«Семейные ценности в древнерусской литературе»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Мананкова Наталья Николаевна



Интеллектуальная игра по литературе «Семейные ценности в древнерусской литературе» предназначена для учащихся 8-х классов

Цель  игры  -   развитие познавательного интереса у обучающихся 8-х  классов к древнерусской литературе, к семейным ценностям.

Задачи:

  1. развитие интеллектуальных способностей  учащихся 8 классов,
  2. привитие  интереса  к древнерусской литературе,
  3. воспитание учащихся в свете семейных ценностей,
  4. формирование умения работать в команде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по литературе

«Семейные ценности в древнерусской литературе»

(для учащихся 8-х классов)

Авторы: Березовская Л.Л. и Мананкова Н.Н.,

 учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 17»

г.Котласа Архангельская обл.

Цель  игры  -   развитие познавательного интереса у обучающихся 8-х  классов к древнерусской литературе, к семейным ценностям.

Задачи:

  1. развитие интеллектуальных способностей  учащихся 8 классов,
  2. привитие  интереса  к древнерусской литературе,
  3. воспитание учащихся в свете семейных ценностей,
  4. формирование умения работать в команде.

Ход игры:

Ведущий 1.Что такое семья? Слово, понятное всем, как “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Ведущий 2.Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

Ведущий 3.А что такое семейные ценности? Ценности можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными, если защищаются и отстаиваются её членами.

Ведущий 4.Ценности духовные - это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те же вопросы, но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её.

Ведущий 1.К духовным семейным ценностям относятся и семейные традиции, и семейные устои, и такие вопросы, как: Где начинаются и заканчиваются границы ответственности мужа, жены, сына, дочери? Как поддерживаются отношения с бабушками и дедушками и какую роль они играют в воспитании своих внуков? и многое другое.

Ведущий 2.Вместе это называется семейным укладом. Само слово уклад адресует нас к богине Ладе. Эту Богиню почитали как одну из самых важных в пантеоне славянских богов.  Лада олицетворяла собой любовь и семейное счастье. 

Ведущий 3.До нас дошли заветы Лады Богородицы:

  1. Да вложит любая Матерь Душу свою, да во все деяния свои, и сотворит в Доме своём Покой, Ладность и Радость.
  2. Чем больше детей будет в Родах ваших, тем больше Любви, Радости и Счастья пребудет в Родах ваших, ибо дети ваши укрепляют Роды ваши и приводят их к величию и процветанию.

И т.д.

Таким образом, к духовным ценностям можно отнести идеи сохранения определенного семейного порядка (уклада).

Ведущий 4.А мы сегодня посмотрим, какие семейные ценности считались главными в древнерусской литературе. Предлагаем вам поучаствовать в битве умов. Наш турнир «Семейные ценности в древнерусской литературе» состоит из 7 раундов:

  1. Разминка;
  2. Семейные узы;
  3. «Отцы и дети»;
  4. Ты – мне, я – тебе;
  5. Слово о словах;
  6. Поучение отрокам;
  7. Синквейн.

В игре победит команда, набравшая большее количество баллов. Оценивать вашу работу будет жюри (представить жюри).

1 РАУНД. Разминка (7 минут)

Задание: Вам предстоитответить на 7 вопросов. Вы отвечаете на них в форме теста, поднимая нужную букву, под которой, по вашему мнению, написан правильный ответ (на столах лежат листочки с буквами А, Б, В, Г).

1. Кто такой Аввакум?

А. Глава протестантизма

Б. Глава анархизма

В. Глава старообрядчества

Г. Глава русской православной церкви

Ответ: В

Комментарий: Старообрядцы особенно строги  в следовании Божьим заповедям, особенно в плане того, что касается семейных моральных устоев.

2. Какое отчество у протопопа Аввакума?

А. Иванович

Б. Петрович

В. Сидорович

Г. Маркович

Ответ: Б.

3. О какой будущей жене для себя молил юный Аввакум Господа?

