Ожук дажы – национальный жанр тувинской поэзии.
план-конспект урока (10 класс) на тему

Ооржак Менги Нагаан-оолович

Конспект урока литературы для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ozhuk_dazhy_na_russkom_yaz.zip864.77 КБ

Предварительный просмотр:

Ооржак Менги Нагаан-оолович,

 Учитель тувинского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. Турана.

Тема урока: Ожук дажы – национальный жанр тувинской поэзии.

(10 класс)

Цели урока: 1. Образовательная: дать понятие о термине, понятии «ожук дажы”  как о  национальном жанре тувинской поэзии в сравнении с  поэзией малых форм на примере

– тувинского фольклора;

– памятников енисейской письменности;

–  японских «хокку».

2. Развивающая: развивать навыки анализа стихотворения, умение соотносить категории общее-частное, сходство-различие, содержание-форма.

3. Воспитательная:  формировать эстетическое отношение к действительности, интерес к культуре своего и других народов.

Задачи:

– работа  с текстом загадок-триад, образцов древнетюркской рунической письменности (VIII-XII вв.), в частности, Элегестинской надписи Енисея, японских хокку;

– подведение к проблеме урока;

– постановка цели и задач для учащихся;

– заполнение таблицы – проведение сравнительного анализа тувинских ожук дажы и японских хокку.

–  подведение к выводу: ответ по проблеме урока.

Оборудование:  интерактивная доска, проектор, презентации по частям урока.

Словарная работа:  тувинские загадки-триады, Енисейские эпитафии, ожук дажы, хокку, сакура.

Планируемые образовательные результаты:

 а) предметные: отработка навыков диалогической речи, выразительного чтения и анализ стихотворения на основе использования проблемных задач;

б)  метапредметные: самостоятельно ставить учебную задачу, цели; аргументированно строить высказывание; понимать содержание прочитанного текста; проводить литературную параллель;

в) личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развивать чувство сопереживания и доброты.

 Технологии: предметно-ориентированная, личностно-ориентированная, ИКТ, коммуникативная технология.

Методы: исследовательский; наглядный, проблемно-поисковый.

Приёмы: самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа учащимися по поставленной проблеме.

ХОД УРОКА:

I. Организационный  момент

Учитель: Добрый день!  Сегодня  я вас приглашаю  в  чарующий и  прекрасный  мир  поэзии.  Очень  надеюсь, что  вы  сделаете  для  себя новые открытия, духовно  обогатитесь.

    На этом  уроке  нам  понадобятся  знания  из  теории литературы, из  теории  стихосложения.  Чтобы  освежить ваши  знания, поработаем  в  группах.  На  ваших столах  тексты  стихов тувинских  поэтов.  Ваша  задача  определить  к какому  жанру  относится  стихотворение,  рассказать об  особенностях  того или иного  жанра.

Слайд № 1.                                           Монгуш Кенин-Лопсан

Был сын у дяди моего,

Любил он девушку одну.

Я вспоминаю, как его

Мы проводили на войну.

Его навек земля взяла.

Но чудится его отцу,

Что конь сыновний – Сарала –

Мчит парня к отчему крыльцу.

Березы корень взял старик,

Игрушку вырезал – коня,

Он с ним здороваться привык,

С ним говорить в начале дня.

И гладит ласково, и ждет:

А вдруг и вправду сын придет?

                          (Перевод Ильи Фонякова)

Ответ 1-го ученика:  -  Стихотворение  М. Кенин-Лопсана    относится  к  жанру  сонет.  Этот жанр  заимствован    из  английской, итальянской  поэзии.  Особенность его в том, что  стихотворение  состоит из  14  строк:  первые  три  строфы -  катрен, четвертая  строфа  состоит из  двух строк. Соблюдается  аллитерация.  Основная  мысль -  память  отца  о  погибшем на  войне  сыне, выражается  через  отношение  к  коню.

Автор

Жанр

Признаки жанра

Во-первых,

Во-вторых,

 В третьих,

Из какой литературы заимствован этот жанр?

