Интегрированный урок. – семинар русской литературы. «Евгений Онегин» и экономика».
методическая разработка (литература) по теме

С новой точки зрения взглянуть на творчество великого русского писателя. Учить культуре публичного выступления в различных жанрах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок – семинар  русской литературы. «Евгений Онегин» и экономика».

Цели урока.

Образовательные. С новой точки зрения взглянуть на творчество великого русского писателя. Учить культуре публичного выступления в различных жанрах

Развивающие. Учить умению использовать знания, получаемые на других уроках, при изучении литературного процесса.

Воспитательные. Прививать умение самостоятельно оценивать литературные произведения.

Оборудование. Портрет Пушкина, иллюстрации к его произведениям, выставка книг о Пушкине. Таблицы к докладу аналитиков по письмам Пушкина и его современников.

Ход урока.

1.Актуализация. «В Пушкине есть все и для всех». Викторина. Как государство богатеет.

2.Семинар по роману «Евгений Онегин».

Сообщения учащихся по книге Ю. М. Лотмана «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий».

Рекламная пауза. «Необычный товар».

 Вопросы экономики в других произведениях Пушкина.

3.Доклад экономистов-аналитиков « Издательский бизнес А.С.Пушкина».

4. Итоги семинара.

1. Сегодня мы снова говорим о Пушкине. «Пушкин – это какая-то странная вечность,»- рассуждал великий мыслитель Розанов. В Пушкине есть все и для всех. А поскольку вначале было слово и  самое совершенное на земле существо – человек, то мысль человека, выраженная словами и запечатленная  в книге – самое главное для вас, начинающих жить. Литература в таком случае – царица наук. Все остальные науки ей помогают.

На сегодняшнем уроке дежурная служанка – экономика, наука о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченных ресурсов. Ее представляет наш учебник экономических знаний. Особенно нас будет интересовать раздел микроэкономики, то есть науки о хозяйственной деятельности фирмы, предпринимателя. Напоминаю, что мы будем говорить о 19 веке, когда рынок был свободным, не регулировался монополиями или государством.

 Если верить Белинскому, роман «Евгений Онегин» - «Энциклопедия русской жизни». В любой энциклопедии должны быть экономические странички. Найдем их у Пушкина, и не только в романе.

Викторина «Как государство богатеет».

Назовите, о ком идет речь. Объясните экономическое явление.

А. Читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет…

Б. Хозяин превосходный, владелец нищих мужиков…

В. Думал свой народ в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его снискать…отворил им житницы…злато рассыпал им… им сыскал работы…

Г. Его червонцы будут пахнуть ядом, как сребреники пращура его…

Д. Служив отлично-благородно, долгами жил..Давал три бала ежегодно и промотался наконец.

Е. Счастливый день! Могу сегодня я в шестой сундук, в сундук еще неполный, горсть золота накопленного всыпать.

Ж. Ярем он барщины старинный оброком легким заменил…

З. Приготовлялся денег ради на вздохи, скуку и обман…

И. Деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны, но юноша в них ищет слуг проворных и не жалея шлет туда, сюда. Старик же видит в них друзей надежных…

К. Она езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы…

Л. Заводов, вод, лесов, земель хозяин полный..

М. Богата и знатна…

Н. Богат, хорош собою…везде был принят как жених.

О. Наследство предоставил заимодавцам отца.

П.В  50 лет освободился от частных и других долгов. Славы, денег и чинов спокойно в очередь добился.

Комментарии об Адаме Смите, потребительской корзине, социальной защите населения, регулируемой экономике, проблеме денег и совести, экономических реформах, женщинах в бизнесе,  собственности на землю. Последний вопрос остается без ответа. «Идеал» недостижим или скучен.

2. Пушкинские бизнесмены. Сообщения учащихся.

Мы уже знаем, что мерилом богатства, общественного положения дворян было владение поместьями и крепостными. Как же хозяйничали сельские предприниматели? На что жили столичные жители?

А. «Доходы и расходы».

В романе тема богатства связана с мотивом разорения. Слова «долги, залог, заимодавцы» встречаются уже в первых строфах. « Долгами жил» отец Онегина. Мать Лариной берет в долг, чтобы вывезти дочь в Москву. «Жадный рой» заимодавцев преследует Онегина  после смерти отца. Онегин достаточно богат, тратит свои доходы на заграничные «духи в граненом хрустале», «янтарь на трубках Цареграда».  Ларина – помещица средней руки, она реже берет в долг. У нее нет предметов роскоши, которыми «для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный». Ее хозяйство использует домашние припасы, ведь в деревне продукты дешевы. Корова стоила 25 рублей, овца -10. В столице обеды у Тальони обошлись бы дороже в несколько раз. Один номер журнала там стоил уже 30-50 рублей, модное платье - сотни. Столичным аристократам не помогали даже подарки царей – земли, пенсии, драгоценности. Например, канцлер Екатерины граф Воронцов получил 190 тысяч гульденов (долг Голландии), дом за 217 тысяч, 50 тысяч в подарок, пенсию 7 тысяч в год, но всю жизнь «бился как рыба об лед», потому что тоже обязан был для поддержания статуса давать 3 бала ежегодно. Таким образом, если деревенские помещики жили по средствам, приумножая доходы, и тратили их на детей, то столичная знать не расходы подгоняла под доходы, а старалась доходы увеличить. Про таких людей говорят: «Расточитель завтракает с Излишеством, обедает с недостатком, ужинает с нищетою, ложится спать с позором». Отец Онегина вовремя умер.

