РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 5 классе
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_5_kl.doc288 КБ

Предварительный просмотр:



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/ Артыкова Г.Т./

                         

Протокол № ___

 от   «__»_____2012г.



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

__________/Шарипова Э.С./

                       

от «____»_____2012  г.



«Утверждаю»

Директор

МБОУ «ООШ ст. Миннибаево»

_________/ Ф.Д. Шамсетдинова/

                       

Приказ № ______  

от   «____» ________2012 г.

        

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа ст. Миннибаево»

Альметьевского муниципального района

 Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературе

в  5  классе

Составитель:

учитель 1 квалификационной категории

Шарипова Эльза Сабаховна

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _______от

«      »___________2012 г.

2012-2013 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на 70 часов (в неделю – 2 часа).

    Изучение литературы в 5 классе  направлено на достижение следующих целей:

*воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

*развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

*овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях  конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

    Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих задач:

*формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

*обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

*формирование умений находить в произведениях темы, проблемы, идеи;

*развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.

    Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе.
   Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века, предлагается начинать изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.

   Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

   Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору.

    Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов

(поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

   Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).

   Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу.

  С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
 Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.

    Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.

    Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.

    Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.

   Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.

   Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:

• "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
• "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;

• (культуроведческий подход);

• "Возможные виды внеурочной деятельности" (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).

Изменения, внесенные в авторскую программу Г.С.Меркина:

Добавлено 2 контрольных тестирования с целью проверки знаний обучающихся;

Отдельно выделены уроки внеклассного чтения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение 1ч

  Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

   Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из  мифологии 4 ч

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

  Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

  Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, газличные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

 Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо-:разительном искусстве и книжной графике.

  Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

  Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из  устного  народного  творчества 6 ч

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего па свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

 Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые).  Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

 Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

 Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

 Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

 Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из  древнерусской  литературы 1 ч

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира 5 ч

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

Развитие речи: выразительное чтение.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века   26 ч

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога ». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века  о  родной природе

А.А. Фет.  «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

И.З. С у р и к о в.   «В ночном ».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события в повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С.Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык ».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом «Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. 5гач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Л.П. Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из  литературы  XX  века 17 ч

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

 

Родная природа  в  произведениях писателей XX  века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков.  «Поклон »;

Н.М. Рубцов.  «В осеннем лесу »;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби »  (отрывок).

Из зарубежной литературы 9 ч

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный oтзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, pисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок 1 ч

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и

о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Требования к уровню  подготовки учащихся

Важнейшими умениями в 5классах являются следующие:

  1. умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  2. выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
  3. осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  4. умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  5. умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  6. умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  7. умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  8. умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  9. умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  10. умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  11. умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Учебно-тематическое планирование

                  по    ___литературе____

                                                                        предмет

Класс  __5__

Учитель  Шарипова Эльза Сабаховна

Количество часов  __70__

Всего _70 часов; в неделю _2 часа.

Плановых контрольных уроков _2_ ч.

Планирование составлено на основе  Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев) Москва «Русское слово» 2009.                                                                                                                                                                                  

                                      название программы, автор, издательство, год издания

Учебник - Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях.-9-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2011.

название, автор, издательство, год издания

Календарно - тематическое планирование по литературе в 5 классе



Тема урока


Кол-во часов


Тип урока


Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители


Планируемые результаты освоения материала


Домашнее задание


Дата проведения

План

Факт


1

Книга — твой друг.

1

Урок  по теории литературы

Беседа о прочитанных книгах,   викторина   по знакомым     произведениям.

Чтение  и   осмысление пословиц о книге, высказываний писателей. Выразительное       коммент.   чтение статей учебника (с. 3-5). Словарно-лексическая работа      Составление рассказа на основе вопросов учебника (с. 5-6)

Беседа по вопросам, лексическая работа, пересказ

Уметь выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение, уметь выразительно читать, устно высказываться

Составьте пересказ мифа «Рождение Зевса»

1.09

2

Античный миф. «Рождение Зевса»

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение, заполнение таблицы, пересказ

Уметь отличать миф от жанров фольклора, определять миф

Прочитать миф «Олимп».