Учитель: - Хорошо, молодцы, спасибо!

Слайд № 2.                                            Эдуард Мижит

                   НАЧАЛО

Родник,

словно новорожденный,

забавно сучащий

ручками и ножками,

вырос в ручеек,

как в шаловливого мальчугана.

Еще не скоро

он станет океаном –

седовласым и мудрым

дедом.

Ответ 2-го ученика: - Стихотворение  Э. Мижита   написано в жанре  верлибра -  свободного  стиха.  Верлибр  заимствован  из  французской  поэзии.  Отсутствует  начальная аллитерация - рифма.  Целостность    придается  мыслью   о  ручейке,  которому  предстоит  вырасти  и  влиться  в море.  Здесь  важным  является  ход  мысли, философский подтекст- человек, его  жизненный путь.

Учитель: -  Спасибо!

Слайд №3 

Перевод:                       Холодной ночью замерзнув,

                                       Сосульки словно пальцы,

                                       Вцепились за края крыши.        

Ответ 3-го ученика:  В  трехстишии  Ю. Кюнзегеша  соблюдается  и  рифма,  и  ритм, поэтический  образ  создается  с  помощью  метафоры, эпитета.  Стихотворение  написано  в жанре  хокку, который    заимствован из  японской литературы.

Учитель: -  Так  ли  это?  Все  согласны  с  тем, что  трехстишия  заимствованы  из  японской литературы?

Учащиеся  - Да.

-Учитель: - Некоторые   тоже  так   думают.  А я  считаю, что  трехстишия  тувинских  поэтов  не   заимствованы  из  японской литературы, а  наш  национальный, исконно   тувинский   жанр. Итак, о чем мы будем говорить на уроке…

 

Ответ:  Ожук  дажы.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Откройте, тетради, запишите тему нашего урока. 

Слайд № 4.  - Три  камня  очага  для  тувинской  культуры -  символ  устойчивости, крепости  семейных  уз,  многофункциональности  вещей, адаптивности  кочевника  к окружающей  среде.  Из  трех  камней  легко  сложить очаг  в  любых  условиях.  Огонь  тувинцы  относят  к  главному  из  первоэлементов  жизни  - Огонь – творец. Все  живое, имеющее  душу, несет в себе  частичку  огня.

Учитель:  Как  вы  думаете, почему  я вас  рассадил  таким  образом, т.е.  в три  группы.

Ответ: - Наверное, подобно  трем  камням  очага.

Учитель: - Подобно  трем  камням  очага, если  мы  не  обоснуем  свои  ответы, не  получим  равновесия.  

Учитель:   Моя  цель:  убедить  вас  в  правильности  своей  мысли  о  том, что  «Ожук  дажы» - исконно  наш  тувинский  жанр.  Для этого я   попросил  вас  дома  поработать в  трех  группах. Ваши  проекты и  есть  доказательство  моей  мысли.  Как  вы думаете, сколько  аргументов  мы  услышим  для  доказательства  данной  мысли?

Ответ: - Три.

III. Актуализация знаний, необходимых для изучения поэзии.

Учитель: -  Правильно. Первый  аргумент  предъявит  первая  группа, защитит свой проект.

Слайд № 5.

Ученица: -   Символика  числа  3.  Во  многих  культурах  число  три  относят к   магическим.  Для  тувинской  культуры  это,  прежде  всего,  традиционное  мировоззрение о  трехмерности  пространства.  Многочисленные  петроглифы  на  территории  Тувы и  Хакасии  ученые  интерпретируют  как  выражение  понятия  о  трех  мирах:  верхнем, среднем, нижнем. Число  3  символизирует  и  три  времени:  настоящее, прошедшее, будущее,  связь  трех  поколений,   три  ценности  тувинцев:  родная земля, родной народ, родной  язык.

Учитель:  - Следующее слово предоставим второй группе,     выскажут   свой  аргумент.

