Создание и развитие книжной культуры в системе классной и внеклассной работы учителя-словесника
методическая разработка по литературе на тему

Новикова Наталия Павловна

Размышления об актуальности создания и развития книжной культуры школьников как важнейшей миссии учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание и развитие книжной культуры в системе классной и внеклассной работы учителя-словесника

(Эскиз программы)

   

 Пояснительная записка

(Размышления об актуальности создания и развития книжной культуры школьников как важнейшей миссии учителя)

Периодически разгораются дискуссии о преподавании литературы.

Наиболее жаркие споры  возникли в 60 – 80 годы, когда дискуссия о преподавании литературы как школьного предмета захлестнула прессу (и не только педагогическую!). Её участники – учителя, научные работники, представители искусства, писатели – спорили о том, какое направление, литературоведческое или человековедческое (психолого-педагогическое), должно стать основным при изучении школьного курса литературы. Цель подобной дискуссии понятна: выбрать оптимальный путь для приобщения учеников к художественной литературе.

В 2010 году на страницах газеты «Литература» (Издательский дом «Первое сентября») вспыхнула дискуссия, высветившая ту же проблему, но под иным углом зрения. Инициатор обсуждения, учитель литературы московской школы №179 Инна Яковлевна Кленицкая задала вопросы: «Зачем изучать в школе литературу? Зачем мы идём на урок литературы? Зачем читаем с детьми книги? Зачем мы нужны нашим ученикам?»

Поиски ответа подтолкнули меня к раздумьям о том, как развивать книжную культуру наших детей. А это сегодня необходимо и жизненно важно. Почему?

Пока учёные, методисты, психологи, практикующие учителя спорят о выборе направления, технологий обучения, отборе программных произведений для изучения в школе, соответствии их возрастным особенностям детей, традиционной и новаторской  (с точки зрения современности) их интерпретации, наши дети всё меньше и меньше читают художественную литературу. Не секрет, что основная проблема учителя литературы сегодня – это не проблема выбора технологии обучения, а нежелание детей читать художественные произведения. Это нежелание ощущается как учителями общеобразовательных школ, так и учителями лицеев с углублённым изучением предметов естественно-математического цикла и даже отчасти учителями гимназий гуманитарного профиля.  

Да, эта проблема существовала  давно, но сейчас она стала особенно актуальна.

Каковы причины этого феномена?

Наверно, все согласятся с тем, что любое художественное произведение  - это прежде всего рассказанная история. Чтение в первую очередь утоляет нашу жажду интересных историй.

Утоляя эту жажду, мы давно уже обратились к голубому экрану, который работает бесперебойно, как конвейер, нанизывая мультфильмы, сериалы и триллеры в нескончаемое ожерелье из взаимозаменяемых штампов, выдавая нам ежедневный паёк фантазий. Наши дети забивают ими голову примерно так же, как набивают суррогатами желудок: есть сытость, но нет питательности. Ничего не задерживается. После так же пусто, как и до.

Есть шокирующие цифры: в среднем 2 часа в день ученики проводят перед телевизором, а в выходные – 8 – 10 часов, то есть около 30 часов в неделю против 2 – 4 часов литературы в школе. Кроме того, смотреть ТV – процесс пассивный, создаётся иллюзия отдыха  от проблем. Чтение – процесс активный. При чтении всё надо воображать.

А если добавить к этой причине ложные ценности современного общества потребления, засилье электроники, игры, зомбирующие детей, перегрузки в школе и после школы? Ведь не секрет, что сейчас большинство родителей, стремясь  к всестороннему развитию своего ребёнка и реально не оценивая его возможности, заполняют всё оставшееся после школы время занятиями в нескольких секциях, студиях и т.д. Например, вполне житейская ситуация: с 3 до 5 музыкальная или художественная школа, с 5 до 6 вокал или гитара, с 6.30 до 8 танцы или секция футбола…  И никакой надежды хоть четверть часа побыть наедине с собой! Откуда взяться душевному голоду при такой смене впечатлений? Книга в такой ситуации – кирпич на голову, материализовавшаяся скука!

Это причины очевидные. Но совсем недавно я прочитала книгу французского писателя Даниэля Пеннака со странным названием «Как роман». Это совершенно замечательное эссе, главный пафос которого оказался удивительно созвучным моим размышлениям. С точки зрения автора, названные мной причины не единственные и даже не главные. Он утверждает, что главные виновники того, что дети не читают, родители и отчасти сами школьные учителя.