3.09

3

«Олимп»

1

Комбинированный урок

Выразительное   чтение

мифа Различные виды пересказа    Словесное рисование       (портрет Полифема).   Словарно-лексическая работа. Анализ понравившегося  эпизода   Составление плана легенды. Подбор книг для  выставки:   Гомер  «Одиссея»; А.И. Немеровский «Мифы     и     легенды Древнего Востока»; И.В. Рак «Мифы Древнего Египта». Предания и мифы средневековой Ирландии

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации

Уметь применять понятия мифологии в ответах. Уметь пересказывать, выборочно читать

Прочитать «Одиссей на острове циклопов»

8.09

4

«Одиссей на острове циклопов. Полифем»

1

Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы

связанных  с  «магическим» числом «3». Нахождение   в   мифе слов с уменьшительно- ласкательными      суффиксами.   Форм-ие вывода

Словесное рисование

Уметь находить портрет героя в тексте, отбирать признаки ключевые. Уметь давать характеристику образа

Подготовить легенды и мифы о богах и героях

10.09

5

Вн. чт. Легенды и мифы о богах и героях. Самостоятельная работа по теме «Мифы и легенды Древней Греции»

1

Урок внеклассного чтения

 «О чем в мифе говорится с величайшей любовью?» Сопоставление славянских и древнегреческих богов.        Составление кроссворда «Боги древних славян»

Ответы на вопросы

Уметь пересказывать,

объяснять значение устаревших слов, инсценировать

Прочитать статью учебника «Из устного народного творчества», «Загадки»

15.09

6

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки.

1

Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы

Истоки   устного   народного   творчества, его основные виды. Сюжет в волшебной сказке; зачин, важное событие,     преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная    проблематика. Народные представления   о   долге жены, о ее духовном облике

Беседа по вопросам, выразительное чтение, составление таблицы, сочинение загадок

Уметь различать виды устного народного творчества. Уметь различать виды загадок, определять жанр.

Записать 5 известных пословиц и поговорок..

17.09

7

Пословицы и поговорки

1

Комбиниров анный

Истоки   устного   народного   творчества, его основные виды. Сюжет в волшебной сказке; зачин, важное событие,     преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная    проблематика. Народные представления   о   долге жены, о ее духовном облике

Работа с учебником, Составление таблицы, Сообщение о В.И. Дале.

Уметь различать пословицы и поговорки. Уметь создавать текст на основе пословицы

Стр. 25, задание 1

22.09

8

Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

1

Урок-игра «Умники и умницы»

Эстетика  волшебной сказки.      Нравоучительный и философский смысл сказок.

Собиратели сказок. Народная   мораль   в характере и поступках героев

Словесное рисование, беседа по вопросам

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план, объяснять значение устаревших слов. Уметь различать виды народных сказок

Прочитать сказку «Чего на свете не бывает». Выписать слова, характерные для речи мужика.

24.09

9

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

1

Урок-размышле

ние

Отличие       бытовой сказки от волшебной. Своеобразие лексики

Работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, персказ

Уметь определять вид сказки, давать речевую характеристику

Прочитать сказку «Падчерица», сравнить  с «Морозко»

29.09

10

«Падчерица»

1

Комбинированный

Отличие       бытовой сказки от волшебной. Своеобразие лексики

Пересказ, анализ сказки, выявление первоначальных впечатлений, заполнение таблицы

Уметь отличить народную сказку от литературной

Ответить на вопросы 1-3

1.10

11

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение

собственной сказки.

1

Урок развития речи

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ

Сообщения учащихся, работа с таблицей

Уметь сочинить собственную сказку

Сочинить сказку

6.10

12

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»).

1

Интегрированный урок истории и литературы

Первичные представления  о  древнерусской литературе. «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Исторические   события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе

Различные виды пересказа, беседа по вопросам, пересказ

Уметь различать жанры древнерусской литературы. Уметь пересказывать статью учебника, отвечать на вопросы

Прочитать отрывки «Повести временных лет»: «Кий, Щек, Хорив».

