Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (5 класс) по теме:
    Урок по литературе "А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия" (5 класс)

    Инна Валерьевна Диденко

     

    Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс)

     

    Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст; развивать умение быстро и грамотно отвечать на вопросы; развивать интерес к чтению, логическое мышление

    Педагогические технологии: - игровые технологии; -проблемное обучение

     

                              Ход урока

    1.    Организационный момент. Название рассказа зашифровано, учащиеся сами должны его найти:

     

                      ПАТИЛИННТАРОГИТРУНГЖЫВ

                      КЕГЫККХИРУРГИЯГОЛААЕНТХ

                      ЮАЗОШИТКЩЫЛОШЭЖФЯЧСЦ

    Учитель: Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_literature_chehov_hirurgiya.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

                  Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс)

    Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст; развивать умение быстро и грамотно отвечать на вопросы; развивать интерес к чтению, логическое мышление

    Педагогические технологии: - игровые технологии; -проблемное обучение

                              Ход урока

    1. Организационный момент. Название рассказа зашифровано, учащиеся сами должны его найти:

                      ПАТИЛИННТАРОГИТРУНГЖЫВ

                      КЕГЫККХИРУРГИЯГОЛААЕНТХ

                      ЮАЗОШИТКЩЫЛОШЭЖФЯЧСЦ

    1. Учитель: Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? (ответы: грустные глаза, серьезный, печальный). Как вы думаете, какую профессию выбрал этот человек? (ответ: врач). Как вы думаете, А.П.Чехов- интеллигентный человек? Что такое интеллигентность? (ответы: он образованный, воспитанный, уважает других людей). Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе. А теперь давайте поработаем письменно. У вас на партах лежат листочки с текстами. Мы с вами будем учиться писать конспект. Вы будете вслух читать текст, а потом мы вместе будем формулировать предложения, которые нужно записать в тетради.

           Текст: Антон Павлович Чехов- русский прозаик, драматург. Родился в Таганроге, в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавки. Отец, человек широко одаренный, самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью, церковным хором. В семье подрастало пять братьев и сестра. Режим дня у детей был суровый: работали в лавке у отца, учились в гимназии, пели в хоре, обучались ремеслам. Случилось так, что отец разорился, и семья вынуждена была уехать из города. Но Антон остался, учился в гимназии, давал частные уроки и высылал семье деньги и небольшие посылки.

          Вскоре Чехов стал студентом-медиком и одновременно сотрудничал в юмористических журналах в Москве. Он превратился в главу семьи и кормильца, что признал даже отец. В 1884 году Чехов стал доктором, но по-прежнему главной его работой была литература. Ранние рассказы Чехова- юмористические. Писатель подписывал их псевдонимами- Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими.

         С 1885 года начали появляться в печати первые зрелые рассказы, которые отличались от прежних. Чехов выступает уже как друг и защитник «маленьких людей»: «Смерть чиновника», «Злоумышленник». Чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и горько. Всю жизнь Чехов боролся с хамством, с угодничеством перед «сильными мира сего»: «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.

         Для чеховской манеры письма характерен лаконизм- способность кратко и точно выражать важные и глубокие мысли. А.П.Чехов: «Краткость- сестра таланта».

          Пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневы сад», «Три сестры» до сих пор идут на сценах многих театров.

        Последние годы жизни прожил в Ялте. Умер в Германии, где лечился. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    1. Учитель: Мы с вами рассмотрим рассказ «Хирургия» Это юмористический рассказ. Что такое юмор? (ответ: изображение героев в смешном виде, юмор- смех веселый и доброжелательный) Чем отличается от сатиры? (ответ: сатира- беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика героев,  действительности, явления)
    2. Проверяем знание текста(тест). На вопросы отвечать «да» или «нет»(письменно), затем проверка работы.
    1. Фельдшеру Курятину было 52 года.
    2. Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер.
    3. Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.
    4. Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.
    5. Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.
    6. Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.
    7. Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.
    8. Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру.

       Ответы: 1)нет, 2)нет, 3)да, 4)нет, 5)да, 6)да, 7)нет, 8)да.

    1. Чтение рассказа по ролям.

    Дома нарисовали иллюстрации к рассказу. Рассматриваем рисунки, обсуждаем.

       Беседа с классом.

    1. Повторим определения:

    Герой литературного произведения- действующее лицо, персонаж произведения.

    Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.

    1. Сюжет- ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

    3) Как представляете себе земскую больницу?

    4) Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)?

    5) Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение  и почему принимает дьячок в конце рассказа?

    6) Как характеризует героев их речь? (прочесть с выражением некоторые эпизоды)

    7) Что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему?

    8) В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок?

    9) Что высмеял в рассказе А.П.Чехов?

        6. Кроссворд.

            1) В какую больницу пришел дьячок?

            2) Какая жакетка была у фельдшера Курятина?

            3) Что было на глазу дьячка?

            4) На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок?

            5) Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка?

            6) Фамилия дьячка?

            7) Где жил семь лет помещик Александр Иванович Египетский?

            8) Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой?

           Ответы:

           1)земская; 2) чечунчовая; 3)бельмо; 4)карболовый; 5)Псалтырь; 6)Вонмигласов; 7)Петербург; 8)бурса

    7. Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание.

             Обмен впечатлениями. Предложение воспользоваться табличкой «Плюс-минус-интересно». В графу «плюс» записать все, что понравилось на уроке (информация, формы работы, которые вызвали положительные эмоции), в графу «минус» записать все, что не понравилось (вызвало неприязнь, осталось непонятным), в графу «интересно» записать все, что показалось любопытным, о чем еще хотелось бы узнать)

                   Кроссворд:

                   

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

    Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

    Вводный урок по физкультуре из цикла уроков по разделу "Гимнастика" для учащихся 5 класса с использованием мультимедийных средств

    Разработка урока по физической культуре для 5 класса по теме «Гимнастика» относится к уроку изучение нового материала. Учащиеся подготавливаются к восприятию материала на последующих уроках данной тем...

    Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

    Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

    Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

    Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...