А. О постнице и молитвеннице

Б. Не только красавице, но и умнице

В. О помощнице ко спасению

Г. О благонадёжной и чадолюбивой

Ответ: В

Комментарий: Жена должна помочь своему мужу прожить на этом свете достойно, чтобы спасти свою душу по смерти.

4. О ком так уважительно отзывается Аввакум:  «Гораздо … разумен и добр человек. Уж у него и своя седая борода, а гораздо почитает отца и боится его. Бог любит тех детей, которые почитают отцов»?

А.Иван

Б.Еремей

В.Епифаний

Г.Прокопей

Ответ: Б

Комментарий: Еремей - сын его идейного врага, и тем не менее! Аввакум уважает Еремея за почитание родителей.Иван и Прокопей – сыновья Аввакума.Епифаний – духовный отец Аввакума, сподвиг на написание жития.

5.  За исполнение каких Евангельских заповедей отдали свои жизни святые мученики Борис и Глеб?

А. Почитание отца и матери своей

Б. Любовь к ближнему своему, как к самому себе

В. Братолюбие и уважение к старшему брату

Г. Почитание жены и мужа своего:  не прелюбодействуй

Ответ: В

Комментарий:В произведении древнерусской литературы «Сказание о Борисе и Глебе» осуждается братоубийство и убийство других членов семьи.

6. Какое слово попущено в следующем предложении: «… сына своего в юности и упокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей».

А. Наказывай

Б. Балуй

В. Ругай

Г. Хвали

Ответ: А

Комментарий:В «Домострое» далее мы читаем: «и не жалея бей ребёнка: если прутом посечёшь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». Сейчас же телесные наказания в воспитательных целях запрещены, даже ограничение свободы детей является спорным вопросом.

7.«Отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь от других стран», - так отзывается Владимир Мономах о своём отце. Как звали отца Владимира Мономаха?

А. Игорь

Б. Святослав

В. Владимир

Г. Ярослав

Ответ:Г

Комментарий: В этих строках «Поучения Владимира Мономаха» подчёркнуто звучат чувства благодарности, уважения к своему отцу за то, что тот своим жизненным примером указал достойный путь своим детям.

Молодцы! Готовясь к сегодняшней игре, думаю, увидели, что семейные ценности, наряду с идеями единения государства, христианской традицией, были  одной из ведущих тем повествования.

Слово жюри.

2 РАУНД. Семейные узы (5 минут)

Задание: Вам предстоит прочитать фрагмент из древнерусского произведения, подумать и дать развёрнутый ответ на вопрос: Из какого произведения данный отрывок? Чьи это слова и о чём они? Кто знает, отвечает – «поднятая рука» (текст – на слайде).

1) -Долъго ли муки сея, …, будет?

-…, до самыя до смерти!

-Добро, …, ино ещё побредём.

Ответ: Разговор между протопопом Аввакумом и его женой, которая взроптала в дороге на тяготы пути. В этом эпизоде подчёркивается, что жена в Древней Руси готова была идти с мужем до конца, по выбранному им пути, «и в горе, и в радости».

2) -Зима еретическая на дворе.  Говорить ли мне или молчать? Связали вы меня.

   - Господи помилуй! Что ты … говоришь? Аз тя  и з детьми  благословляю: деръзайпроповедати слово Божие по-прежнему, а о нас не тужи; дондеже Бог изволит, живём вместе.

Ответ: Разговор между протопопом Аввакумом и его женой по возвращении из Сибирской ссылки. Аввакум сожалеет, что из-за безопасности семьи не может в полную силу бороться с никонианами. В этом эпизоде мы видим, как жена морально поддерживает мужа  в его борьбе, убеждает его продолжать начатое дело.  

Спасибо за ваши ответы! Хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, насколько важным было для людей Древней Руси семейное начало. Именно в семье, в кругу своих близких, человек черпал силы для дальнейших свершений.

Слово жюри.