Слайд № 6.

Ученица:  На  территории   Тувы  и  Хакасии  обнаружено  более  180  каменных  стел  с тюркскими  руническими  письменами.  Это  эпитафии  в честь  погибших  героев.  Памятников  орхоно-енисейской письменности  с  трехстрочными  надписями  больше, чем  с  четырехстрочными, пятистрочными.   Это  свидетельство  того, что  в  древнетюркской литературе  существовал  жанр  трехстишия.  

        Йегин Алп Туран – это  имя мое, его я по праву героя ношу.

        В  шестьдесят   лет  от  родни  отлучился,

        С  славным  званием  бека,  от  кагана  отделился.

В  первой  строке  говорится  об  имени  героя,  во  второй строке  о  его  славных  делах, о  доблести, в  третьей – сожаление  о  своем  уходе  из  этого  мира.

Слайд № 7.

Учитель:  Академик  С.Е. Малов  назвал  эти  надписи  эпитафиями – образцами  кладбищенской  поэзии. Как  вы  думаете, можно  ли  назвать  эти  надписи  стихами.

Ученица:  Да.  Они  ритмически  организованы, имеют  рифму, для  выражения  мысли  используются  поэтические  средства выразительности.

Учитель:  Спасибо. Приглашаю  третью  группу.

Слайд № 8.

Ученик:   В  устном  народном  творчестве  тувинцев, бурят -  тюрко-монгольских народов   имеются   оригинальные  трехстишия.  Это  загадки –триады.  Это  стихи, потому что   в  них  есть  рифма, ритм, который создается  определенным количеством  слогов, используются  художественно-изобразительные   средства  поэтического  образа.  Например, «Три  быстрых  на  свете?»

Ответ:

:

    Слайд № 9. 

   Вопрос:  Три  главных ценности?

   Ответ: Первая  ценность –дети

                Вторая  ценность -  образование,

                Третья  ценность  - имущество и скот.

    Слайд № 10.

    Вопрос: Три белых у человека?

     Ответ: У растущего зубы белые,

                   У умершего кости белые,

                   У состарившего волосы белые.

   

Учитель:  Таким  образом,  жанр  «ожук  дажы»  в   тувинской  поэзии  не  заимствование  из  японской  литературы, а  исконно  тувинский  жанр. Его  истоки  в  памятниках   древнетюркской письменности  и  в  устном  народном  творчестве тувинцев.

     

III. Закрепление умений анализа поэтических произведений.

Учитель: Число три, понятие триединства (триада) имеет ритуальное и символическое значение в материальной и духовной культуре многих народов мира, в том числе и тувинского. Особенно в религиозно-мифологическом мировоззрении тройственные образы играют особыю роль.

          Учитель: Три камня очага – символ традиционного образа жизни и культуры кочевника, образ мира в виде триединства. Очаг у тувинцев, как и у других тюрко-монгольских кочевых народов, является почетным, священным, жертвенным местом. Три камня, служившее вместо треножника, вызывали чувство устойчивости, крепости и покоя у кочевников-скотоводов. Какую же внутреннюю, духовную силу придавали три камня очага под синим небом древним воинам, которые, глядя на очаг, чувствовали свое единство с Природой, Родиной, народом!

Рассмотрим поэтические особенности современного трехстишия ожук дажы. Примечательно определяющее структуру и суть данной поэтической формы символ – название, которое искусно выражено в трехстишии Юрия Кюнзегеша:

Слайд № 11

        Камни очага – вот образец моих стихов.

        Тепло огня его –

        Души моей  неугасимое пламя.

Учитель:  Три  стиха, как три камня очага, каждый существует отдельно и в то же время вместе, т.е. подчинены главной поэтической мысли стихотворения. Как и расстояние камней между собой и каждого камня до огня (образ главной поэтической мысли), так и взаимосвязь трех стихов должна быть одинакова. Следовательно, все элементы стихотворения связаны между собой общей целью выражения мысли, что обеспечивает целостность стихотворения.