Итак, у отца Онегина расходы выше доходов из-за стремления к престижу.Откуда же берутся доходы?

Б. «Бизнес на селе».

Дворянин – прежде всего помещик. Доход он получает от сельского хозяйства. Как можно было повысить доходность, рентабельность предприятия?

Во-первых, можно увеличить производительность труда, улучшить орудия труда, агротехнику, применить удобрения, новые методы обработки земли, новые сорта культур. Надо также заинтересовать крестьян в повышении урожайности. Этот способ самый верный, но он противоречит убеждениям дворян. Недаром соседи прозвали Онегина сумасбродом и фармазоном, когда он отменил барщину. Расчетливые увидели в этом «страшный вред».

Во-вторых, можно просто захватить новые земли и новых крестьян. Этот способ годился при Екатерине, его упоминал еще Фамусов в «Горе от ума». При Александре, ее внуке, земли и пенсии так не раздавали. Муж Татьяны Лариной, как она сказала, «в сраженьях изувечен, и нас за то ласкает двор», но ни о каких подачках тут нет и речи.

Проще всего повысить повинности и оброки крестьян. Именно этот прием демонстрирует Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Но быстрый доход скоро прекратится. Что возьмешь с нищих мужиков?

Как видим, Онегин попытался провести улучшения, но долго они его не интересовали, и в деревне он стал жить курортником. Может быть, потому, что не вышло сразу и быстро? Наверное, поэтому «лукаво улыбнулся» другой сосед.

Давайте-ка для разрядки проведем тест на предпринимательскую жилку в главных героях.

Результат ожидаемый. Онегин - весьма посредственный бизнесмен. Совсем иное у Лариной. Как вы считаете, какие качества помогают женщинам в бизнесе?

В. «Бизнес-вумен Прасковья Ларина». Опыт восстановления биографии.

Наша героиня родилась примерно в 1782-85 году. Ведь у нее дочь 1803 года рождения. В девичестве ее называли Полиной. Лучшая подруга Полины – княжна Алина, москвичка, полуфранцуженка по воспитанию, кокетка и модница.

Первое, что мы узнаем о матери Татьяны, это ее безумная любовь к герою Ричардсона, о котором она знала лишь понаслышке от той же Алины. Молодая девушка представляет знакомого сержанта-гвардейца в образе благородного героя Грандисона, хотя на самом деле ее избранник франт и игрок. Получается, что не только Татьяна, но и ее мать влюблялись впервые по-книжному, не зная жизни.

Но Полина привыкла прислушиваться к чужому мнению, никогда не была одинока («бывало, писывала кровью она в альбомы нежных дев»). Княжна Алина была наставницей на все случаи жизни. Родители выдали девушку замуж по своему усмотрению за доброго и порядочного человека, который увез ее в деревню подальше от горьких воспоминаний. Он-то и был настоящим Грандисоном. И тут произошло превращение. Послушная ученица княжны Алины сперва «с супругом чуть не развелась», но уехать к родителям было нельзя, а денег на бракоразводный процесс, опыта взяток и подкупов церковных судей тоже не было.  Зато появились хозяйственные заботы. Ей открылся секрет, как «самодержавно управлять» поместьем и мужем, никого не спросясь.  И тут настоящее имя, русское, из святцев, вернулось к героине. Заброшены французские моды. Селина, горничная-подружка, стала служанкой Акулькой. Сентиментальная барышня из романов стала русской помещицей. От всего чудачества осталась любовь дочери к книгам.

Прасковья Ларина, вдова екатерининского бригадира, помещица среднего достатка, хозяйничает по-старому, сама все проверяет. Ее девушки даже при сборе ягод поют. Чтоб не съесть лишнего. Она сама отдает в солдаты нерадивых. Это тоже товар.

Для поездки в Москву ей впервые пришлось одолжить у соседа. Она едет на своих лошадях, со своими припасами. Это не так удобно, зато дешевле. И везет она снова товар на ярмарку – «ярмарку невест». Жизнь и бизнес в деревне выветрили у Прасковьи Лариной романтические представления. Пусть даже Онегин называет ее «милой старушкой», но дочь для героини – это товар, который надо вовремя сбыть с рук.

Рекламная пауза.