Трудно поверить? Попробуем прислушаться к его аргументам.

Д.Пеннак утверждает, что в каждом ребёнке потенциально заложена жажда чтения, а родители в раннем детстве разжигают его «читательский аппетит»  до такой степени, что ему не терпится начать читать. Каким  образом им это невольно удаётся? «Вечерний ритуал чтения, когда он был маленьким, был сродни молитве»,- так описывает автор минуты перед сном, когда ребёнку читали или рассказывали сказку родители. Вечернее чтение освобождало от обид. «Мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит: близость. Вечерняя сказка освобождала от груза дня». Всё это давалось даром. Чтение было даром. Подарком. Ребёнку не терпелось узнать буквы, чтобы складывать их в слова. И вот он этому научился. С восторгом читает первые слова, первые предложения... Он школьник.  Родители, считая свою миссию выполненной, отказываются от вечерней сказки, вечернего чтения.

Учитель в школе, в свою очередь, работает над техникой чтения, и родители проявляют твёрдость: ребёнок должен непременно прочитывать вслух положенную страницу в день и понимать смысл прочитанного. А это труд, тяжёлый и не всегда успешный. Так чтение превращается в бич детства. Настойчивые вопросы о смысле прочитанного порождают страх не понять. «Чтение требует уединения и безмолвия, - пишет Д.Пеннак. – Хорошенькое было бы дело, если б на каждом повороте нашего чтения на нас наскакивали с вопросами: «Ну как? Нравится? Ты всё понял? Изволь отчитаться!».

Что же мы сделали с идеальным читателем, каким был наш ребёнок в то время, когда сами мы были сразу и сказителем, и книгой? И писатель отвечает: «Мы же предали его!.. Когда-то он, сказка и мы составляли нераздельную Троицу, воссоединявшуюся каждый вечер; теперь он оставлен один на один с враждебной книгой».

Что же делать? Как вернуть утраченную радость чтения?

Поддержать его угасающий энтузиазм, его желание учиться, прежде чем вменить ему в обязанность заучивать и отвечать на бесконечные вопросы по содержанию прочитанного. Не позволить себе «превратить в повинность то, что было удовольствием». Возобновить общее чтение. Не спрашивать ни о чём. Тогда наступит момент, и вопросы возникнут у него. Он начнёт перебивать взрослых и наконец заявит: «Я буду читать вместе с тобой!»

Но как помирить с книгами большого?

В школе для начала не обучать приёмам анализа, не натаскивать в комментировании и не затруднять доступ к книге, уничтожив естественную радость чтения. А ещё? «А что, если вместо того, чтобы заставлять читать, учитель вдруг решит поделиться собственной радостью чтения?» - предлагает Д.Пеннак.

Читать ученикам вслух! Старо как мир! Французский учитель и писатель убеждён, что это очень действенно: «Человек, читающий вслух, помогает нам добраться до книги. Он и вправду даёт читать».

Д.Пеннак приводит в качестве примера отрывок из воспоминаний студентки о любимом преподавателе литературы, поэте Жорже Перресе: «Главное, он читал нам вслух! И безоглядно верил в наше желание понять…»

И тогда очень скоро голос учителя становится помехой: одно удовольствие мешает другому, более утончённому – побыть наедине с книгой… Истинная радость от чтения и состоит в открытии этой необычайно личной связи: автор и я. Настало время учителю тихонечко, на цыпочках, удалиться.

И всё-таки остаётся страх, который надо преодолеть, чтобы вернуть вкус к чтению навсегда, - боязнь нескончаемости. Время, которое уйдёт на чтение книги, видится нескончаемой бесконечностью. Но вот интересный результат подсчётов: если читать один час в день, за неделю можно легко «управиться» с романом в 280 – 300 страниц. 7200 страниц за учебный год! 14 романов по 500 страниц! Всего за каких-то 5 часов в неделю! Потрясающее открытие, которое меняет всё! «Вопрос не в том, есть ли у меня время читать, но  в том, подарю я себе или нет счастье быть  читателем», - убеждён Д.Пеннак.

«Единственное условие этого примирения с чтением: ничего не требовать взамен. Не выстраивать вокруг книги никакой стены предварительных сведений. Не задавать ни единого вопроса. Ни малейшего задания. Не добавлять ни слова к словам прочитанных страниц. Никаких оценок, никаких объяснений лексики, никаких анализов текста, никаких биографических данных, - настаивает он. – Чтение – подарок. Читать и ждать. Любознательность не вынуждают, её пробуждают».

И ещё совет: «Не только читать, но и рассказывать… Нет лучшего способа пробудить читательский аппетит, чем подразнить запахом аппетитного чтения».

Кроме того, Д.Пеннак интересно формулирует 10 неотъемлемых прав читателя. Но это тема отдельного разговора.

Познакомившись с книгой Д.Пеннака, невольно задаёшь вопрос: неужели так всё просто? Если бы!..

Когда уже были написаны эти строки, я открыла последний январский номер газеты «Литература» (Издательский дом «Первое сентября») и как стимул к моим дальнейшим размышлениям прочитала интервью с Дмитрием Быковым, в котором приводится фрагмент из его эссе: «Так что дети хотят и будут читать… Штука в том, чтобы их к этому подтолкнуть. И здесь, коллеги, мы должны вести себя так же хитро, агрессивно и временами цинично, как разведчик, вербующий осведомителей, или агитатор, призывающий рекрутов записываться в элитный спецназ.

Мы должны прибегать к самым сильным, лобовым и нижепоясным приёмам – читать вслух или по ролям, рассказывать сюжет и обрывать на самом интересном месте, проводить параллели с современностью (что мне всегда казалось дурным тоном – но сегодня иначе невозможно, мы их попросту не прошибём). Мы должны разрешить предельно свободные интерпретации, любые дискуссии и даже ролевые игры на классические сюжеты. Мы не должны стесняться провокативных высказываний. Мы должны грубо подольщаться, давая им почувствовать себя умными».

Как хорошо и мудро!

Несомненно одно: создание и развитие книжной культуры наших детей становится важнейшей миссией учителя!

Какие формы работы я как учитель могу предложить, основываясь на собственном 36-летнем опыте работы? Размышления привели меня к написанию того, что я бы назвала эскизом программы по созданию и развитию книжной культуры школьников в системе классной и внеклассной работы учителя – словесника.  

Формы работы

по созданию и развитию книжной культуры школьников

                                                            Читайте, чтобы жить!

                                                                     Гюстав Флобер – Луизе Колле

1.Читать вслух! Это беспроигрышный вариант работы по пробуждению интереса к чтению, проверенный временем и опробованный на классах с очень разным уровнем развития и дисциплины.

 Здесь возможно всё: читать с начала, читать с середины, читать один яркий эпизод, содержание которого вызовет желание читать самому, чтобы узнать, чем же всё закончится. Только читать не маленькими кусочками и не прерывать чтение для комментирования прочитанного! На одном дыхании! Только так можно утолить детскую жажду интересных историй.

Если есть возможность, читать наизусть. Когда мы в 9 классе начинаем «Евгения Онегина», я заранее не объявляю тему. Текстов нет. Читаю весь урок наизусть, как подарок. Обычно успеваю прочитать только первую главу, иногда ещё несколько строф из второй, до Ленского, иногда и первую главу не до конца. Это почему-то всегда получается по-разному.  Но начинаю урок всегда со стихотворения А.Ахматовой:

                          И было сердцу нечего не надо,

                          Когда пила я этот зной:

                           «Онегина» воздушная громада,

                          Как облако, стояла надо мной!

А дальше французский эпиграф – только по-русски (как было бы здорово, если бы могла по-французски!) -  и посвящение Плетнёву (конечно, всё наизусть). И уже на лицах интерес. Кто-то уже прочитал, но не обратил на эти строки особого внимания, для кого-то это совершенно новое. По мере чтения первых строф интерес растёт и появляется удивление на лицах. Не ожидали! И того, что учитель читает наизусть не стихотворение, а роман, и того, что ведь, оказывается, вот как интересно. (А я и хотела удивить!) Но вот выражение лиц постепенно  меняется. У кого-то удивление сменяется задумчивым интересом, кто-то вслушивается с усилием понять, но все лица такие одухотворённые! Как люблю я их в эти минуты душевной близости! А когда вдруг звенит звонок, обычно на середине строфы, никто на него не реагирует! Это счастливые мгновения в жизни учителя. Через много лет эхо воспоминаний доносит от первых выпускников: «А как вы нам «Онегина» читали!» Но главное для меня даже не это, а то, что ведь после этих минут общего душевного подъёма обязательно прочитают роман и полюбят его героев. Теперь обречены на эту любовь!

2.Рассказывать сюжет, иногда рассчитывая так, чтобы звонок оборвал рассказ на самом интересном месте. После этого мало кто не загорится желанием дочитать, интересно же, чем кончится то, что так загадочно (или страшно, или романтично, или смешно) началось.

3.Проводить уроки-семинары по внеклассному чтению, расширяя читательский кругозор детей. Для этого отбирать действительно яркие произведения с захватывающим сюжетом и дающие пищу для сердца и ума. Иногда это могут быть произведения не очень известные или незаслуженно забытые. Условие одно – книги эти должны быть очень интересны самому учителю. Увлечённость книгой обязательно передаётся детям! А какой след в душе оставляет книга, не только прочитанная с интересом, но и обсуждённая в классе со сверстниками и с учителем! Обычно с выпускниками на последнем уроке я провожу небольшую анкету с несколькими вопросами, один из которых звучит так: «По какому произведению были самые интересные уроки?» Ответы первых выпускников удивили. Среди произведений, названия которых я ожидала увидеть, с изумлением увидела в двух анкетах одно и то же произведение, по  которому  был  урок-семинар в  7 классе - трилогию А.Я.Бруштейн «Дорога уходит в даль…» Люблю эту книгу с детства. Не могла не предложить её своему любимому 7В. Прочитала полторы страницы первой главы (помню начало наизусть): «Я у мамы с папой одна. Ни братьев у меня, ни сестёр…» Предложила за лето прочитать (а книга толстая – три повести: «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна»), в сентябре дала примерные вопросы. Обсуждали так, что урока не хватило. Продолжили обсуждение на классном часу. А почти через 4 года двое назвали эти уроки самыми интересными. Сейчас эта книга, по-моему,  незаслуженно забыта. По крайней мере, я много лет не встречала её на полках книжных магазинов. И только в позапрошлом году в «Букве» с радостью и удивлением увидела. Правда, без иллюстраций, да и печать не лучшего качества. Сказала своим семиклассникам, что видела в магазине интересную книгу – мою любимую. Через несколько дней зашла – ни одного экземпляра. Продали. Хватило не всем. На уроке-семинаре видела у детей распечатки из Интернета. Дети порадовали. А родители удивили. На родительском собрании кто-то сказал про книгу, которую помогали детям искать: «Какая интересная!» Никто раньше не слышал о ней, а тут несколько человек, заразившись энтузиазмом от детей, раскрыли детскую книгу и стали читать. А для детей это дополнительный стимул к чтению: «И маме интересно!»

4.Возродить традицию семейного чтения, может быть, в новой форме. Читать вместе с подростком каждый вечер книгу вслух – это несколько утопично, принимая во внимание темп жизни и всеобщую загруженность. Но лучшим, что мы прочли, мы обязаны чаще всего тому, кто нам дорог. И с теми, кто нам дорог, мы об этом и заговорим. Если мама или папа, а может быть, бабушка или дедушка с интересом или даже восторгом расскажут о книге, которую читают сейчас или прочитали в детстве, есть шанс, что у ребёнка возникнет желание тоже прочитать.

 Наверно, в любой интеллигентной семье есть книги, которые читает не одно поколение. От них исходит особый аромат, они полны тайны и особого обаяния. Их читали, переворачивали их страницы руки тех, кто дорог, или тех, кто незнаком, потому что давно ушёл из жизни, но это родные люди, и так интересно узнать, что волновало их. Как часто на страницах старых книг можно увидеть карандашные пометки: что-то подчёркнуто, какие-то слова обведены, иногда выцветшая от времени, полустёртая запись на полях. Что волновало родного человека много лет назад? Может быть, прочитав, поговорить об этом с мамой или папой, бабушкой или дедушкой?

И ещё мысль, к которой подтолкнули родители, обсуждавшие детскую книгу на родительском собрании.

5.А если в школе провести совместное обсуждение книги детьми, родителями, может быть, бабушками и дедушками, учителем? Выбрать для этого небольшой рассказ, заинтересовать, начав читать, а дальше прочитать самостоятельно и всем вместе обсудить! Учителю вопросы для обсуждения поинтереснее приготовить. В современной литературе есть интересные произведения малых жанров, например Людмилы Петрушевской «Дядя Гриша», «Слова», Евгения Попова «Тихоходная барка «Надежда», Татьяны Толстой «Соня», Марины Вишневецкой «Брысь, крокодил!», Петра Алешковского «История о прекрасной Зинаиде, капитане Федотове и курсанте Котельникове», Виктора Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII», Ольги Сульчицкой «Настоящее», «Игра в метро», «Нигде не сказано», «Любовь», Людмилы Улицкой «Цю-юрих», Романа Сенчина «В обратную сторону» и другие. Много интересного можно найти в Интернет – журнале молодых писателей России «Пролог» (www.ijp.ru/show/about.php).  

6.Составить Золотые книжные полки родителей по русской и зарубежной литературе (полки памяти). Что это такое и зачем нужно? Это списки любимых книг, прочитанных нашими родными в детстве и юности. После памятного родительского собрания с обсуждением книги я попросила родителей, бабушек и дедушек написать названия и авторов их любимых детских книг (по одной книге русских и зарубежных писателей), чтобы объединить их в список книг для Золотой книжной полки. Некоторые, не сумев выбрать самую-самую любимую, написали названия двух – трёх. Не удивительно, что какие-то названия повторились. Включив абсолютно все книги в список, мы получили Золотую книжную полку наших родителей. Напечатав, я раздала экземпляры детям. Изучали их вместе, обсуждали. Дети получили новые ориентиры в книжном мире, которым можно верить и по которым можно путешествовать (см. Приложение). Но что ещё может расширить читательский горизонт детей?

7.Периодически проводить минутки отзывов о прочитанных книгах «Знакомьтесь: моё любимое!». Как правило, дети заранее готовят отзыв о любимой книге минут на пять в качестве фрагмента урока или минут на десять для классного часа. Польза двойная: заинтересовывая других, ребёнок учится правильно строить устное высказывание, говорить эмоционально, выразительно, грамотно. Надо сказать, что маленькие больше любят эту форму работы, чем старшеклассники.

8.Для старшеклассников интересна такая форма внеклассной работы, как литературные дебаты. Для меня такая форма работы является новой. Она очень интересна прежде всего самим ученикам. Работа в команде, распределение ролей (первый спикер, второй спикер, третий спикер), подбор материала для выступления, товарищеская взаимопомощь и ответственность каждого за общий результат – всё это не только сплачивает подростков, но и развивает их духовно и интеллектуально. Вот некоторые темы литературных дебатов: «Молчалины блаженствуют на свете?», «Татьяна – идеал русской женщины?», «Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?»

9.Проводить литературные викторины, активизирующие интерес школьников к прочитанным произведениям. Детям всегда интересно решать задачки на узнавание героев, авторов, названий прочитанных книг. Во время викторин царит дух азарта, хорошего соперничества. Радость от правильного ответа заставляет пережить счастливые минуты. Всё это стимулирует интерес к книгам, к чтению. В Приложении я даю материал трёх викторин, разработанных мною. Каждую из них я проводила несколько раз, и всегда они вызывали у детей живой интерес.

10.Проводить литературные игры. Они всегда интересны ученикам независимо от возраста. Много интересного материала представлено в серии книг В.А.Малюгиной, О.Г.Черных «Игровые уроки по литературе» (отдельные выпуски для каждого класса с 5 по 11). Москва, издательство «ВАКО», 2009 год. В своей работе я также использую «Сценарии литературного клуба» Е.Н.Перовой, М.И.Цукановой. Здесь представлены оригинальные сценарии, литературные гостиные, поэтические вечера, спектакли, инсценировки для 5 – 11 классов. Москва, издательство «ВАКО», 2007 год. Для работы с 5 – 9 классами большую помощь может оказать книга О.Н.Харитоновой «Занимательная литература. Игры и викторины». Москва, издательство «Рольф», 2002 год.

11. Посещать спектакли по произведениям, изучаемым в школе, а также спектакли, интересные для их возраста. Всегда бывает интересно после спектакля обсудить сюжет, игру героев. Младшим всегда нравятся спектакли, в которых много разных эффектов, старшие любят следить за чувствами героев. Даже мюзиклы, на которые мы ходим ежегодно в дни зимних каникул, по-своему расширяют кругозор детей и, как ни парадоксально, стимулируют интерес к литературе.

12.Обучать написанию отзывов и рецензированию.  Эта работа помогает с большим интересом относиться к прочитанному. Ученик глубже осмысливает произведение. Даже в обычном отзыве, рассказывая о своих чувствах и о своём отношении к прочитанной книге, ребёнок заново переживает события. Он старается вспомнить интересные эпизоды, заново переживает их, и книга кажется ещё интереснее. А рецензия помогает глубже осмыслить прочитанное. Мне помогает старая книга «Развивайте дар слова» (Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров»). Москва, «Просвещение», 1982 год. Более новая книга – «Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования». Москва, издательство «Мнемозина»,   2006  год.   Последняя  книга  адресована  ученикам   10 – 11 классов. В ней интересная подборка рассказов и к каждому система вопросов, помогающих написать рецензию.