Слайд № 12.

Учитель:   По мнению ученого, литературного критика Людмилы Мижит, термин “ожук дажы”, который означает три камня очага, по отношению к поэзии впервые употребил народный поэт Республики Тыва Юрий Кюнзегеш.

      Для  закрепления, проведем  следующую  работу:  я  вам  раздам  трехстишия  тувинских  поэтов  и  хокку  Басё.  Вам  надо прочитать их, подумать и  заполнить  таблицу, определить  черты сходства  и  различия  трехстиший  тувинских  поэтов и  хокку  Басё.  

3.1.Групповая работа:  определите размер, художественно-изобразительные средства тувинских трехстиший.    

Слайд № 13. 1-ая  группа:        

                        Алдар-сураг кулактарны кумнай кааптар.

                        Алдын-мɵңгүн карактарны хаптай кааптар.

                         Аасты … чүгле мерген угаан хаап болур.

                                                                           (Эдуард  Мижит)

Слайд № 14. 2-ая группа:

   Каңмыыл кежик сүрүп чорааш,

   Хараганга ызыртынды.

  Хаттың шоодуу кончуг-ла-дыр.

                                    

           

Слайд № 15. 3-я группа:

    Отта тиккен кежик пажын чайгылдырбас

   Ожуувустуң үшкү дажы немешкен-дир.

  Оолдуг болган олчавыстың улуун, сарыым.

                                                   (Антон Уержаа)

Учитель: В этом трехстишии образно определена необходимость третьего очага.

Ожидаемые выводы:

Ожук дажы имеет следующие характеристики:

– размеры строк  (8, 12);

– виды аллитераций (в основном, строфическое);

– присутствие рифмы;

– используются метафоры, эпитеты.

Учитель: Особенность тувинских трехстиший в том, что в поэзии других тюркоязычных народов, в частности, алтайцев, хакасов, якутов,  данный жанр практически отсутствует. Поэтому, для сравнительного анализа мы обратимся к японскому хокку.

3.2   О мастере хокку Басё

Слайд №16

 Мастер хокку японский поэт – Мацуо  Басё (1644-1694).

Сообщение о Басё  (Хомушку Чыжыргана, 1 мин.)    

  Мацуо Басё  (псевдоним); по достижении совершеннолетия – Мунэфуса ещё одно имя – Дзинситиро  (1644, Уэнопровинция Ига, – 12.10.1694, Осака) – великий японский поэт, теоретик стиха, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайкай.

Родился в семье самурая. С 1664 в Киото изучал поэзию. Был на государственной службе с 1672 в Эдо (ныне Токио), затем учителем поэзии. Среди современников Мацуо получил известность в первую очередь как мастер рэнга. Басё – создатель жанра и эстетики хокку. В его стиле – изящная простота, ассоциативность, гармония прекрасного, глубина постижения гармонии мира.

В 1680-е годы Басё, руководствуясь философией буддийской школы Дзэн, в основу своего творчества положил принцип «озарения». Поэтическое наследие Басё представлено 7 антологиями, созданными им и его учениками, а также предисловиями к книгам и стихам, письмами, содержащими мысли об искусстве и взгляды на процесс поэтического творчества. Поэзия и эстетика Басё оказали влияние на развитие японской литературы средних веков и Нового времени.

Учитель: Сейчас  внимательно прочитайте хокку Басё  и ответьте на следующие вопросы.  

         Слайд № 17.

   На голой ветке

   Ворон сидит одиноко.

   Осенний вечер.  (Басё)

Учитель:   Какое время года автор рисует?

Ожидаемый ответ: Осень.

Учитель: Каково состояние души лирического героя?

Ожидаемый ответ: Грусть, печаль.  

Учитель: А теперь рассмотрим композиции стиха.

Ожидаемый ответ: Стихотворение состоит из 3-х строк, слоги в строках: 5-7-5. Нет рифмы.

Учитель: Используются ли тропы в японском хокку?