Прочитать статью учебника «Эзоп»

8.10

13

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»

1

Комбини-рованный урок

Русские  басни.  Русские        баснописцы XVDI в. Нравственная проблематика  басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях.

В.К. Тредиаковский. Краткие   сведения  о писателе. «Ворона и Лиса».     А.П. Сумароков.  Краткие  сведения    о    писателе. «Ворона и Лиса». «Бродячие сюжеты в баснях».    Различные способы   реализации одного итого же сюжета.      Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы).

Сообщение, выразительное чтение.

Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение

устаревших слов, понимать иносказательный подтекст басен

Прочитать статью «Русские басни», подготовить в/ч басни В.К. Тредиаковского «Ворон и Лиса»

13.10

14

В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса».

1

Урок-игра

Жанр басни в мировой литературе. Знаменитые предшественники И.А. Крылова:

а) античность (Эзоп и
Федр);

б)французские баснописцы эпохи классицизма   (Лафонтен, Буало);

в)        русские баснописцы XVIII в. (Сумароков, И. Хменицев,
И. Дмитриев)

Письменный ответ на вопрос учителя «Нравственная проблематика басен, злобод-невность»

Уметь определять жанр басни, понимать иносказательный подтекст, выразительно читать по ролям

Прочитать статью учебника, посвященную И. А. Крылову, вопросы 1-4. В/ч  «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом»

15.10

15

Басни И.А. Крылова.

1

Комбинированный урок

Жанр басни в творчестве   Крылова.   Народные истоки басен И. Крылова, его мировосприятие. Обличение пороков (глупости, хитрости, невежества в баснях

Устные высказывания, выразительное чтение

Уметь определять мораль басни,

находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей.

Выучить одну из басен наизусть. Подготовить в/ч  басни С. В. Михалкова «Грибы»

20.10

16

С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

1

Урок-инсценировка

Динамизм и многозначность характеров   в   баснях. Защита баснописцем

нравственных устоев общества

Различные виды чтения, инсценировка, чтение наизусть

Уметь определять мораль басни,

находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей.

Сочинить басню, использовав мораль из изученных басен

22.10

17

Внеклассное чтение. «В литературной гостиной» Инсценировка басен И.А. Крылова.

1

Урок внеклассного чтения

Чтение по ролям

Уметь инсценировать басню

Подготовить пересказ статьи «Из русской литературы  XIX века»

27.10

18

Краткие сведения об А. С. Пушкине. А. С. Пушкин «Няне»

1

Урок-презентация

Семья поэта и книга Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне»

Анализ стихотворения, сообщение, таблица.

Уметь отличать прозу от поэзии, находить рифму, сравнение, олицетворение.

Прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», вопросы 1, 2

29.10

19

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Урок-игра «Умники и умницы»

Гуманистическая  направленность     пушкинской сказки. Понятие о стихотворной сказке.

нравственная проблематика. Воскресшая сила добра. Литературные приемы создания сказочной ситуации

Рассказ о герое

Уметь определять жанр сказки, сравнивать тексты, сравнивать героев. Уметь отвечать на вопросы учебника, составлять характеристику литературного героя, отличать прозу от поэзии

вопросы

3.11

20

А. С. Пушкин Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок)

1

Комбинированный

Работа с ключевыми понятиями:     сказочные традиции, i мотивы народного творчества.

Мотивы    народного творчества в поэме. Богатство      выразительных средств. Сказочная       основа вступления к поэме. Природа волшебного в сказке.

Поэма    «Руслан    и Людмила» в живописи и музыке

Пересказ, выразительное чтение

Уметь работать с художественным текстом. Уметь определять функции художественно-изобразительных средств в повествовании

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

12.11

21

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

1

Анализ поэтического текста

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа

Выразительное чтение

Уметь выразительно читать, использовать словесное рисование, объяснять значение устаревших слов. Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа

Выучить наизусть стихотворение

17.11

22

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

1

Урок-диалог

Работа с ключевыми понятиями:     сказочные традиции, i мотивы народного творчества.

Мотивы    народного творчества в поэме. Богатство      выразительных средств. Сказочная       основа вступления к поэме. Природа волшебного в сказке.

