Интегрированный урок в 5 классе математика и экономика
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Капустина Светлана Анатольевна

Тема урока "Дроби и семейная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirov._urok_v_5_klasse_matematika-ekonomika.odt19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5 классе математика и экономика.

Учитель  математики  СОШ № 10

 Капустина Светлана Анатольевна,

учитель экономики

  Шмальченко  Марина Николаевна

Тема урока: «Обыкновенные дроби и семейная математика».

Цель урока:

закрепить знания обучающихся по темам «Обыкновенные дроби», «Бюджет семьи», показать прикладное значение математики в экономике».

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Сценарий урока.

Стих (читает ученик и держит в руках монету достоинством 3 коп.) «Маму в магазин провожает сын...»

Учитель экономики комментирует стих, задаёт вопросы обучающимся. Делают ребята вывод, что запросы должны соответствовать имеющимся средствам.

Учитель математики.

 Семья -опора и основа государства. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Важно, ребята, чтобы каждый из вас умел применять знания полученные в школе на благо семьи.

Сегодня мы применим математические знания в экономике, «ведь одно сегодня стоит двух завтра»(Франклин)

На экране слайд №1 объявляется тема урока.

          слайд №2 — цель урока

           слайд №3- « Все науки тяготеют к математике».

    Блез Паскаль утверждал, что случайные открытия делают только подготовленные умы.

«Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает» Рабле.

 В течение урока школьники будут вести лист результативности, оценивая свою работу.

Проводится математическая разминка.

Учитель экономики предлагает  экономические задачи:

  1. Та сумма, что заплатит покупатель,

та сумма, что устроит продавца,

как мера для обмена товаров,

на рынке называется (цена)

  1. Мишка коммерсантом стал,

У лисы кредит он взял.

Через год он разорился и в (банкрота) превратился.

Учитель математики.

 Сегодня на уроке мы будем составлять бюджет семьи Сидоровых на месяц. В семье двое детей: Сидоров Олег, ученик 4 кл. МОУ СОШ №10,

Сидорова Елена- студентка РГАТА.

(На доске приготовлена таблица  для заполнения в течение урока)

№ п/п

Вид дохода

Размер, в рублях

№ п/п

Вид расхода

Размер, в рублях

1

Зарплата папы

12000

1

Питание

10555

2

Зарплата мамы

9000

2

Одежда

800

3

Пенсия бабушки

3600

3

Квартплата и коммун. услуги

3500

4

Стипендия сестры

800

4

Налоги

2730

5

Проценты по денежному вкладу в банке

500

5

Досуг

500

6

Транспорт

2100

7

Отдых

5200

8

Непредвиденные расходы

515

Итого

25900

25900

(Данные, выделенные курсивом обучающиеся вписывают по ходу

выполнения заданий).

Учитель математики.

Определим размер дохода семьи Сидоровых.

 На экране по вариантам с/р.

(слайд № 4,5).   1 вариант.  

  1.  Папа купил телевизор за 8000 руб., что составляет 2/3 его зарплаты. Найдите размер папиной зарплаты.
  2. За хорошую учебу своего сына мама с папой купили ему новый компьютер за 18000 руб. Пенсия бабушки составляет 1/5 стоимости компьютера.   Найдите пенсию бабушки.

            2 вариант.

  1.  При увеличении маминой зарплаты на 1/10 она бы составила 9900 рублей. Какова зарплата мамы в действительности?
  2. Старшая сестра мечтает принять участие в игре «Кто хочет стать миллионером?» и выиграть 10000 рублей. Её стипендия составляет 2/25 от этой суммы. Определите стипендию сестры.

Вычислите общую сумму дохода.

Учитель экономики. Что входит в потребительскую корзину

Учитель математики. Приступаем к работе по определению размера расхода денежных средств семьи Сидоровых.

Класс делится на группы, каждая из которых получает собственное задание. (см. приложение)

Расходы на отдых.  

Семья отправилась на легковом автомобиле в путешествие по маршруту Рыбинск-Москва-Анапа. В первый день они проехали 7/20 всего пути, во второй день – 8/20 пути, а в третий день они проехали остаток пути – 650 км. Сколько пришлось заплатить за бензин от Рыбинска до Анапы, если цена 1 литра составляет 20 рублей? (расход бензина 10 л на 100 км)

Расходы на питание.  

  1. Составьте из предложенных продуктов потребительскую корзину.
  2. Вычислите денежные расходы на питание на одного человека в семье.
  3. Найдите сумму расхода на питание семье из 5 человек.

Определите расходы на одежду.  