3 РАУНД. «Отцы и дети» (5 минут)

«Отцы и дети», взаимоотношения родителей и детей - традиционная тема русской литературы. Свои истоки она берёт из древнерусской литературы.

Задание: Назовите произведение и героя древнерусской литературы (дано 3 фрагментапроизведений древнерусской литературы, задание выполняется письменно).

  1. «Рос отрок, окружён родительским попечением, и благодать божественная пребывала на нём, и Дух святой от рождения вселился в него».

Ответ: Феодосий Печерский из «Жития Феодосия Печерского».

Комментарий:Многое может дать человеку родительская любовь!

  1. «Сына своего приучал, заставляя заниматься торговым делом, чтобы мог сын по смерти родителя стать наследником имущества его».

Ответ:Фома из «Повести о Савве Грудцыне».

Комментарий:Как говорят литературные источники («Повесть о Савве Грудцыне»), уже в Древней Руси родители прививали своим детям любовь к труду, семейным трудовым династиям: желательно было, чтобы сын продолжал дело предков.

  1. «Учитель учил его с большим старанием, но отрок не слушал его и не мог научиться, не похож был на товарищей, учащихся с ним. За это часто бранили его родители».

Ответ:Варфоломей, он же Сергий Радонежский из «Жития Сергия Радонежского».

Комментарий:Исходя из этого фрагмента, мы можем судить о том, что в Древней Руси почитались образованные люди и родители заботились о том, чтобы их дети получали образование.

После того, как листочки сдаются жюри, озвучиваем правильные ответы (слайды).

Думаю, вы хорошо справились с этим заданием. И увидели, готовясь к сегодняшней игре, что в древнерусской литературе тема «отцов и детей» является традиционной. В произведениях Древней Руси звучат рекомендации, как нужно воспитывать своих детей; рассказывается о том, что может быть с непослушными детьми.

Слово жюри.

4 РАУНД. Ты – мне, я – тебе (5-10 минут, в зависимости от количества команд)

Одним из домашних заданий к сегодняшней игре было составление собственных вопросов о семейных ценностях в древнерусской литературе. Посмотрим, какие вопросы вы приготовили задать своим соперникам. Кто знает ответ на этот вопрос, поднимает руку и отвечает. Жюри в этом раунде будет оценивать и ваши ответы, и качество задаваемых вопросов.

Свой вопрос задаёт команда школы №…

Спасибо командам за интересные, каверзные вопросы и за полные, содержательные ответы.

Слово жюри.

5 РАУНД.  Слово о словах (5 минут)

Задание:Определите лексическое значение выделенных слов (задание выполняется письменно).

  1. «Протопопица моя приступи ко мне со опрятством  и  речеми…».

Ответ:с осторожностью, деликатно.

Комментарий: Жена протопопа Аввакума щадит чувства мужа, бережёт его, боится обидеть.

  1. «У протопопицы моей однарятка московская была».

Ответ: однобортный кафтан.

Комментарий:В повествовании на  него выменяли  четыре мешка ржи, и семья протопопа Аввакума сумела пережить голодное время.Жена пожертвовала нарядом ради семьи, хоть и была почти раздета.Проявила самопожертвование.

  1. «Пищаль – никогда не лжёт – приложася на сына».

Ответ:«пищаль» – ружьё, «не лжёт» – на даёт осечки.

Комментарий:Аввакум осуждает здесь попытку своего гонителя Афанасия Пашкова  убить своего собственного сына Еремея  за то, что юноша заступился заидейного врага отца – Аввакума.  

  1. Увидев на берегу озера отроковицу, великий и православный  мученик Георгий спросил её, так говоря «зачем стоишь так отроковица?»

Ответ:девочка-подросток.

Комментарий: В древнерусском произведении «Чудо со змеем, бывшее со святым великомучеником Георгием» отец, правитель Палестинского города Гевала, готов был отдать свою единственную дочь на съедение огромному змею ради спасения жителей этого города. Хочется подчеркнуть – палестинского города. В произведениях древнерусской литературы («Повесть о Савве Грудцыне», «Житие Сергия Радонежского» и др.) мы встречаем беззаветную родительскую любовь, часто – жертвенную любовь.