Беседа по вопросам, словесное рисование

Уметь находить сходства и различия народной и литературной сказки

Составить таблицу

19.11

23-24

Поэзия XIX века о родной природе.

2

Анализ поэтического текста

Комментированное чтение стихотворений, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

Выразительное чтение, анализ поэтического текста

Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа.

В/ч стихотворений  А.А. Фет.  «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..

 И.З. Суриков.   «В ночном».

24.11

26.11

25

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». 

1

Комбинированный

Детские годы поэта. Родное гнездо Тарханы. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком...»). Начало литературной деятельности,    интерес к истории России

Сообщение, беседа по вопросам

 Уметь определять композицию произведения

Прочитать стихотворение «Бородино»

1.12

26

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения.

1

Урок  - анализ

История      создания «Бородино». Бородинская битва и русские   солдаты   в изображении поэта. Мастерство Лермонтова в создании батальных   сцен.    Их достоверность.

Работа с иллюстрациями

Уметь выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов, составлять план текста. Уметь наблюдать за развитием сюжета.

Наизусть  «Бородино» (отрывок). Составить устный портрет старого и молодого солдата.

3.12

27

Н.В. Гоголь.

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

1

Урок-презентация

Краткие  сведения  о писателе.    Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.    Фантастика народных сказок в произведении. Отражение в повести славянских преданий и легенд. Реалистическое   и   фантастическое. Образы и события. Яркость и выразительность народной речи в повести

Сообщение, ответы на вопросы

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Подготовить рассказ о фантастических существах

8.12

28

Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести.

1

Комбинированный урок

Истории, близкие народным поверьям как основа сюжета повести Н.В. Гоголя. Нечистая сила в произведении.   Поэтизация чистой и светлой любви.       Суеверие, злая сила, победа добра. Юмор в повести. Сочетание     комического и лирического, светлого и мрачного

Краткий выборочный пересказ, словесное рисование, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы

Уметь сравнивать характеры персонажей, находить приёмы народной сказки, определять роль фантастики, анализировать эпизод

Подготовиться к контрольному тестированию по теме « ЛитератураXIX века»

10.12

29

Контрольное тестирование

1

Урок контроля

Тест

Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Муму»

15.12

30

Краткие сведения об И. С. Тургеневе. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму».

1

Урок-презентация

Детские впечатления писателя.   Спасское-

Лутовиново  в представлениях и творческий           биографии И. С. Тургенева.   История  создания рассказа, его сюжет и герои.        Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. Тематика и социальная   проблематика рассказа Отношение автора к событиям. Социальная несправедливость,  бесправие, беззаконие

Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя

Составить письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни (Гаврила, Капитон, кастелянша, дядя Хвост)

17.12

31

Образ Герасима. Тематика и социальная проблематика рассказа.

1

Комбинированный

Герасим   и   барыня. Герасим   и   дворня. Нравственные   качества Герасима: сила, достоинство,  сострадание   к   окружающим,    великодушие, трудолюбие.   Причины самовольного возвращения    героя    в родную деревню.

Краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя, определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте

Подготовить пересказ эпизодов «Пропажа Муму»,  «Муму вернулась»

22.12

32

Социальная несправедливость,  доброта, сострадание в рассказе И. С. Тургенева «Муму»

1

Урок-суд

Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Внутренняя       связь рассказа и стихотворения в прозе «Щи». Выражение в рассказе   любви  автора   к русскому народу

Краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя

Уметь создавать характеристику персонажа с опорой на средства создания образа

Подготовить иллюстрации к рассказу.

24.12

33

Р/р Классное сочинение. Сочинение-анализ эпизода спасения Муму

1

Урок развития речи

Письменный     отзыв на эпизод

Творческая работа

Уметь анализировать эпизод, выполнять языковой разбор

Наизусть стихотворение «Русский язык»

14.01

34

И.С. Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык».

1

Урок-исследование

Анализ стихотворения

Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор

Подготовить сообщение о Н. А. Некрасове

19.01

35

Н.А.Некрасов

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».