Ожидаемый ответ: Эпитеты голая ветка, осенний вечер.

Учитель: Стихотворение похоже на монохромный рисунок тушью. Ничего лишнего, все предельно просто. При помощи нескольких умело выбранных деталей создана картина поздней осени. Чувствуется отсутствие ветра, природа словно замерла в грустной неподвижности. Поэтический образ, казалось бы, чуть намечен, но обладает большой емкостью и, завораживая, уводит за собой. Кажется, что смотришь в воды реки, дно которой очень глубоко. И в то же время он предельно конкретен. Поэт изобразил реальный пейзаж возле своей хижины и через него – свое душевное состояние. Не об одиночестве ворона говорит он, а о своем собственном.

Воображению читателя оставлен большой простор. Вместе с поэтом он может испытать чувство печали, навеянное осенней природой, или разделить с ним тоску, рожденную глубоко личными переживаниями.

Учитель:  Иногда все хокку целиком – развернутая метафора, но ее прямое значение обычно скрыто в подтексте.

                  Из сердцевины пиона

                 Медленно выползает пчела...

                  О, с какой неохотой!

Басё сложил это стихотворение, расставаясь с гостеприимным домом своего друга (ведь он был и оставался странствующим поэтом).

Было бы, однако, ошибкой в каждом хокку искать подобный двойной смысл. Чаще всего хокку – конкретное изображение реального мира, не требующее и не допускающее никакого другого толкования.

Учитель: Какую особенность хокку вы заметили?

Ожидаемый ответ: размер хокку – 5, 7, 5. Отсутствие рифмы, эпитетов, метафор; картины природы, «сезонная лирика», отсутствие наставления.

3.3 Групповая работа – заполнение таблицы на интерактивной доске.

Слайды № 18-19.

Жанр стихотворения

Ожук дажы (тувинские трехстишия)

Хокку

Число строк

3

3

Слоги с строках

8 или  12

5, 7, 5

Выразительные средства языка

+

, +

Рифма

+

Времена года

+ -

+

Пейзаж

+ -

+

Назидание

+

-

Философский смысл

+

+

Сходство: ожук дажы и хокку имеют по три строки.

Различия: поэтическая суть и обаяние хокку в предельном лаконизме каждой строки трехстишия, в недосказанности, отказе от метафор и образных эпитетов.

Тувинское трехстишие характеризуется разнообразием средств поэтической изобразительности: сравнений, метафор, параллелизма и т.д. Соблюдаются начальные, иногда и концевые, рифмы. Число слогов больше, чем в хокку.

Учитель: Назовите истоки ожук дажы.

Ожидаемые ответы:

1. Тувинские загадки-триады, пословицы, поговорки;

2. Енисейские эпитафии.

 

Итог урока: Тувинское трехстишие по внешней форме близко к японскому хокку (хайку). Но сказать, что ожук дажы является заимствованным жанром, сложно, так как заимствовать прославленные своей лаконичностью и смысловой емкостью японские трехстишия по их канонам просто невозможно.

По мнению ученого Людмилы Мижит, тувинское трёхстишие «Ожук дажы – первый национальный жанр тувинской поэзии».          

Таким образом, мы можем сказать, что ожук дажы – плод внутреннего развития и совершенствования тувинской поэзии. Это говорит о том, что тувинская поэзия имеет глубокие и мощные корни, подтверждающая также мысль о ее пластичности, богатстве внутреннего резерва, и, как следствие, о наличии немалой потенциальной энергии для дальнейшего развития. А жанровое обогащение тувинской поэзии в последние годы – факт непрерывной эволюции художественного процесса, основанного на традиционной культуре.

Учитель: При помощи тестов проверим то, что вы узнали на этом уроке.  

Слайд № 20. Вопросы

  1. Какие жанры поэзии знаете в форме трехстиший?
  2. Сколько слогов в ожук дажы?
  3. Назовите имя мастера японского хокку?
  4. Кто является автором термина «ожук дажы»?
  5. Когда появился «ожук дажы» как отдельный жанр в тувинской поэзии?
  6. Что такое загадки-триады?
  7. Как называют «кладбищенскую поэзию» в литературе?
  8. Назовите истоки ожук дажы?