  1. «Царь же подивился их ответу мудрому и послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские».

Ответ: сын шурина-брата жены.

Комментарий:Батый в «Повести о разорении Рязани Батыем» посылает своего шурича на врага своего, а сам же отстранился таким образом от дела. В древнерусской литературе звучит мотив единения русских людей: брат помогает брату, отец – сыну, сын – отцу. Мы помним, что случилось с русским князем Игорем, который хотел себе «славу снискать».

Пока жюри проверяет ответы команд, озвучить правильные ответы (слайды).

Многие слова из древнерусского языка исчезли, забылись – мы их теперь не употребляем или употребляем редко, порой в изменившемся значении. Но посмотрите, в них, как и сейчас, заключается не только лексическое значение, но и отношение к происходящему, т.е. они, помимо всего, являются ещё и средством выразительности речи и характеристики героя.

Слово жюри.

6 РАУНД. Поучение отрокам. (5-10 минут, в зависимости от количества команд)

Вам предлагалось в качестве одного из домашнего задания – написание поучения о семье своим современникам. Одним из критериев оценки будет являться лаконичность, поскольку, во-первых, было оговорено, что ваше поучение должно включать не более 200 слов; во-вторых, краткость – сестра таланта.

Своё поучение озвучит команда школы №…

Спасибо командам за творческий подход к этому заданию. Хочется, чтобы ваши слова были услышаны, поэтому ваши работы мы передаём в отдел образования г.Котласа. Надеемся, Елена Николаевна найдёт достойное применение вашим работам, может, опубликует их на сайте г.Котласа.

Слово жюри.

7 РАУНД. Синквейн. (5-10 минут, в зависимости от количества команд)

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Например:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

 Пример, синквейн на тему «Государство», составленный ученицей 11 класса на уроке правоведения.

 Государство: (Заголовок)

 Независимое, правовое. (Два прилагательных)

 Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)

 Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)

Защита. (Резюме)

Задание: Написать Синквейн о нашей сегодняшней игре. (3 минуты на выполнение, потом команды зачитывают свои синквейны).

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного;

2 строка – одно числительное;

3 строка – два местоимения;

4 строка – три прилагательных;

5 строка - четыре глагола;

6 строка – фраза, несущая определенный смысл;

7 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Каждая команда озвучивает, что у них получилось (Этот раунд не оценивается).

Спасибо за тёплые слова в адрес нашего сегодняшнего мероприятия.

Ведущий 1. Наша игра подошла к концу. Вы заметили, что наша игра состояла из 7 раундов? И 7 строчек в синквейне – не случайно.  Ведь именно в этой цифре зашифровано ключевое слово нашей сегодняшней игры – семья.Сегодня мы с вами убедились, что семейные ценности являются одними из важных в нашей жизни, и увидели, что свои истоки эти ценности берут далеко-далеко – в Древней Руси.

Ну а теперь дело осталось за малым – подвести итоги игры.

Слово жюри (подведение итогов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Формирование семейных ценностей, изучаемых в курсе литературы 5-7 классов"

Роль семьи велика в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения.Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив – формирование у учащихся нравственных и духовных це...

Семейные и нравственные ценности в древнерусской литературе на примере "Повести о Петре и Февронии"

Урок литературы в 7 классе об осмыслении необходимости семейных ценностей и бережного отношения к ним , осознания значимости семьи как основы общества....

Сценарий классного часа по теме "Семейные ценности в литературе"

При создании данного сценария использованы не только литературные источники, но и материалы из истории, культуры, искусства...

Интеллектуальная игра "Семейные ценности в истории и литературе"

ЭОР для интегрированного мероприятия по истории и литературе в формате "Своя игра"Ссылка для скачивания https://cloud.mail.ru/public/4SrX/2mUMn6VNj...