Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме
В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;
показываем бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 341.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Антонова Оксана Викторовна
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В.МАЯКОВСКОГО
«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»
Цели: познакомить с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;
показать бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя;
Ил. А. Г. Тышлера.
I. Вступительное слово учителя.
«Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать», - писала о поэте Марина Цветаева. И сегодня мы как раз заворачиваем за тот поворот, за которым нас ждёт Маяковский. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» автор размышляет о пороках современного ему общества, недостатках людей.
Удивительную злободневность приобретают его стихи сегодня.
II. Учитель читает стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
III. Анализ стихотворения.
- Что происходит в стихотворении? (Поскользнулась и упала лошадь).
- Как описывает автор гололёд? ( Ветром опита, льдом обута, улица скользила).
Словарная работа
Круп – задняя часть тела животных, обычно лошадей.
Зевака – тот, кто «зевает» - слоняется без дела.
Кузнецкий – улица Кузнецкий мост, одна из центральных улиц Москвы.
- Что делают зеваки на Кузнецком? ( Штаны пришедшие на Кузнецкий клёшить).
- Как автор даёт понять своё отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение?
(«смех зазвенел и зазвякал»).
- Как вы понимаете слова: « Улица опрокинулась, течёт по-своему»…? ( В глазах лошади изображение вверх ногами).
- Какие слова подчёркивают большие размеры лошади? ( «Лошадь грохнулась»; «течёт за каплищей каплища»).
Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? ( И какая-то общая звериная тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте»).
- Какое свойство своей души приоткрывает лирический герой в обращении к лошади? (Нежность, неловкость при виде чужих слёз, желание утешить, ободрить).
- Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки? («Рыжий ребёнок», «пришла весёлая»).
- Какие слова герой нашёл для своего сочувствия? (« Деточка, все мы немножко лошади»).
- Как вы понимаете эти слова? (Все мы – живые. Каждый может оступиться, у каждого случаются беды, каждый нуждается в поддержке, каждый из нас знает, что такое боль).
- О чём это стихотворение? ( О человеческом сочувствии живому существу, попавшему в беду).
-Какими словами заканчивается стихотворение? ( « И стоило жить, и работать стоило»).
- Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу героя.
- Какова же главная мысль стихотворения? ( Каждое существо на земле нуждается в сочувствии и понимании).
- Эта мысль была важна во времена Маяковского и остаётся важной и в наше время. Автор противопоставляет смех зевак - обывателей, для которых упавшая лошадь – развлечение, глубокому пониманию и сочувствию, который проявляет лирический герой.
- Прочтите описание звука копыт так, чтобы можно было услышать, ощутить стук копыт по мостовой.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –
-Какие звуки помогают создать эту иллюзию?
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
-Употребление этих согласных звуков создаёт картину движения лошади, она идёт, цокая копытами.
Это звукоподражание ( подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы) несёт у Маяковского ещё и смысловую нагрузку «Гриб. Грабь. Гроб. Груб», помогает представить реальность того времени: грабежи, грубость, смерть.
- Прочитайте следующие строки, выделяя указанные звуки. Что передают они?
ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…
… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
-Эти звуки передают шарканье ног по тротуару. Метафора (ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…) даёт ощущение бесконечного движения любопытных по Кузнецкому мосту.
- Прочитайте следующие строки. Что мы слышим, выделяя голосом гласные звуки?
- ЛошАдь УпАлА!
-УпАлА лошАдь!
- Мы слышим выражение боли, которую испытала лошадь, когда упала (звук «у»), звук «а» - это крик самой лошади и восклицания прохожих.
Ассонанс - повторение гласных звуков в слове, фразе.
- Обратите внимание ещё раз на эти строки из текста. Это зеркальный повтор помогает нам понять, что не только зеваки смотрят на лошадь, но и лошадь видит их, слышит их смех, испытывая при этом сильнейшую физическую боль и душевную, так как ждёт помощи, сочувствия.
- Если обратить внимание на рифмы по всему стихотворению, то они здесь разные:
усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака - зазвякал), неравносложные (в шерсти - в шелесте, стойло - стоило), составные ( в вой ему - по-своему, один я - лошадиные, в няньке - на ноги).
- Обратите внимание на графику стиха - деление текста на интонационные отрезки. Строчки в стихотворении располагаются свободно по замыслу поэта.
Лирика В. Маяковского отличается от привычных нам стихотворений. XX век- эпоха коренной переделки мира, затронувшей и поэзию: «рубленый стих», «лесенка», необычные метафоры. Но всё же это – лирика с её страстным желанием раскрыть собственную душу.
- В заключительных строках стихотворения
…встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.
Маяковский говорит о том, что человеческое сочувствие, внимание и любовь – это то, ради чего стоит жить и работать, при этом поэт говорит не только о животном: это утверждение справедливо и для человека.
IV. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения ( наизусть – по выбору) « Хорошее отношение к лошадям».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/25/picture-487029-1411648512.jpg)
Самостоятельная работа-анализ стихотворения В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Самостоятельная работа учащихся 7 класса со стихотворением В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"....
Доброта и милосердие в стихотворении Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Урок литературы в 7 классе....
"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"
Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-738439-1518702271.jpg)
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «А вы могли бы?»
Разработка представляет собой опорный маршрут для семантического анализа стихотворения В.В.Маяковского "А вы могли бы?" Учащиеся самостоятельно исследуют словарь произведения, делят на ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-676550-1443902009.jpg)
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир"
Поэзия В.Маяковского - это диалог-отклик на любую боль, причинённую всему живому...
Знакомство с В.В. Маяковским. Анализ стихотворений: "Необычайное приключение..", "Хорошее отношение к лошадям"
Знакомство с В.В. Маяковским, слово о писателе, Творческая лаборатория писателя.Анализ отрывка из «Разговора с фининспектором о поэзии».Подробный анализ стихотворенний "Необычайн...