Слайд № 21. Ответы

1. Хокку, сиджо, трехстишия.

2.  8, 12

3.  Мацуо  Басё

4.  Юрий Кюнзегеш

5. В конце XX века

6. Загадки, требующие 3 ответа

7. Эпитафия

8. Загадки-триады в тувинском фольклоре, енисейские эпитафии.

Оценка

Каждый правильный ответ – 1 балл.

7-8 б.  – «5»;

5-6  б. – «4»;  

4 б. –  «3».

IV. Рефлексия.

Учитель: Определите свое согласие или несогласие со следующими утверждениями.

1. Я сегодня открыл для себя что-то новое…

 2. Мне было интересно …

V. Домашнее задание:

а) Самостоятельно сочинить 3-4 ожук дажы.

б) Сделать полный разбор 2-3-х трехстиший  Ю. Кюнзегеша.

в) Написать сочинение-рассуждение по теме следующего трёхстишия – ожук дажы: Аас-кежик ɵнчү кылдыр

              Ада-ɵгбе дамчып келбес.

             Ону кижи боду тывар.  (А. Даржай)

    Счастье в виде наследства

    Не переходит от предков.

    Каждый сам его должен найти.

Использованная литература:

1.   Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2006.

2. Бурят улустуң аас чогаалындан. Триада-тывызыктар.  М. Кужугет орузундан очулдурган. – Улуг-Хем, №1. Кызыл, 2002, ар. 126-130.

3. Кенин-Лопсан М.Б. Тɵлге: сонеттер. – Кызыл, Тываның ном үндүрер чери, 2003. – 112 ар.

4. Мижит Л.С. Тувинское трехстишие. Триада в тувинской традиционной культуре. ТИГИ. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013. – 138 с.

5. Мижит Э.Б. Расколотый миг. Стихи. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2011. – 128 с.

6. Ожук дажы. Тувинские трехстишия. Антология. /Сост., вступ. ст. и комм. Л.С.Мижит. Перевод с тув. Л.С.Мижит и Э.Б.Мижита. – Кызыл, 2004.

7. Русско-тувинский словарь / Под ред. Д. А. Монгуша.– М.: Рус. яз., 1980. – 664 с.

8. Толковый словарь тувинского языка / Под ред. Д.А. Монгуша. – Новосибирск: Наука, 2011. – 798 с. (Т. II: К – С).

9. Тыва сонеттиң антологиязы. С. Комбу чыып тургускан, эге сɵзүн бижээн. – Кызыл, Тываның ном үндүрер чери, 2002. –144 ар.

10. Японская лирика / Пер. В.В.Соколова, Под ред. В.Орлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», Мн.: Харвест, 2000.

11. http://сибирскиеогни.рф/content/sonety 

12. http://nervana.name/buddism/markova.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова

Сценарий комбинированного  урока по литературе в 11 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 37 I вида Тема урока: Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова...

Презентация "Хокку как жанр японской поэзии".

Презентация  «Хокку как жанр японской поэзии» используется на уроке литературы в 7 классе. Её просмотр дает возможность учащимся познакомиться с культурой Японии, узнать, как появились хокку, в ч...

Презентация "Новые жанры в поэзии"

Материал может быть использован в работе с одаренными детьми....

Шагаа - национальный праздник тувинского народа

       Шагаа - Новый год по восточному календарю. К нему тувинцы тщательно готовились. Проводился праздник по-этапно....

Ожук дажы – национальный жанр тувинской поэзии.

Конспект урока литературы для 10 класса...

Хокку как основной жанр японской поэзии

Урок в 7 классе по литературе....

Презентация к уроку "Хокку как основной жанр японской поэзии"

Презентация к уроку "Хокку как основной жанр японской поэзии"...