1

Урок-путешествие

Детские впечатления поэта. Тема крестьянской жизни. Характеристика  персонажа.      Элементы народной поэтики в поэме. Основная тема и способы ее раскрытия.  Отношение автора   к   персонажам стихотворения

Работа с иллюстрациями, выразительное чтение.

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь подбирать заголовки к частям стихотворения, определять авторскую позицию, основную мысль

Составить цитатный план стихотворения, наизусть фрагменты стихотворения

21.01

36

Н. А. Некрасов «Тройка»

1

Урок-размышление

Яркость   изображения    крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм

Цитатный план, выразительное чтение, анализ, беседа.

Уметь выявлять авторскую позицию, анализировать стихотворение.

Написать словарную статью «Строфа», опираясь на материалы раздела.

26.01

37

Л.Н. Толстой

Сведения о писателе. Историко-литературная  основа рассказа «Кавказский пленник»

1

Урок-презентация

Краткие сведения  о писателе.

Л.Н. Толстой в Ясной Поляне.   Яснополянская школа. Творческая    история рассказа «Кавказский пленник». Своеобразие сюжета

Выборочный пересказ, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Составить устные портреты героев по 1 и 2 главе. Составить описание быта татар

28.01

38

Рассказ «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.

1

Урок-игра «Умники и умницы»

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин).   Осуждение   в рассказе  трусости  и слабости духа. Прославление    силы воли,           мужества, стойкости и находчивости.

Речь   персонажей   и отражение в ней особенностей  характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Авторское    отношение

Выборочный пересказ, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия

Уметь работать с текстом художественного произведения. Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику

Составить цитатный план 4-6 глав

2.02

39

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник» (Жилин и Костылин). 

1

Урок-исследование

Душевная    близость людей  из  враждующих лагерей. Отношения людей разных национальностей.      Бессмысленность   и   жестокость национальной   вражды. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Отношение писателя к событиям

Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия

Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику

Подготовить пересказ статьи учебника  «Сюжет и фабула»

4.02

40

Р/ р Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

1

Урок развития речи

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ

Сочинение

Уметь формулировать тезис сочинения, подбирать аргументы и примеры, делать вывод

Написать небольшое сочинение на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

9.02

41

А.П. Чехов

Детские и юношеские годы писателя. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте

1

Урок-презентация

Детские и юношеские годы писателя. Семья Чехова.              Врач А.П. Чехов   и   писатель Антоша Чехонте.   Книга  в   жизни Чехова.

Тема рассказа «Пересолил». Приемы создания   характеров   и ситуаций.

Отношение писателя к персонажам. Жанровое      своеобразие рассказа

Чтение по ролям, отзыв на эпизод, пересказ

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Составить рассказ об А. П. Чехове. Прочитать рассказ «Злоумышленник»

11.02

42

Рассказ «Злоумышленник».Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

1

Урок-размышление

Аналитическая беседа, лексическая работа

Инсценировка отрывков из рассказов А.П.Чехова

Уметь анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета

Прочитать юмористические рассказы А. П. Чехова

16.02

43

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова

1

Урок внеклассного чтения

Аналитическая беседа, лексическая работа

Пересказ, беседа по вопросам

Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, создавать отзыв о книге

Подготовить сообщение об И. А. Бунине

18.02

44

И.А. Бунин.

Детские годы И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»:

1

Урок-презентация

Детские             годы И. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности.   Книга   в жизни И.Бунина. Тема     природы     и приемы  ее  реализации в стихотворении «Густой...»

Пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь анализировать поэтический текст, определять тему.

Прочитать рассказ И. А. Бунина «В деревне». Составить цитатный план рассказа (1-2 части)

23.02

45

И. А. Бунин «В деревне»

1

Урок-размышление

Живописание природы как эстетической ценности. Восприятие главным героем природы и окружающего мира:

Слияние мальчика с
природой, нравствен-
но-эмоциональное

состояние персонажа

Пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов

Наизусть одно из стихотворений И. А. Бунина

25.02

46

Л.Н. Андреев.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

Комбинированный урок

Краткие  сведения  о писателе.    Основная тематика      рассказа (тяжелое детство, сострадание,   чуткость, доброта).

Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

Уметь определять жанр, выявлять нравственную проблематику, роль эпизода в тексте, анализировать эпизод, составлять характеристику героя

Прочитать рассказ Л. Н. Андреева «Петька на даче»

2.03

47

Л. Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа

1

Урок-диалог

Роль эпизода в создании    образа    героя, природа    в    жизни мальчика.    Значение финала

Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

Уметь определять жанр, выявлять нравственную проблематику, роль эпизода в тексте, анализировать эпизод, составлять характеристику героя

Подготовить сообщение об И. А. Куприне. Прочитать рассказ «Золотой петух»

4.03

48

А.И. Куприн.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

1

Урок-презентация

Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде

Уметь создавать характеристику персонажа, определять идейно-художественное своеобразие

Составить устный отзыв об  услышанном или  увиденном вами в природе.

9.03

49

А.А. Блок.

Детские впечатления А. Блока. Стихотворение «Летний вечер».

1

Анализ поэтического текста

Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного Блока.

Блоковские места (Петербург,   Шахматово). Стих-я «Летний    вечер»    и «Полный месяц встал над  лугом...».   Умение   поэта   чувствовать природу и сопереживать   ей.   Худож-ое своеобразие стихотворения

Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Уметь анализировать поэтический текст, рассказывать о поэте по ключевым словам

Выучить наизусть стихотворение А. А. Блока «Летний вечер»

11.03

50

С.А. Есенин. Детские годы С. Есенина. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде.. «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы.

1

Анализ поэтического текста

Детские годы Есенина.

В есенинском Константинове

«Ты запой мне ту песню, что прежде…»

«Нивы сжаты, рощи голы…».

Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха

Выразительное чтение, чтение наизусть

Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов, роль языковых средств. Уметь выразительно читать, объяснять значение устаревших слов

Выучить наизусть стихотворение С. А. Есенина по выбору.

16.03

51-52

А.П. Платонов

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка

2

Урок-презентация

Краткие  сведения  о Платонове А.П. Тема рассказа. Беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный  герой  рассказа,          единение мальчика с природой, одухотворение    природы в его воображении, чередование радости,   страдания   и счастья.

Оптимистическое восприятие       окружающего мира

Рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Уметь определять жанр, выполнять языковой разбор, анализировать текст по вопросам. Уметь воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев

Прочитать рассказ А. П. Платонова «Никита» Составить цитатный план рассказа.


Прочитать сказ П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

18.03

23.03

53-54

П.П. Бажов

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа

2

Урок-презентация

Краткий   рассказ   о писателе. Реальность и фантастика в сказке. Честность, добросовестность главного героя. Стремление к совершенному    мастерству. Тайны мастерства

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде

Уметь выполнять языковой анализ произведения, различать сказ и сказку, находить сказовое повествование, читать по ролям, создавать отзыв

Составить цитатный план сказа. Прочитать статью «В мире художественного слова П. П. Бажова».

 Подготовить пересказ любого рассказа Н. Носова

1.04

6.04

55

Н.Н. Носов

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

1

Урок-презентация

Краткие  сведения  о писателе.

Пересказ, письменный ответ на вопрос

Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр

Прочитать статью учебника о Е. Носове и рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».

8.04

56

Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта

1

Комбинированный

Краткие  сведения  о писателе. Мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия,    сострадания, участия, заботы о беззащитном

Пересказ, письменный ответ на вопрос

Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр

Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

13.04

57

Вн. чтение: В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

1

Урок внеклассного чтения

Пересказ, беседа по вопросам

Уметь сопоставлять разные рассказы, анализировать речь персонажей

Подготовить в/ч стих-ий :  В.Ф. Боков.  «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »

15.04

58-59

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.Ф. Боков.  «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»,  Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи век люби»

2

Урок-размышление

Выразительное чтение отрывков, защита проектов

Чтение наизусть

Уметь анализировать поэтический текст. Уметь выразительно читать, рассказывать о поэте, применять устное словесное рисование

Наизусть одно из стихотворений

20.04

22.04

60

Контрольное тестирование

1

Урок контроля знаний

Тест

Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания

Сообщение по биографии Д. Дефо

27.04

61-62

Д. Дефо

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок)

2

Урок-презентация


Анализ эпизода

Краткие сведения о жизни талантливого писателя Д. Дефо.