Дружна семья – мама, папа, сестра и я отправились в магазин за продуктами. Было у нас 3000 рублей. Израсходовали на продукты 2/15 всей суммы, а 4/13 оставшейся суммы на одежду. Сколько денег потратили на одежду?

 Начисление подоходного налога.

 Найдите      

1. 0,13 от 12000 руб.,

2. 13/100 от 9000 руб.,

3. Суммируйте полученные результаты.

Расчет транспортных расходов.  

Решите цепочку вычислений и получите сумму, которую расходует семья на проезд в общественном транспорте:  18 9/10 – ( 7,8 + 9,4)=

                                                 +5,3 =  

                                                                   

                                  300               =

Одна из групп совершает «прогулку» вместе с семьёй Сидоровых.

(На доске заранее развешены красочные рекламные плакаты в содержании которых используются обыкновенные дроби, сделанные рукам учащихся).

Внимание Сидоровых привлекает реклама.

  1. Вот реклама магазинов «Позитроника». Сидоровой Елене как раз нужен новый компьютер. Сколько же он будет стоить с учётом скидки.
  2. Бабушка в этой семье любит по вечерам пить чай с конфетами и её естественно привлекла реклама продукции шоколадной фабрики «РотФронт». Сколько видов шоколадных конфет предлагает фабрика
  3. А вот интересное объявление заметил глава семьи : аукцион породистых лошадей. Все дружно решили посетить аукцион.

Сколько денег потратила семья на билеты

Можно ли отнести данную сумму к расходам на досуг

  1. Мама, сторонница здорового образа жизни заинтересовалась скидками на фрукты...

Полученные результаты заносятся в таблицу на доске.

Подсчитывается общая сумма расходов.

Учитель экономики. Какой вид семейного бюджета получился: сбалансированный или дефицитный?

Учитель математики.

Надеемся, что вы, ребята, поняли, как важно уметь составлять семейный бюджет и теперь будите помогать родителям в его разработке и анализе.

Физкультминутка экономической направленности: назвать противоположное по смыслу слово и выполнить одновременно физическое упражнение.

( дорого-дёшево, продавец-покупатель, прибыль –убыток, оптом –в розницу, много-мало ...)

Учитель математики. Игра «математическое лото» (см. приложение.)

Вернёмся в семью Сидоровых.

Как то вечером Сидоров Олег размышлял над экономико-математическими вопросами, которые встретились ему в кроссворде. Ребята, давайте вместе с Олегом ответим на эти вопросы.( слайд № 6,7)

Посещая магазины,  читая прессу, анализируя телепередачи, семья Сидоровых постоянно сталкивалась с экономико-математическими задачами. Некоторые из них предлагаем решить вам по выбору(задачи разного уровня сложности) (см. приложение).  

Экономико- математические задачи.

  1. В магазине скидка на все товары 0,1. Старая цена фена 2000 рублей. Какова новая цена с учетом скидки? (2 балла)
  2. Во многих семьях из развитых стран мира на питание уходит 1/5 семейного бюджета. Расходы на питание семьи в России в среднем составляют 9\20.  В каком семейном бюджете выше доля расходов на питание? (2 балла)
  3. Стоимость потребительской корзины среднестатистического москвича в начале 2004 года равнялась 3309 руб. В то же самое время в городе Александрове стоимость прожиточного минимума составляла 2/3 от этой суммы. определите величину прожиточного минимума в Александрове.

(1 балл)

  1. На приобретение кухонной посуды семья потратила 1/7 имевшейся суммы, постельного белья 2/7 суммы, а на оставшиеся деньги 2400 руб. купили сканер. Сколько денег было у семьи перед походом в магазины?

Проверка решенных задач в «Справочном бюро» (слайд №8).

Учитель экономики. Анаграмма (слайд № 9)

Учитель математики проводит рефлексию ( слайд № 10)

Учителя задают д/з.

Заключение: дав человеку рыбу, ты накормишь его один раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь. (китайская мудрость)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.

Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...

Интегрированный урок обществознания и математики в 10 классе

Интересная и хорошая идея пришла нам в голову накануне выборов в Государственную Думу и Президента РФ. Вот где раздолье для фантазии и возможность совместить несовместимое. Согласитесь! Не просто найт...

География и математика -интегрированный урок 6 класс

урок 6класс "География и математика "...

Интегрированный урок по технологии, математике, развитию речи. 3 класс, школа 8 вида

Открытый урок дан в 3 классе коррекционной школы-интерната, в ходе работы над проектом "Танграм"....

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...

Презентация к интегрированному уроку 6 класс (математика и русский язык)

Дополнение у конспекту урока с иплользованием ИКТ...