет", целесообразно обобщить материлы уроков литературоведческого анализа художественного текста по теме"Гоголь о призвании ...

Г.В. Мокина. Материалы к уроку по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Данный материал можно использовать при изучении повести Н..В. Гоголя "Портрет"...