Черты характера

главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие)

Различные виды пересказа, беседа по вопросам

Уметь характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове

Прочитать статью, посвященную творчеству Д. Дефо, и отрывок из романа. Подготовить художественный пересказ отрывка.

29.04

4.05

63

Х.К. Андерсен

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

1

Урок-путешествие

Слово о писателе, его детстве. Библейские, мифологические мотивы в сказке. Сюжет сказки из семи рассказов. Реальное и фантастическое в произведении

Различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизод,  исследовательская работа с текстом.

Уметь находить сюжетные линии, создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, анализировать эпизод, сравнивать образы героев.

Прочитать сказку «Соловей».

 Подготовить рассказ о произведения М. Твена, прочитанных самостоятельно.

6.05

64-65

М. Твен

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера»

2

Урок-диалог

Краткие   сведения  о писателе.     Автобиографическая   повесть и ее герои. Провинциальный  американский     Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Дружба мальчиков.      Приключения подростков,  их смелость,    фантазия    и авантюризм.     Бэкки Тетчер и Том. Внутренний   мир   героев М: Твена,  черты  характера      Изобретательность в играх - умение   сделать   окружающий мир интересным

Различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Уметь создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, способы создания образа персонажа, анализировать эпизод, сравнивать образы героев

Почитать главу VI из «Приключений Тома Сойера» в учебнике.

 Прочитать статью в учебнике, посвященную Ж. Рони-Старшему

11.05

13.05

66

Ж. Рони - старший

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).

1

Комбинированный урок

Краткие  сведения  о писателе. Гуманистическое   изображение доисторического   человека.    Человек   и природа,   борьба   за выживание

Составление плана, письменная и устная характеристика героя.

Уметь определять жанр, находить проблематику, сравнивать героев, оценивать их поступки

Составить цитатный план глав.


Подготовить сообщение  о Дж. Лондоне.

18.05

67

ДЖ. Лондон

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише»

1

Урок-презентация

Краткие  сведения  о писателе. Его детские впечатления.  Период раннего   взросления. Характер мальчика -смелость,   мужество, изобретательность, смекалка,       чувство собственного   достоинства -   опора   в трудной жизни. Мастерство   писателя   в поэтическом   изображении жизни северного народа

Различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

Уметь определять роль портрета героя в его характеристике, находить проблематику, создавать характеристику героя

Прочитать «Сказание о Кише». Составить цитатный план. Выполнить задание 3.

20.05

68

А. Линдгрен.

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок).

1









Комбинированный


Краткие  сведения  о писателе. Жизнелюбие,

доброта - основные мотивы произведения

Заполнение таблицы, сообщения учащихся, художественный пересказ.

Уметь определять роль портрета героя в его характеристике, находить проблематику, создавать характеристику героя

Подготовиться к сочинению

25.05

69

Р/р. Классное сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве зарубежных писателей»

1

Урок развития речи

Написание сочинения

Уметь формулировать тезис сочинения, подбирать аргументы и примеры, делать вывод

Список на лето

27.05

70

Резерв

1

30.05

Перечень учебно-методического обеспечения

              1.«Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» авт-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.

2.Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях.-9-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2011.

3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.

4.Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г

5.Журнал «Литература в школе».

6.«Уроки литературы».  Приложение к журналу «Литература в школе».

7. Интернет-ресурсы.

8.Обучающие программы по литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа политературе в 5 классе

Ррабочая программа по литературе для 5 класса.  Учебник -  «Литература»  Москва,  «Просвещение», 2010 год, В. Я. Коровина,  В. П. Журавлёв,   В. И.  Коровин. Пр...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа и КТП политературе (УМК В.Я.Коровиной)

КТП по литературе (УМК В.Я.Коровиной), 3 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа политературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс...