Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Зуева Ольга Евгеньевна

Сценарий комбинированного  урока по литературе в 11 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 37 I вида

 

Тема урока: Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zueva_o.e._-_scenariy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий комбинированного  урока по литературе в 11 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 37 I вида

Тема урока: Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова

Цели урока.

Обучающая:

-знакомство с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, ее художественными особенностями; формирование читательской, коммуникативной и компьютерной компетенций;

Коррекционная:

-автоматизировать произносительные навыки, активизировать и уточнять словарь;

Воспитательная:

-воспитывать культуру общения, самостоятельность и активность на уроке.

Задачи урока

1. Развитие речи учащихся. Работа над произношением.

2. Выяснение авторской идеи о благотворном воздействии молитвы на душу человека.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, наглядные материалы, интернет.

Ход урока

Этап урока

№ слайда

1.Орг. момент.      Запись темы урока в тетрадь.                                                                                                            

1

2. Беседа.

Сообщение цели урока.

Работа с дежурным звуком.

 Для начала выясним, что же такое молитва в вашем понимании.

 (Ответы учеников).

Обобщение учителя. 

Далее - учащиеся самостоятельно находят определение слова «молитва» в Толковом словаре, записывают в тетрадь.

2-4

3.Изучение нового. Слово учителя.

  1. Вся русская классическая литература проникнута христианскими идеалами добра, милосердия и любви.
  2. В  творчестве лучших писателей  19, да и 20 века обязательно есть жанр молитвы, тема Богообщения.

Знакомство с текстом.

Чтение текста стихотворение. Отработка произношения.

5-7

3. Анализ стихотворения. Разбор лексики стихотворения.


  1. 1.Каковы первые впечатления о стихотворении. О чем оно?
  2. 2.В каком случае человек обращается к молитве?
  3. 3. Что происходит с лирическим героем  стихотворения во время молитвы?

 (молитва чудная, сила благодатная, святая прелесть, благодать – анализ лексем)

Фронтальная беседа.





 

8-9

4.Самостоятельная работа

Подумайте, найдите в тексте и запишите в тетрадь


  1. Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
  2. Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

Ответы на вопросы проблемного характера.

Обобщение.

 

10

5. Подведение итогов анализа стихотворения. Интерпретация.

Как бы ни был поэт огорчен, удручен, обижен — в молитве он находит успокоение и одновременно черпает новые силы для продолжения своего поступательного движения вперед.

В стихотворении «Молитва» Лермонтов открывается с совершенно иной стороны, он понимает безысходность сущего, но сидеть и ждать «прекрасного будущего» или «конца света» не желает. Он полон жизни, творческих замыслов, готов бросить вызов всем, поэтому автору необходима поддержка, дружеское участие, а где их найти - только у «неба». И поэт возносит молитву Творцу, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который непременно приведет его к задуманному. Недаром тысячелетия люди шепчут слова молитв Богу, надеясь на его защиту и покровительство, ведь в этих нехитрых словах заключена магия.

Это одно из поздних стихотворений Лермонтова (ему здесь  лишь 25 лет), оно отражает сложившееся мировоззрение художника, бескомпромиссное отношение к жизни и избранному пути.



11-16

6. Заполнение таблицы. Определение жанровых особенностей  стихотворения. Выводы.

Сравнить:

Особенности молитвы как жанра лирики.

Что значит молитва для верующего человека?


Чтение с губ (молитва, стихотворение, лирический герой)



 

17



7.Итог урока

-Что вы вспомнили сегодня, что узнали, чему научились?

Самостоятельные связные высказывания, ответы по опорным словам и словосочетаниям

8.Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение.
  2. Подобрать в интернете иллюстрации по теме стихотворения.

18

Литература

  1. Анализ лирического произведения в старших классах, сб. статей, Москва, «Просвещение, 2005г.
  2. Красовский В.Е., Леденев А.В., Ситников В.П., Быков Н.Г. Большая литературная энциклопедия. - М.,ОЛМА-ПРЕСС,2003
  3. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- М. , Правда, 1988.

  1. Литература, учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений, 9 класс. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.И.Коровин, И.С.Збарский, М., «Просвещение», 2003
  2. Маранцман В.Г. «Нетрадиционные уроки литературы  9-11 классы»,  М. «Дрофа» 2008

  1. Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр.// Прямая и непрямая коммуникация: workinggroup.org.ua/publzulinsk.shtml  
  2. «Программы общеобразовательных учреждений»  5-11 классы  по редакцией В.Я.Коровиной , Москва, «Просвещение, 2005г.
  3. Поурочные разработки по литературе, универсальное издание, М. «Вако» 2008 – ред. И.В.Золотарева, Н.В.Егорова.
  4. Словарь литературоведческих терминов, сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев, М., «Просвещение», 2005

Приложение1.

МОЛИТВА

В минуту жизни
трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну
молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть
сила благодатная
В
созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как
бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,

Приложение 2.

Особенности молитвы как жанра лирики

Молитва для верующего

Молитва - это стихотворение,

в котором лирический герой

обращается к Богу, Божией Матери,

ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении.

Беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха,

страстей земных.


Это упование на благое разрешение всех нестроений, стремление приблизиться к Отцу Небесному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Хокку как жанр японской поэзии".

Презентация  «Хокку как жанр японской поэзии» используется на уроке литературы в 7 классе. Её просмотр дает возможность учащимся познакомиться с культурой Японии, узнать, как появились хокку, в ч...

Презентация "Новые жанры в поэзии"

Материал может быть использован в работе с одаренными детьми....

презентация "Молитва как жанр в контексте отечественной литературы"

Данная презентация поможет при подготовке к уроку внеклассного чтения, при подготовке индивидуального задания для ученика....

Ожук дажы – национальный жанр тувинской поэзии.

Конспект урока литературы для 10 класса...

Ожук дажы – национальный жанр тувинской поэзии.

Конспект урока литературы для 10 класса...

Хокку как основной жанр японской поэзии

Урок в 7 классе по литературе....

Урок литературы в 10 классе "Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова"

Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова, относящихся к жанру молитвы....