13.Вести дневники летнего чтения. С пятого класса ведём такие дневники. Пишем в толстых тетрадях. Многие дети в одной тетради пишут до 11 класса. Очень интересно и учителю, и родителям, и самим детям видеть, как меняется не только почерк, но и содержание отзывов, стиль, как постепенно отзывы перерастают в маленькие рецензии. В начале таких дневников много рисунков, сделанных детьми. Те, кто хорошо рисует, часто продолжают рисовать и в более старшем возрасте. Трогательное стремление изобразить героев любимых произведений говорит об интересе учеников к прочитанным книгам.    

14.Интересно писать письмо литературному герою. Такая форма работы будит творческую фантазию и обостряет интерес к прочитанному.

15. Составлять списки литературы для чтения. И не только по программе, а и для души. В Приложении я даю несколько составленных мною списков книг. Кроме того, и школьникам, и учителям интересно будет посетить сообщество «Детская библиотека интересов» по адресу http://kid-home-lib.livejournal.com. Там постоянно возникают о обсуждаются разнообразные списки книг. А также можно посмотреть, например, сюда: http://kid-home-lib.livejournal.com./13920.html  или сюда: http://kid-home-lib.livejournal.com./139944.html.

16.Обязательно говорить с детьми о целях изучения литературы. Главных целей три.

Во-первых, каждому из нас выдали жизнь в конкретных обстоятельствах. А если ты хочешь побывать в Древнем Риме, попутешествовать на просторах Африки или побывать на Северном полюсе, сразиться с разбойниками, с драконами или вместе с тремя мушкетёрами отправиться в Англию – для этого существуют книги. Количество жизней резко увеличивается, если ты хороший читатель.

Во-вторых, литература даёт способы осознавать, что происходит с тобой и с окружающими, и, облекая это в слова, получать возможность на это влиять. Психологи знают: первый этап работы со многими проблемами – назвать чувство или идею. Именно литература сообщает нам, какие они бывают, и даёт для этого слова.

В-третьих, литература, особенно классика, - это способ рефлексии общества. Изучая литературу разных эпох и направлений, мы узнаём, почему сейчас именно такое представление о добре и зле, о роли человека и государства, мужчины и женщины и т.д. А также выясняем, что эти представления могут быть самые разные. При этом получаем «кирпичики» для строительства собственной системы ценностей и можем осознанно их выбирать.

А ещё можно добавить, что важно, как общие книги объединяют людей разных материальных и культурных слоёв, разных возрастов. Это снижает уровень напряжённости в обществе.

17.Соблюдать неотъемлемые права читателя, сформулированные Д.Пеннаком в книге «Как роман».

Вот эти права.

          1.Право не читать.

          2.Право перескакивать.

          3.Право не дочитывать.

          4.Право перечитывать.

          5.Право читать что попало.

          6.Право на боваризм, состоящий «в исключительном и безотлагательном удовлетворении жажды острых ощущений:воображение кипит, нервы трепещут, сердце колотится, адреналин бьёт ключом, вживание в образ не знает удержу, и мозг принимает (ненадолго) гусей повседневности за лебедей романтики»

           7.Право читать где попало.

           8.Право втыкаться. «Это значит, что мы позволяем себе выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть её на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у нас в распоряжении только эта минутка и есть».

           9.Право читать вслух.

           10.Право молчать о прочитанном.

Приложение

1.Золотая книжная полка наших родителей (русская литература).

2.Золотая книжная полка наших родителей (зарубежная литература).

3.Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина.

4.Литературная викторина «По страницам прочитанных книг» для учащихся 5-х классов.

5.Литературная викторина «По страницам прочитанного» для учащихся 6-х классов.

7.Списки книг для чтения учащимся 5 -9 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского

Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности"....

Кожина ИА Интеграционные технологии в работе учителя словесника. Презентация Microsoft Office PowerPoint

Авторская презентация учителя представляет собой иллюстративный материал к статье  "Интеграционные технологии в работе учителя-словесника при изучении творчества А.Н.островского в 10 классе", опу...

Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.

В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...

Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.

В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

В статье освещена система работы учителя-словесника по использованию краеведческого материала с целью воспитания нравственных качеств учащихся...

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качес...

Некоторые приемы развития речи учащихся средней школы (из опыта работы учителя-словесника)

В работе представлены некоторые приемы работы по развитию речи учащихся средней школы....