Вы услышали в сообщении, что Татьяна – своего рода товар на ярмарке невест. Уж если ее везут на ярмарку, определим характеристики данного товара. ( Товар длительного пользования, индивидуального потребления, высокой степени надежности, срок службы – век, дизайн – «комильфо», престижность высокая, приспосабливается к местным условиям без особых доработок, невысокая цена продажи, невысокая стоимость обслуживания (не модница), нет возможности выбора, представлен единственным экземпляром.) Как видите, товар уникальный, но есть возможность подражать ей. Для такого товара потребителя можно и в Москве поискать, и в долги влезть. Но отдают его только за высокие качества души. Оттдают герою 12 года, другу Онегина.

Беседа. Некоторые черты пушкинских героев стали нам понятнее и ближе. В будущем вы познакомитесь с героиней Островского, которая называла себя вещью, дорогой вещью. А пока вспомните у Пушкина героиню, которую украли, заплатив позже 7 рублей. (Дуня ) Какой герой «повестей Белкина» - настоящий русский барин? Кто хозяйничает по английской методе?  Как ведет бизнес гробовщик? Как женились герои Пушкина? На бедных или богатых? В какой книге показана дикая, алчная жажда денег?

3.Каким же был сам автор «Онегина»?

 Доклад группы учащихся  «Издательская деятельность А.С.Пушкина».

Уважаемые дамы и господа! Наша группа аналитиков  провела анализ предпринимательской деятельности издателя журнала «Современник»  А.С.Пушкина.

Проанализировав частные письма к нему господ Краевского А. и Одоевского В., опубликованные в книге «Жизнь Пушкина» том 2 страница 272, мы утверждаем, что Пушкин А.С. предпринял издание на невыгодных для себя условиях. Он вам подбирал произведения, сам платил за них авторам и обязался печатать хотя бы одно собственное стихотворение или повесть. Он же вел и критическую часть журнала. Компаньоны вели научный отдел (1-2 статьи) и Заботились о наборе, печати и продаже.

Но из тех же писем видно. Что Пушкин А.С. заботился также о печати и сумел уменьшить стоимость печати с 50 рублей до 40 за лист. Компаньоны предполагали открыть свой магазин для уменьшения расходов на продажу, но не выполнили условия договора.

Предполагалось выпустить 1000 экземпляров журнала и получить за них 50 000 рублей. Доход каждого пайщика составил  бы 10 000 рублей. Подписалось только 700 абонентов. Но Пушкин добился этого, уменьшив цену до 25 рублей. С учетом выгодной печати доход за годовую подписку мог составить 4600 рублей. То есть менее половины ожидаемого.

По сообщениям самого А.С.Пушкина, в год на нужды семьи он тратит 30 000 рублей. Из этого следует. Что издательская деятельность обеспечивает его семью на 2 месяца.

Наша рекомендация. Журнал как нерентабельный закрыть. Поскольку господин Пушкин имеет долгу перед казной 20 000 за напечатание «Истории Пугачевского бунта» за 1834 год и 30 000 за 1835 год, рекомендовать ему заняться другими видами бизнеса и не печататься больше. Если же вышепоименованный Пушкин обратится в казну вновь за деньгами, отказать ему до уплаты долгов.

Беседа.  Почему Пушкин издает дешевый журнал? Почему он доверяет компаньонам? Вспомните о его долгах, оплаченных казной после смерти поэта. Что было бы, если бы поэт выполнил «рекомендации» наших аналитиков?

4. Итог семинара. Чем удивил вас Пушкин сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.

Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя....

Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин»

Листая страницы вновь. Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин» Коновалова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Пушкино ...

Подготовка к ЕГЭ по литературе ("Евгений Онегин")

Задания С1, С2 из ЕГЭ по литературе...

Интегрированный урок в 5 классе математика и экономика

Тема урока "Дроби и семейная математика"...

План урока по роману " Евгений Онегин"

План-конспект урока по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...

Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.

Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.Ключевые слова: метапредметность, компетенции, ме...


 

Комментарии

Клокова Елена Федоровна

Огромное Вам спасибо за талантливый урок, объясняющий суть "экономического таланта" Евгения Онегина. С нетерпением ищу повода использовать Ваш уникальный материал.
Е.Ф.

Спасибо большое за отклик. Очень рада быть кому-то полезной.

Чернышев Александр Юрьевич

Юлия Юрьевна, никогда не проводил интегрированные уроки. Дольше собирался... Но в моих лекциях всегда присутствуют литературные сюжеты. Вот и сегодня на обществознании с первокурсниками колледжа рассматривали ( точнее, я рассматривал, студентам еще предстоит прочитать) поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" как своеобразное социологическое исследование социальной структуры общества. А пока у меня накопился материал для практикума (http://nsportal.ru/node/667806), который постоянно пополняется. С помощью студентов. А теперь и с Вашей помощью. Обязательно воспользуюсь Вашей разработкой в соответствующем блоке моего предмета. Спасибо.

Интегрированный" урок - это для гостей. Жизнь интегрированная. Ведь все мы обычно говорим "обо всем", что подвернется внимательному взгляду читателя. Бегу смотреть по вашей ссылке.